Управление финансовыми рисками на предприи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 05:46, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.
Поставленная цель исследования предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
- проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;
- проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми рисками
1.1 Сущность, содержание, виды и методы оценки финансовых рисков
1.2 Определение типа риска и его измерения
1.3 Методы управления и способы снижения финансового риска
1.4 Система управления рисками - риск-менеджмент
Глава 2. Оценка управления финансовыми рисками на ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
2.1 Характеристика и анализ деятельности ОАО «ТХК»
2.2 Анализ системы управления рисками на предприятии
2.3 Совершенствование системы управления риском используемом на предприятии ОАО «Тамбовский хлебокомбинат»
Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности ОАО «ТХК» по минимизации финансовых рисков
3.1 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска
3.2 Основные методы и пути минимизации финансовых рисков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 104.44 Кб (Скачать файл)

Можно применять также несколько упрощенный метод определения степени риска.

Количественно риск инвестора характеризуется его оценкой вероятной величины максимального и минимального доходов. При этом чем больше диапазон между этими величинами при равной вероятности, тем выше степень риска.

Тогда для расчета дисперсии, среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации можно использовать следующие формулы:

б=Pmax (Xmax-X) + Pmin (X-Xmin);

І І

б =v б ;

V=±б/х*100,

Pmax-вероятность получения максимального  дохода (прибыль, (рентабельность);

Хmax-максимальная величина дохода (прибыли, рентабельности);

Х-средняя ожидаемая величина дохода (прибыли, рентабельности);

Рmin-вероятность получения минимального дохода (прибыли, рентабельности);

Хmin- минимальная величина дохода (прибыли, рентабельности)

1.3 Методы управления и способы  снижения финансового риска

Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его устойчивостью. Различают следующие грани устойчивости: общая, ценовая, финансовая и т.п.. Финансовая устойчивость является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, их перераспределения и использования, когда обеспечиваются развитие предприятия на основе собственной прибыли и рост капитала при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня финансового риска.

Таким образом, задача финансового менеджера заключается в том, чтобы привести в соответствие различные параметры финансовой устойчивости предприятия и общий уровень риска.

Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска.

Существует четыре метода управления риском:

1. Упразднение заключается в  отказе от совершения рискового  мероприятия. Но для финансового  предпринимательства упразднение  риска обычно упраздняет и  прибыль.

2. Предотвращение потерь и контроль  как метод управления финансовым  риском означает определенный  набор превентивных и последующих  действий, которые обусловлены необходимостью  предотвратить негативные последствия, уберечься от случайности, контролировать  их размер, если потери уже  имеют место или неизбежны.

3. Сущность страхования выражается  в том, что инвестор готов отказаться  от части доходов, лишь бы избежать  риска, т.е. он готов заплатить  за снижение риска до нуля.

4. Поглощение состоит в признании  ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда  сумма предполагаемого ущерба  незначительно мала и ей можно  пренебречь.

При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:

нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

нельзя рисковать многим ради малого;

следует предугадывать последствия риска.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитывать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.

Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

диверсификация;

приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;

лимитирование;

самострахование;

страхование;

страхование от валютных рисков;

хеджирование;

приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;

учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.

Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.

Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвесторам акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договоров на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставление займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов оказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Хеджирование (англ. нeaging - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э. Дж. и др. «Деньги, банковское дело и денежно - кредитная политика» этому термину дается следующее определение: «Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений». В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно - материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.

Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж» (англ. Hedge - изгородь, ограда). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер».

1.4 Система управления рисками - риск - менеджмент

Риск - это финансовая категория. Поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск - менеджмент. Таким образом, риск - менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента.

В основе риск - менеджмента лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации.

Конечная цель риск - менеджмента соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.

Риск менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Риск - менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).

Объектом управления в риск - менеджменте являются риски, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.

Субъект управления в риск - менеджменте -это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий и др.), которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.

Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.

Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.

Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации часто составляют предмет коммерческой тайны. Поэтому отдельные виды информации могут являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества или товарищества.

Менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание - это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают полновесной информационной ценностью.

Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений, что, естественно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.

Любое решение основывается на информации. Важное значение имеет качество информации. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передачи. Информация стареет быстро, поэтому ее следует использовать оперативно.

Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но также хранить и отыскивать ее в случае необходимости.

Риск - менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск - менеджмента:

1) функции объекта управления;

2) функции субъекта управления.

К функциям объекта управления в риск - менеджменте относится организация:

разрешения риска;

рисковых вложений капитала;

работы по снижению величины риска;

процесса страхования рисков;

экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

К функциям субъекта управления в риск - менеджменте относятся:

прогнозирование;

организация;

регулирование;

координация;

стимулирование;

контроль.

Риск - менеджмент по экономическому содержанию представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Как система управления, риск - менеджмент включает в себя процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала, определение вероятности наступления события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения (т.е. приемов риск - менеджмента), осуществление целенаправленного воздействия на риск.

Указанные процессы в совокупности составляют этапы организации риск - менеджмента.

Организация риск - менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.

Первым этапом организации риск - менеджмента является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска - это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала - получение максимальной прибыли.

Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений капитала должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.

Информация о работе Управление финансовыми рисками на предприи