Управление финансовыми рисками на предприи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 05:46, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.
Поставленная цель исследования предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
- проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;
- проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми рисками
1.1 Сущность, содержание, виды и методы оценки финансовых рисков
1.2 Определение типа риска и его измерения
1.3 Методы управления и способы снижения финансового риска
1.4 Система управления рисками - риск-менеджмент
Глава 2. Оценка управления финансовыми рисками на ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
2.1 Характеристика и анализ деятельности ОАО «ТХК»
2.2 Анализ системы управления рисками на предприятии
2.3 Совершенствование системы управления риском используемом на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности ОАО «ТХК» по минимизации финансовых рисков
3.1 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска
3.2 Основные методы и пути минимизации финансовых рисков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 104.44 Кб (Скачать файл)

Избежание риска. Это направление нейтрализации финансовых рисков является наиболее радикальным. Оно заключается в разработке таких мероприятий внутреннего характера, которые полностью исключают конкретный вид финансового риска. К числу основных из таких мер относятся: отказ от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезвычайно высок. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер, так как большинство финансовых операций связано с осуществлением основной производственно-коммерческой деятельности предприятия, обеспечивающей регулярное поступление доходов и формирование его прибыли; отказ от использования в высоких объемах заемного капитала.

Снижение доли заемных финансовых средств в хозяйственном обороте позволяет избежать одного из наиболее существенных финансовых рисков - потери финансовой устойчивости предприятия. Вместе с тем, такое избежание риска влечет за собой снижение эффекта финансового левериджа, т.е. возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах. Повышение уровня ликвидности активов позволяет избежать риска неплатежеспособности предприятия в будущем периоде. Однако такое избежание риска лишает предприятие дополнительных доходов от расширения объемов продажи продукции в кредит и частично порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера страховых запасов сырья, материалов, готовой продукции; отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях. Эта мера позволяет избежать депозитного и процентного риска, однако порождает инфляционный риск, а также риск упущенной выгоды.

Эти и другие формы избежания финансового риска лишают предприятие дополнительных источников формирования прибыли, а соответственно отрицательно влияют на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала.

Поэтому в системе внутренних механизмов нейтрализации рисков их избежание должно осуществляться очень взвешенно при следующих основных условиях:

если отказ от одного финансового риска не влечет возникновения другого риска более высокого или однозначного уровня;

если уровень риска несопоставим с уровнем доходности финансовой операции по шкале «доходность-риск»;

если финансовые потери по данному виду риска превышают возможности их возмещения за счет собственных финансовых средств предприятия и др.

Лимитирование концентрации риска - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Механизм лимитирования концентрации финансовых рисков используется обычно по тем их видам, которые выходят за пределы допустимого их уровня, т.е. по финансовым операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического риска. Такое лимитирование реализуется путем установления на предприятии соответствующих внутренних финансовых нормативов в процессе разработки политики осуществления различных аспектов финансовой деятельности.

Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, может включать:

предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности;

минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме;

максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю;

максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке;

максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента;

максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

Диверсификация. Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.

Хеджирование. Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущем. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж», а хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование - «хеджер».

Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение и хеджирование на понижение.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем.

Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем.

В зависимости от используемых видов производных ценных бумаг различают следующие механизмы хеджирования финансовых рисков: хеджирование с использованием фьючерсных контрактов; хеджирование с использованием опционов; хеджирование с использованием операции «своп».

Распределение рисков. Механизм этого направления минимизации финансовых рисков основан на частичном их трансферте (передаче) партнерам по отдельным финансовым операциям. При этом хозяйственным партнерам передается та часть финансовых рисков предприятия, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты.

Широкое распространение получили следующие основные направления распределения рисков:

распределение риска между участниками инвестиционного проекта. В процессе такого распределения предприятие может осуществить трансферт подрядчикам финансовых рисков, связанных с невыполнением календарного плана строительно-монтажных работ, низким качеством этих работ, хищением переданных им строительных материалов и некоторых других. Для предприятия, осуществляющего трансферт таких рисков, их нейтрализация заключается в переделке работ за счет подрядчика, выплаты им сумм неустоек и штрафов и в других формах возмещения понесенных потерь;

распределение риска между предприятием и поставщиками сырья и материалов. Предметом такого распределения являются прежде всего финансовые риски, связанные с потерей (порчей) имущества (активов) в процессе их транспортирования и осуществления погрузо-разгрузочных работ;

распределение риска между участниками лизинговой операции. Так, при оперативном лизинге предприятие передает арендодателю риск морального устаревания используемого актива, риск потери им технической производительности; распределение риска между участниками факторинговой (форфейтинговой) операции. Предметом такого распределения является прежде всего кредитный риск предприятия, который в преимущественной его доле передается соответствующему финансовому институту - коммерческому банку или факторинговой компании.

Самострахование (внутреннее страхование). Механизм этого направления минимизации финансовых рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолеть негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контрагентов.

Страхование риска. Страхование риска является наиболее важным методом снижения степени риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

В настоящее время появились новые виды страхования, например, страхование титула, страхование предпринимательских рисков и др.

Титул - законное право собственности на недвижимость, имеющее документальную юридическую сторону. Страхование титула - это страхование от событий, произошедших в прошлом, последствия которых могут отразиться в будущем. Оно позволяет покупателям недвижимости рассчитывать на возмещение понесенных убытков в случае распоряжения судом договора купли-продажи недвижимости.

Предпринимательский риск - это риск неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности. Страховая сумма не должна превышать страховую стоимость предпринимательского риска, т.е. сумму убытков от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая.

К прочим методам минимизации степени риска могут быть отнесены следующие:

обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск;

получение от контрагентов определенных гарантий;

сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами;

обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования, проведенные в данной дипломной работе позволяют сделать следующие выводы:

Риск это всепроникающее явление, присущее всем хозяйствующим субъектам функционирующим в условиях рыночных отношений.

Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.

Система управления риском прежде всего предполагает их оценку, результаты которой позволяют в дальнейшем выбрать наиболее оптимальный способ снижения рисков. В предпринимательской деятельности наиболее часто используются следующие пути снижения рисков: приобретение дополнительных фирм, компаний с хорошо налаженной системой внедрения новых технологий; привлечение внешних конкурентов-экспертов с узкой специализацией; внедрение нововведений; максимальное использование прошлого опыта; диверсификация; лимитирование; страхование; страхование ответственности; сострахование и перестраховании; резервирование средств.

Данная работа была посвящена вопросу организации системы управления рисками на промышленном предприятии. Была достигнута поставленная в дипломной работе цель, а именно: проведение всесторонних теоретических исследований в области управления риском предприятии, анализ существующего положения ОАО «ТХК» относительно выявления, оценки и управления рисками, осуществление собственной оценки рисков, разработка мероприятий по совершенствованию технологии управления риском на предприятии.

В теоретической части работы были исследована природа и экономическое содержание риска, рассмотрены теоретические основы управления риском на предприятии, приведены общие методы снижения риска, разработан механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.

На основе теоретических материалов был проведен анализ влияния рисков на функционирование предприятия на примере ОАО «ТХК ». Рассмотрены аспекты управления риском на предприятии и выявлено отсутствие системы по управлению рисками. Результаты анализа показали, что для ОАО «ТХК » наиболее значимыми являются риск морального и физического устаревания техники и оборудования, отсутствие стабильности в рамках обеспечения выполнения договоров и контрактов, ценовые риски, риск сезонности в выполнении работ/услуг и другие. Что касается используемых методов минимизации рисков, то на исследуемом предприятии основными являются диверсификация поставщиков и покупателей, а также видов вложения средств, страхование имущества, и такой прием компенсации риска как мониторинг конкурентной, социально-экономической и нормативно-правовой среды.

С учетом выводов, сделанных на основе анализа финансового состояния исследуемого предприятия, рисков и методов, используемых для их снижения, были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления рисками, на основе создания отдела управления рисками. Данный отдел должен работать на основании программы целевых мероприятий по управлению рисками.

Для ОАО «ТХК» рекомендованы для внедрения следующие методы снижения степени рисков:

- использование страховых инструментов  для защиты собственности и  снижении риска неисполнения  хозяйственных договоров, в частности  заключение договоров страхования  на случай невозможности в  связи с оговоренными причинами  поставить груз по ранее заключенным  контрактам, а также отказа покупателя  от приема сформированного и  укомплектованного портом груза. В этих случаях страхователю  возмещают убытки, связанные с  необходимостью поиска новых  покупателей, осуществлением возврата  груза и т. п.;

- резервирование средств для  покрытия непредвиденных расходов. Определение структуры резерва  на покрытие непредвиденных расходов  рекомендуется производить на  базе выявления непредвиденных  расходов по видам затрат, например, на заработную плату в виду  вынужденного простоя бригад, дополнительные расходы на переоборудование в случае резкого изменения структуры грузопотока, субконтракты. Такая дифференциация позволит определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы производства;

- лимитирование при управлении  дебиторской задолженностью и  в заемной политике. В систему  нормативов, обеспечивающих лимитирование  концентрации рисков рекомендуется  включать: предельный размер заемных  средств; минимальный размер активов  в высоколиквидной форме; максимальный  период отвлечения средств в  дебиторскую задолженность.

Информация о работе Управление финансовыми рисками на предприи