Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и основные принципы бюджетного планирования 4
1.1. Понятие бюджетирование 4
1.2. Бюджетная классификация, ее значение в организации анализа
расходов бюджетных учреждений 6
1. 3. Формирование бюджетов 10
2. Анализ финансирования бюджетных учреждений 19
2.1. Задачи анализа финансирования 19
2.2. Экономическая характеристика МУЗ «Называевская ЦРБ» 21
2.3.Анализ отклонений фактических расходов от назначений по смете.24
Заключение 28
Список используемой литературы и источников 30

Файлы: 1 файл

анализ.docx

— 82.86 Кб (Скачать файл)

                 

Рис. 1 Процесс формирования основного бюджета7 

     Реальные  стандарты широко используются, так  как они могут обслуживать  одновременно много целей и обладают мотивационным влиянием на рабочих.

     На  первоначальной стадии разработка стандартов и бюджетов входит в обязанности  персонала, непосредственно связанного с производством продукции. При  составлении бюджетов необходимо использовать документы, по форме и структуре  приближенные к документам бухгалтерской (финансовой) отчетности, что значительно  упрощает процесс бюджетирования.

     Программное обеспечение и современные компьютерные технологии позволяют значительно  облегчить трудоемкий процесс бюджетирования и применять в расчетах и прогнозах  комбинации экспертных, статистических методов и сценарный анализ по принципу: « что будет, если … ».

     Техника составления бюджета предусматривает  9 – 11 шагов, последовательность формирования бюджета определяется руководителем предприятия. Применительно к практике отечественных предприятий следует придерживаться схемы формирования бюджетов из одиннадцати последовательных шагов (рис. 2.).

     Шаг 1.   Составление бюджета продаж – первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Для надежности прогноза продаж используют комбинации экспертных и статистических методов:

  • статистические методы - позволяют сделать прогноз на основе соответствующих тенденций развития, однако не позволяет предвидеть возможные качественные изменения;
  • метод экспертных оценок - функциональный метод, основанный на экспертных оценках: информация от руководителей отделов, экспертов поступает к директору по маркетингу, который несет ответственность за точность прогноза объема продаж и составление бюджета продаж;

  

     Рис. 2 Схема формирования бюджета предприятия8

     Экспертные  оценки разделяют на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным экспертным оценкам относят: сценарии, метод «интервью», аналитические докладные записки.

     Коллективные  экспертные оценки можно назвать  комплексными методами прогнозирования, поскольку они включают:

    1. подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;
    2. статистические методы обработки полученных материалов.

     К статистическим методам можно отнести:

  • метод экстраполяции трендов, основан на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тенденции (тренда) его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода;
  • метод экспоненциального сглаживания, представляет собой прогноз показателя на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов.

     Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:

  • Объем продаж предшествующих периодов;
  • Производственные мощности;
  • Зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;
  • Относительная прибыльность продукции;
  • Изучение рынка, рекламная компания;
  • Ценовая политика, качество продукции;
  • Конкуренция;
  • Сезонные колебания;
  • Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

     Руководитель  предприятия утверждает бюджет продаж после рассмотрения представленных двух основных документов: бюджет продаж, график ожидаемых поступлений денежных средств от продаж, руководителями других структурных подразделений (производственного, материально – технического, финансового отделов и др.).

     Бюджет  продаж составляется с учетом: уровня спроса на продукцию предприятия, географию сбыта, категории покупателей, сезонных факторов и прочих аналогичных факторов.9

     При прогнозировании продаж в терминах «Товар/Рынок» рассматриваются 4 вида прогнозов (рис. 3.).

     

     Рис. 3 Прогнозы бюджета продаж10 

     Базовый прогноз, скорее всего, окажется наиболее надежным, т.к. на него не влияют погрешности, связанные с освоением новых  рынков и выпуском новых продуктов.

     Прогноз А менее вероятен, чем базовый, что связано со сложностью получения достоверной оценки поведения потребителей на новых рынках.

     Прогноз В менее вероятен, чем А, из-за субъективности оценки потребностей в  новых продуктах (мнения торговых агентов, экспертов и т.д.)

     Прогноз С менее вероятен, чем В, что  связано с высокой степенью неопределенности объемов продаж новых продуктов  на новых рынках; при этом очень  высока степень риска получить доход  значительно ниже планируемого.

     Бюджет  продаж должен отражать квартальный  или месячный объем продаж в натуральных  и стоимостных показателях. Цены на продукцию должны планироваться  с учетом ожидаемой инфляции.

     Бюджет  продаж включает в себя ожидаемый  денежный поток от продаж, который  в дальнейшем будет включен в  доходную часть бюджета потока денежных средств. Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц отгрузки, во второй и т.д.

     Шаг 2.  Расчет коммерческих расходов должен соотносится с объемом продаж. Он производится по группам расходов, учитывая типы продукции, типы покупателей, географию сбыта, вид торговли (реализации).

     Большую часть коммерческих расходов составляют затраты на продвижение товаров  на рынок, рекламу, транспортировку  и т.д., поэтому ответственный  исполнитель (обычно директор по маркетингу) должен четко определить где, когда, и как должна быть проведена рекламная  компания и сколько потратить  не нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах. Примерный бюджет коммерческих расходов представлен в Приложении 1, табл. 3. Большинство затрат на сбыт продукции  планируется в процентном отношении  к объему продаж, за исключением  арендных платежей за складские помещения. Величина планируемого процента зависит  от жизненного цикла товара.

     Шаг 3.   Бюджет производства - представляет собой план выпуска продукции в натуральных показателях, составляется исходя из бюджета продаж. При его составлении необходимо учитывать производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, величину внешних закупок и др.

     Необходимый объем выпуска продукции определяется следующим образом: предполагаемый запас готовой продукции на конец  периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой  продукции на начало периода.

     Шаг 4. Бюджет производственных запасов - включает информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета: прогноза о прибылях и убытках - в частности подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции; прогноза балансового отчета – в части подготовки данных по оборотным средствам (сырье, материалы и др.) на конец планируемого периода.

     Все затраты подразделяются на прямые и  косвенные; к прямым затратам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного  персонала, большая часть общецеховых  расходов.

     Прямые  затраты на сырье и материалы  – это затраты на сырье и  материалы, из которых производится конечный продукт.

     Бюджет  прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета  и бюджета продаж.

     Бюджет  прямых затрат на материалы показывает, сколько сырья и материалов требуется  для изготовления и сколько сырья  и материалов должно быть закуплено.

     Шаг 5.   Бюджет прямых затрат на материалы - формируется исходя из объема закупок сырья и материалов, из ожидаемого объема их использования и предполагаемого уровня запасов.

     Алгоритм  расчета объема закупок таков:

     Объем закупок = объем использования + запасы на конец периода – запасы на начало периода

     Шаг 6.    Бюджет прямых затрат на оплату труда – зависит от вида продукции, трудоемкости изготовления и расценок на оплату труда за один час работы. На предприятиях, где существуют разные формы оплаты труда, выделяют финансовую и сдельную части оплаты труда.

     Если  к моменту составления бюджета  накопилась кредиторская задолженность  по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

     Шаг 7.    Бюджет общепроизводственных накладных расходов - включает все затраты, связанные с производством продукции, за исключением затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда.

     Общепроизводственные  цеховые расходы включают в себя постоянные и переменные части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, переменная - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

     Бюджет  общепроизводственных накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных  статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и  т.д.

     Шаг 8. Управленческие расходы – это все расходы не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия. Бюджет управленческих расходов включает в себя затраты на содержание управленческих отделов (отдел кадров, АСУ, юридический отдел, плановый отдел и т.д.) освещение, отопление офисов, сооружений производственного назначения, услуг связи и т.п.

     Большинство управленческих расходов носит постоянный характер: переменная часть затрат, если она присутствует, планируется  как процент (например, от объема продаж).

     Шаг 9.  Отчет (прогноз) о прибылях и убытках – первый из итоговых документов основного бюджета, показывающий, какой доход должно заработать предприятие и какие затраты понести.

     Отчет о прибылях и убытках может  быть аналогом Формы № 2 российской бухгалтерской отчетности. Балансовый отчет (прогнозный) показывает, какими средствами финансирования предприятие  обладает, как они используются, и характеризует финансовое состояние  предприятия на конкретную дату.

     Инвестиционные  проекты (программы) служат основой  для прогноза стоимости основных средств.

     Для прогноза баланса используется величина нормативных оборотных средств (сырье, материалы, незавершенное производство и запасы готовой продукции) и  величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

     Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости  кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

     В первом приближении никаких изменений  в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.

     Расхождения в прогнозах активной и пассивной  частей баланса дает представление  о недостатке (избытке) финансирования.

     Изменение структуры баланса сказывается  на итоге денежных средств.

     Шаг 10.   Составление бюджета потока денежных средств – один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании. Основой для его составления служат составленные (ранее изложенные) бюджеты и в первую очередь прогноз объема продаж.

     Поступление средств от основной деятельности рассчитывается с учетом изменений в дебиторской  задолженности, расходы (оттоки денежных средств), с учетом изменений в кредиторской задолженности. 

     Шаг 11.  Прогноз отчета о движении денежных средств рассчитывается отдельно по видам деятельности (основной, инвестиционной, финансовой). В расчетах может использоваться как прямой метод, так и косвенный метод.

     Прямой  метод расчета потока денежных средств  основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия.

     Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Обычно бюджет потока денежных средств составляется на год или  полгода вперед с разбивкой по месяцам. В реальной практике нередки  случаи определения понедельных (на неделю вперед) бюджетов потока денежных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление финансами