Управление текущей потребностью в денежных средствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических основ и практических приёмов управления текущей потребностью в денежных средствах.
В соответствии с целью при выполнении курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления текущей потребностью в денежных средствах;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВАХ………………………………..3
Понятие текущей финансовой потребности…………………………….…5
Факторы и их влияние на текущие финансовые потребности предприятия ……………………………………………………….……………9
Методы определения потребности в краткосрочном финансировании……………………………………………………………18
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»………………
Характеристика предприятия ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»……...……21
Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» ЗА 2009-2011 год …………………………………..23
Анализ финансового состояния предприятия ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» ЗА 2009-2011 год …………………………………...25
3 ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕКУЩИХ ФИНАНСОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»
3.1 Определение объема дополнительных финансовых ресурсов и оптимизация остатков денежных средств ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Классифицируются резервы также по тем конечным результатам, на которые эти резервы влияют. Различают следующие резервы: повышения объема продукции, совершенствование структуры и ассортимента изделий, снижение себестоимости продукции, повышение прибыльности продукции и, наконец, повышения уровня рентабельности и укрепления финансового положения.

Источником для выявления всех резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть только результаты внутреннего (управленческого) анализа. Результаты анализа только по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности также могут дать направления поиска резервов.

Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести инфляцию; состояние рынка; изменение законодательства и нормативных документов в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.

К внутренним факторам можно отнести объем и качество проданной продукции, товаров; политику ценообразования на предприятии; уровень себестоимости и других затрат; качество менеджмента разных уровней; технический уровень производственных фондов.

Трудности, возникающие при продаже продукции ввиду снижения спроса на нее, могут привести к снижению и валового дохода от реализации, и валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких – меньше, так как существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж норма прибыли растет. Затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от группы товаров.

Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Углубленный анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия, позволяет выявить резервы роста прибыли, т.е. количественно измеримые возможности ее увеличения. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов увеличения прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации.

Для снижения потребности в краткосрочном кредите необходимо:

– увеличить собственные оборотные средства;

– снизить текущие финансовые потребности.

Для увеличения собственных оборотных средств необходимо:

– нарастить собственный капитал (увеличив уставный капитал, нераспределенную прибыли и резервов, повысив рентабельность с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики).

– увеличить долгосрочные заимствования. Если долгосрочных кредитов в структуре пассивов относительно немного, то можно попробовать получить дополнительный долгосрочный кредит. В развитой рыночной экономике долгосрочный кредит имеет для предприятия свои преимущества: проценты ниже, чем по краткосрочному кредиту, возмещение растянуто во времени.

– уменьшить иммобилизацию средство внеоборотных активах, но только не в ущерб производству. Сохраняя активную часть основных средств, можно, например, попытаться избавиться от части или всех долгосрочных финансовых вложений, если они не играют особой роли для организации.

– увеличить объем реализации и прибыли при рациональном управлении последней.

Для уменьшения текущих финансовых потребностей необходимо:

– уменьшить оборотные активы;

Многие предприятия плохо управляют запасами, а то и вовсе не контролируют их. Такое легкомыслие способно привести к неплатежеспособности. Для определения оптимального уровня запасов существуют надежные экономико-математические инструменты.

– снизить дебиторскую задолженность;

 Сокращать длительность отсрочек платежей надо, однако, стараясь не подвергать себя риску потерять клиентов. Здесь могут быть полезны учет векселей, факторинг, и т.п. Необходимо также хорошо изучить рынок с целью понять, какие средние отсрочки предоставляют конкуренты. Необходимо также снизить удельный вес сомнительных клиентов, задерживающих платежи или вовсе не оплачивающих товар.

– увеличить кредиторскую задолженность, удлиняя сроки расчета с поставщиками крупных партий сырья, материалов, товаров, которые заинтересованы в сбыте больших, важных для продавца партий.

Финансовое положение организации, ее ликвидность и платежеспособность непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Такая зависимость объясняется тем, что скорость оборота средств влияет на:

– минимально необходимую величину авансированного капитала;

– потребность в дополнительных источниках финансирования;

– сумму затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением;

– величину уплачиваемых налогов и др.

Различные виды активов организации имеют неодинаковую оборачиваемость. Для оценки эффективности использования оборотных средств применяются показатели их оборачиваемости.

На величину и скорость оборота оборотных средств оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

– отраслевая принадлежность (торговля, промышленность, строительство);

– сфера деятельности организации;

– масштаб деятельности организации (малый бизнес, средний, крупный);

– влияние инфляционных процессов;

– характер хозяйственных связей с партнерами.

К внутренним факторам относятся:

– длительность производственного цикла;

– количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;

– система расчетов за товары, работы, услуги;

– темпы роста производства и реализации продукции.

– эффективность стратегии управления активами;

– ценовая политика организации;

– методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

Таким образом, на ТФП оказывают влияние такие факторы как:

1) длительность эксплуатационного  и сбытового циклов: чем быстрее сырье превращается в готовую продукцию, а готовая продукция – в деньги, тем меньше иммобилизация денежных средств в запасах сырья и готовой продукции;

2) темпы роста производства: поскольку ТФП вытекают непосредственно  из величины оборота, постольку и величина их изменяется параллельно динамике оборота; больший объем выпуска требует и больших средств на сырье, материалы, энергоносители и пр. Кроме того, в условиях инфляции предприятия предпочитают создавать солидные запасы сырья, чтобы не переплачивать за него после очередного взлета цен;

3) сезонность производства  и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и  материалами. Расхождение в сроках  поступлений и платежей может  довести предприятие до отсутствия  средств для осуществления расчетов в выполнение своих обязательств – так называемой технической неплатежеспособности (разрыва ликвидности);

4) состояние конъюнктуры: при «разогретом» и высококонкурентном  рынке самое нелепое, что может  случиться с продавцом, – это остаться без товара для скорейшей поставки покупателю. Чтобы опередить конкурентов, нужно поддерживать запасы готовой продукции на разумном уровне. Общеизвестно также, что наращивание оборота приводит обычно к разбуханию дебиторской задолженности предприятия, так как конкуренция вынуждает продавца привлекать покупателей все более выгодными условиями коммерческого кредита;

5) величина и норма  добавленной стоимости: чем меньше  норма добавленной стоимости (отношение  добавленной стоимости и выручки  от реализации, умноженное на 100%), тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность. Парадокс заключается в том, что при высокой норме добавленной стоимости и небольшой степени зависимости предприятия от закупок сырья фирме приходится просить своих поставщиков о более длительных отсрочках платежей.

Наиболее длительный цикл производства и реализации наблюдается как раз у предприятий с высокой нормой добавленной стоимости. У таких предприятий, как правило, значительные запасы готовой продукции, а потребности в сырье относительно скромные. Это заставляет предприятия наращивать дебиторскую задолженность и одновременно снижает роль кредиторской задолженности в удовлетворении ТФП.

 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»

 

    1. Характеристика предприятия ОАО  «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»

 

ОАО «Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших нефтяных компаний России, активно развивающая секторы разведки и добычи нефти и газа, переработку газа и производство электроэнергии, производство и маркетинг нефтепродуктов, продуктов нефте- и газохимии.

Основными направлениями бизнеса компании являются: 
     - разведка и добыча углеводородного сырья,

- переработка газа и  производство электроэнергии,

- производство и маркетинг  нефтепродуктов, товарного газа, продуктов газопереработки,

- выработка продуктов  нефтехимии.

Нефтегазодобывающая компания «Сургутнефтегаз». На его долю приходится  около 13% объемов добычи нефти в стране и 25% газа, добываемого нефтяными компаниями России.

Нефть поставляется как на российские нефтеперерабатывающие заводы, так и за рубеж - в страны СНГ и Западной Европы.

Основные рынки сбыта компании - регионы Северо-Запада России. В настоящее время розничная сеть Сургутнефтегаза представлена 5 торговыми компаниями: «Калининграднефтепродукт», «Киришиавтосервис», «Новгороднефтепродукт», «Псковнефтепродукт», «Тверьнефтепродукт».

На конец 2009 года торговые компании располагают 301 АЗС, большая часть которых представляет собой современные автозаправочные комплексы с широким спектром услуг. Сбытовые предприятия имеют 28 нефтебаз для хранения топлива.

Нефтеперерабатывающий завод компании – «Киришинефтеоргсинтез». На его долю приходится около 9% российской нефтепереработки. 
Завод выпускает 58 видов продуктов нефтепереработки с высокими экологическими и эксплуатационными свойствами, в том числе все виды моторных топлив, ароматические углеводороды, жидкий парафин, кровельные и гидроизоляционные материалы и др.

Дизтопливо, авиакеросины, кровельные материалы и битумы, выпускаемые заводом, соответствуют международным стандартам качества. 
Введенный в строй в 1996 году комплекс ЛАБ-ЛАБС выпускает основу для моющих средств с биоразлагаемостью 95%. На основе этого сырья производится 100% синтетических моющих средств в России и 10% - в Европе.

В состав компании входит крупный научный центр - научно-исследовательский и проектный институт «СургутНИПИнефть».  
Институт «СургутНИПИнефть» - крупнейшая проектная организация отрасли, он представляет собой единый высокотехнологичный комплекс, позволяющий осуществлять проектирование, обустройство месторождений нефти и газа на уровне мировых стандартов. Институт имеет международный сертификат качества серии ИСО 9000.

«СургутНИПИнефть» выполняет все виды работ в области геологии, бурения, разработки месторождений, решает задачи по созданию постоянно действующих моделей месторождений, по внедрению техники и технологий строительства скважин, методов повышения нефтеотдачи пластов, проектирования объектов обустройства.

 

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» ЗА 2009-2011 год

 

В таблице 2.1 представлены основные технико-экономические показатели предприятия за 3 года, по которым мы рассчитали абсолютные и относительные отклонения и выяснили, что:

- добыча нефти в 2010 и 2011 годах упала на 2,07 и 0,08 млн. тонн соответственно, следовательно, и темпы роста снизились на 3,4 и 0,1 %, а среднедействующий фонд добывающих скважин в свою очередь увеличился на 535 и 688 скважин соответственно;

- выручка увеличилась  на 5,1,а затем уже на 45,1 млрд. руб., а  вот темп роста прибыли в 2010, напротив, снизился на 26, но уже в 2011 увеличился на 11,2%, что привело к снижению дивидендных выплат в 2010 году на 8  млрд.руб. и соответственно к снижению дивидендов на 1 акцию, и увеличению выплат в 2012 году на 3 млрд.руб. и увеличению дивидендов на одну акцию;

- производство газа снизилось  на 0,5 и 0,7 млрд. куб.м., а темпы роста  на 3,5 и 1%;

- первичная переработка  углеводородного сырья в 2009 году  снизилась на 0,2 млн. тонн, а уже  в 2011 году увеличилась на 0,9 млн. тонн

- среднесписочная численность  персонала возросла за последние 2 года на 4962 человека, что объясняется  политикой активного набора молодых  специалистов, существующей в компании.

 

 

2.3 Анализ финансового  состояния предприятия ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» ЗА 2009-2011 год

 

Анализ финансового состояния будет осуществляться на базе  агрегированного баланса компании, бухгалтерских балансов за 2009-2011гг   и отчетов о прибылях и убытках за 2009-2011г.г.

Информация о работе Управление текущей потребностью в денежных средствах