Управление финансовыми рисками на предприи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 05:46, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.
Поставленная цель исследования предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
- проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;
- проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми рисками
1.1 Сущность, содержание, виды и методы оценки финансовых рисков
1.2 Определение типа риска и его измерения
1.3 Методы управления и способы снижения финансового риска
1.4 Система управления рисками - риск-менеджмент
Глава 2. Оценка управления финансовыми рисками на ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
2.1 Характеристика и анализ деятельности ОАО «ТХК»
2.2 Анализ системы управления рисками на предприятии
2.3 Совершенствование системы управления риском используемом на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности ОАО «ТХК» по минимизации финансовых рисков
3.1 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска
3.2 Основные методы и пути минимизации финансовых рисков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 104.44 Кб (Скачать файл)

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. Рассмотрим показатели ликвидности:

1. Коэффициент абсолютной  ликвидности:

Кл.абс. = А1/(П1+П2)

на начало года Кл.абс. = 0,05, на конец года Кл. абс. = 0,07. При этом рекомендуемое значение этого показателя 0,2-0,25. В данном случае коэффициент абсолютной ликвидности далеко не удовлетворяет норме -- это говорит о том, что денежные резервы предприятия не достаточны и есть риск непогашения долгов.

2. Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности:

Кл.сроч. = (Al + А2) / (П1 + П2)

на начало года этот показатель = 0,3, на конец года = 0,42. Рекомендуемое значение коэффициента 0,7-1. Данный показатель также не соответствует норме, то есть абсолютно ликвидных и быстрореализуемых активов (A1 и А2) не хватит для того, чтобы погасить краткосрочные долги.

3. Коэффициент текущей  ликвидности (коэффициент покрытия):

Кл. тек.= (Al + А2 + A3 + А4) / (П1 +П2)

в начале отчетного периода коэффициент текущей ликвидности будет равен 1,35, на конец года =1,67. Этот показатель соответствует норме (>2).

В данном случае превышение текущих активов над текущими пассивами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех текущих активов, кроме наличности. Другими словами, коэффициент покрытия определяет границу безопасности для любого возможного снижения рыночной стоимости текущих активов.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если он характеризуется следующими соотношениями:

А1»П1 А2»П2 Аз»Пз А4»П4

В данном случае как на начало периода, так и на конец A1 < П1, А2 > П2, Аз > Пз, А4 <П4, а значит баланс нельзя считать абсолютно ликвидным. Проблема опять же состоит в нехватке денежной наличности. Платежный недостаток по деньгам можно восполнить излишком по группам А2 и Аз, хотя это будет компенсация лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Как любая организация ОАО «ТХК» ведут учет расчетов с бюджетом.

Расчеты с бюджетом - по налогам и сборам.

Учет ведут на счете 68 «Расчеты с бюджетом», открывая субсчета.

1.Начисление налога отражают:

Д К Сумма

99 68 Налог

НДС отражают:

1)по поступившим товарам:

19/4 60 НДС

2) по реализованным товарам:

90/1-1 68/7 НДС

3)по реализованным услугам:

91/1 68/7 НДС

2. Отражают зачет НДС:

68 19 НДС

3.Начисляют налог на  доходы физических лиц:

Д К Сумма

70 68 НДФЛ

4. Перечисляют налоги  в бюджет:

68 51 Налоги

Аналитический учет ведут в журнале - ордере № 10/1 (Приложение 4) по каждому виду налога.

При проведении инвентаризации может быть выявлена недостача, тогда возникает необходимость учет расчетов по возмещению материального ущерба:

Д К Сумма

94 41 недостачи по розничным  ценам

Сумма недостачи переносят на виновное лицо:

73/2 94 недостача по учетным  ценам (розничная цена - торговая  наценка)

73/2 98/4 недостача по торговой  наценке

Конкретный виновник может быть не установлен то:

91/2 94 по учетным ценам

Погашают сумму недостачи путем внесения денег в кассу (или удержание из заработной платы).

Д К Сумма

50 73/2 розничные цены

70 73/2 розничные цены

98/4 91/1 торговая наценка

Аналитический учет по счету 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» ведут в книге К - 19 по каждому материально - ответственному лицу, имеющему задолженность. Записи делают на основании актов, приходных кассовых ордерах и ведомостях.

Денежные средства предприятия обязано хранить на расчетных счетах в банке. Но ограниченная сумма наличных денежных средств могут хранится в кассе.

Под кассовыми понимаются операции по приему и выдаче наличных денег. Ведение таких операций возлагаются на кассира, который является материально - ответственным лицом и несет обязанность и ответственность за сохранностью денег.

Порядок ведения кассовых операций утвержден постановлением Центрального Банка РФ от 04.10.1993г. №18. Согласно этому остаток наличных денег не должен превышать лимита, установленного банком; деньги из кассы расходуют на строго определенные цели и помещение кассы должно быть изолированным и должно обеспечивать сохранность наличных денег.

Все операции с денежными средствами отражаются документально. Кассовые операции по приему денег ведут по приходным кассовым ордерам (Приложение 5), а выдача наличных денег - по расходным кассовым ордерам (Приложение 6). Расход денег может отражаться так же по другим документам: платежным ведомостям (Приложение 7); на выдачу заработной платы, премий, доплат и другое. Платежная ведомость составляется бухгалтером расчетного отдела.

Кассир ведет кассовую книгу (Приложение 8), которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в ней производят ежедневно на основании совершенных операций. Кассир указывает остаток на начало дня, затем на основании ПКО производит записи по приходу, а на основании РКО - записи по расходу, и выводит остаток денег на конец дня. Записи ведут в 2 - ух экземплярах под копирку. 1 - ый - остается в книге, а 2 - ой - служит отчетом кассира, который сдается вместе с приложенными документами бухгалтеру. Аналитический учет ведется в журнале - ордере № 1 (Приложение 9), который составляется на каждый месяц. Итоги выверяют по каждому синтетическому счету.

Инвентаризация в кассе проводится внезапно, с целью проверки наличия денежных средств. Для ее проверки назначают комиссию (главный бухгалтер, специальный орган (инспектор Налоговой инспекции и др.), кассир). По результатам проверки составляют акт и выявляют расхождение между фактическим и наличными данными.

Так как наличные денежные средства не должны превышать лимитов и организации могут осуществлять безналичные операции, то предприятия открывают расчетные счета в банках.

Расчетные счета открываются предприятиями являющимися юридическим лицом и имеющие самостоятельный баланс.

Для открытия расчетного счета предприятие предоставляет следующие документы:

Заявление на открытие счета;

свидетельство о регистрации предприятия;

3. копии уставов и учредительных  договоров;

4. два экземпляра банковских  карточек, с образцами подписей  и оттиском печати;

5. справка о постановке  на учет в налоговой инспекции, в пенсионном фонде и др. инстанциях.

Организация заключает договор на банковское обслуживание и ей присваивается номер расчетного счета.

На расчетный счет поступают свободные денежные средства и средства за реализованную продукцию, выполненные работы и прочие.

С расчетного счета производятся все платежи предприятия, осуществляемые по безналичным расчетам: оплата поставщикам за товар, погашение задолженности бюджету, платежи за коммунальные и прочие услуги.

Банк может самостоятельно списывать денежные средства со счета клиента. Например: проценты за пользование ссудами, за выполнение различных услуг.

Прием наличных денег производится банком на основании объявления на взнос наличными (выручка от реализации, паевые взносы, остаток не выданной заработной платы).

Выдача наличных денег: чеком (приказ банку о выдаче денег с расчетного счета).

Операции по безналичному расчету оформляются платежными поручениями (Приложение 10) и требованиями (Приложение 11).

На основании данных документов банк в согласованные сроки с предприятием выдает выписку из расчетного счета с приложенными документами.

Выписка из расчетного счета - это второй экземпляр лицевого счета предприятия. В ней указывают остаток денежных средств предприятия на расчетном счете предприятия, поступления на счет по кредиту и выбытие - по дебету. Полученная выписка обрабатывается бухгалтером. На ее основании составляют группировочную накопительную ведомость, на основании которой в конце каждого месяца делают записи в журнал - ордер № 2 и ведомость № 2 (Приложение 12).

На каждую операцию бухгалтер делает проводку, например: 31 декабря 2004 год

Д К Сумма

1. Поступила торговая  выручка предприятия:

А) из собственной кассы:

51 50/1 244000

Б) ранее числящиеся в пути: 1 декабря 2004 г.

51 57 14000

В) платеж от покупателя: 30 декабря 2004 г.

51 62 160782,32

2. Оплачено поставщику  за товар: 31 декабря

60/2 51 154257,32

3. Перечислено в бюджет  налоги: 14 декабря

68/1 51 264270

Каждое предприятие осуществляет хозяйственную деятельность при помощи средств производства, часть которых составляют основные средства. Закономерностями развития производства являются постоянное расширение основных фондов, внедрение современных машин и оборудования, укрепление материально-технической базы.

Улучшение использования материально-технической базы предприятий приводит к увеличению выпуска и реализации продукции, улучшению их качества, снижению себестоимости и повышению прибыли и рентабельности.

Основным источником анализа основных средств является. финансовая отчетность: форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 13) и форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (Приложение 14), раздел 3 «Амортизируемое имущество».

В бухгалтерском балансе данные об основных средствах показываются в активе, раздел 1 «Внеоборотные активы» по строке «Основные средства», где сумма основных средств отражается по остаточной стоимости.

Рассмотрим показатели состояния и структуры основных средств ОАО «ТХК». Из данных таблицы (Приложение 15) видно, что сумма основных средств возросла на 1445 тыс. руб. и составила на начало года 17476 тыс. руб., а на конец года 18921 тыс. руб..

Сумма зданий как на начало, так и на конец года составила 6382 тыс. руб., а сооружений - 856 тыс. руб.

Сумма машин и оборудований увеличилась на 657 тыс. руб.: на начало года - 5885 тыс. руб., на конец года - 6542 тыс. руб.. Темп роста составил 111,2 %.

Также увеличилась сумма транспортных средств на 849 тыс. руб. и составила на начало года 2469 тыс. руб., а на конец года 3318 тыс. руб., а темп роста равен 134,4 %.

Снизилась сумма производственного и хозяйственного инвентаря на 61 тыс. руб.: на начало года1853 тыс. руб., на конец года 1792 тыс. руб.. Темп роста составил 96,7 %. Сумма земельных участков и объектов природопользования как на начало года, так и на конец года составила 31 тыс. руб..

Т.о., в общей сумме основных средств наибольший удельный вес занимают машины и оборудования (34,6 %), здания (33,7 %), транспортные средства (17,5 %).

Рассмотрим показатели движения основных средств на примере ОАО «ТХК». Из данных таблицы (Приложение 16) видно, что в отчетном году предприятие списало основных средств на 310 тыс. руб., а приобрело на 1755 тыс. руб.. Т.о., коэф - т выбытия составил 0,04, т.е.4 % основных средств за отчетный период было списано.

В отчетный период введено в эксплуатацию машины и оборудование на сумму 709 тыс. руб., приобретены транспортные средства - на 849 тыс. руб. и производственный и хозяйственный инвентарь - на 179 тыс. руб..

В отчетном году выбыли из эксплуатации машины и оборудования на 52 тыс. руб. и производственный и хозяйственный инвентарь - на 258 тыс. руб..

Коэф - т поступления показывает долю поступивших основных средств в общей их стоимости на конец года: машины и оборудования - 0,04 %; транспортные средства - 0,05 %; производственный и хозяйственный инвентарь - 0,01 %.

Коэф - т выбытия показывает долю выбывших основных средств в общей их сумме на начало года: машины и оборудования - 0,003 %; производственный и хозяйственный инвентарь - 0,01 %.

От степени эффективности использования основных фондов во многом зависит эффективность производства в целом. Чем лучше используются основные фонды, тем больше выпуск продукции, выше производительность труда, ниже себестоимость выпускаемой продукции, выше прибыль и рентабельность.

Рассмотрим показатели эффективности использования основных средств на примере ОАО «ТХК». Из данных таблицы (Приложение 17) видно, что средняя стоимость основных средств возросла на 1445 тыс. руб. и составила на начало года 17476 тыс. руб., а на конец года 18921 тыс. руб..

Фондоотдача основных средств увеличилась на 1,15 по сравнению с прошлым годом и на 1 рубль приходится 7,74 рубля выручки.

Фондорентабельность значительно увеличилась на 20,8: на начало года - 6,1 %; на конец года - 26,9 %. На 1 рубль вложенных в хозяйственную деятельность предприятия основных средств приходится 26,9 % прибыли.

Т.о., в результате увеличения эффективности использования основных средств ОАО «ТХК» увеличило объем производства и реализации продукции на 21759,15 тыс. руб..

На эффективность использования основных средств влияют различные факторы. К ним относят:

объем выпущенной и реализованной продукции;

среднегодовая сумма основных средств;

производительность труда производственных рабочих;

производительность основных фондов;

эффективность использования отдельных видов основных средств.

Оборотные средства предприятий - это денежные средства, находящиеся в оборотных фондах, фондах обращения и прочих активах.

Оборотные средства, в отличие от основных фондов, в течение одного производственного цикла полностью потребляются, переносят свою стоимость на готовый продукт и восстанавливаются как в вещественно-натуральном, так и в стоимостном выражении, находясь, таким образом, в непрерывном движении.

Для обеспечения непрерывности возобновления производства надо, чтобы имеющиеся в распоряжении предприятий ресурсы планомерно превращались из одной формы в другую (с денежной - в производительную, из производительной - в товарную и, наконец, из товарной в денежную) и не накапливались сверх нормы. В противном случае оборачиваемость оборотных средств замедлится, и процесс производства нарушится.

Информация о работе Управление финансовыми рисками на предприи