Управление финансами малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства.
Данная цель реализуется в результате решения следующих задач:
изучить понятие, сущность малого предприятия;
дать характеристику проблем малого предприятия в современном обществе;
рассмотреть налогообложение малого предприятия;
рассмотреть особенности кредитования малого предприятия в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления финансами малых предприятий
1.1 Современная классификация субъектов малого и среднего предпринимательства 4
1.2 Классификация способов финансирования малых предприятий 6
2. Особенности кредитования малого бизнеса ……………………………………..15
3. Особенности налогообложения малого предпринимательства в России
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Управление финансами малых предп.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 Упрощенная  система налогообложения (она же "упрощенка") - самый распространенный налоговый режим, применяемый предприятиями малого бизнеса. Она завоевала свою популярность по многим причинам, среди которых можно выделить значительно меньшую по сравнению с ОСН налоговую нагрузку, простоту ведения учета и отсутствие необходимости представлять в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, а также добровольность выбора данной налоговой системы. Упрощенную систему налогообложения вправе использовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, если они соблюдают требования ст. 346.12 НК РФ. Налогоплательщик, соответствующий указанным требованиям, имеет право избрать УСН либо остаться на общей системе налогообложения.

Почему же данная система налогообложения  называется упрощенной, что конкретно  в ней более просто, если сравнивать с общей системой налогообложения? Дело в том, что в УСН уплата основных налогов, на которых базируется общая система налогообложения, - налога на прибыль у юридических лиц, НДФЛ у индивидуальных предпринимателей (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), НДС и налога на имущество заменена уплатой единого налога, официально именуемого "налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения". Напомним основные ставки налогов при общей системе налогообложения: налог на прибыль - 20%, НДФЛ - 13%, НДС - 18%, налог на имущество - до 2,2%. Ставка же единого налога при упрощенной системе налогообложения составляет 6 либо 15%. Разумеется, прямое сравнение налоговых ставок при общей системе налогообложения и упрощенной системе налогообложения некорректно, так как перечисленные налоги имеют различные налоговые базы. Однако достаточно простые расчеты показывают, что общая сумма налогов, которые при одинаковых параметрах деятельности должен бы был уплатить налогоплательщик при ОСН и УСН, отличается в пользу последней в разы - выгода применения УСН очевидна. Упрощенная система налогообложения хороша еще и тем, что налогоплательщику предоставляется возможность не только ее выбора как специального налогового режима, но и выбора любой из ее "подсистем", отличающихся друг от друга налоговой базой и ставкой единого налога: либо 6% от дохода, либо 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов. 
Под доходами при определении налоговой базы при УСН понимаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также различные внереализационные поступления (например, от долевого участия в каких-либо организациях, в виде процентов по договорам займа и т.д.). Что касается расходов, учитываемых при расчете "упрощенного" налога со ставкой 15%, то их перечень является закрытым и приведен в ст. 346.16 НК РФ. Обратите внимание, что при выборе между "упрощенкой 6%" и "упрощенкой 15%" следует исходить из того, какую долю от ваших доходов составят документально подтвержденные расходы. Если доля таких расходов велика, то более выгодно уплачивать единый налог по ставке 15% от разницы между доходами и расходами. Если же доля расходов мала или их нельзя подтвердить надлежаще оформленными документами (актами приема-передачи, накладными, товарными чеками, чеками ККМ и т.д.), то более выгоден 6%-ный налог, исчисляемый с суммы доходов..

Сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет, рассчитывается налогоплательщиками  самостоятельно. В течение года налогоплательщик уплачивает авансовые платежи по налогу. Уплата авансовых платежей производится ежеквартально не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). 
Налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Это означает, что за прошедший год налогоплательщик производит окончательный расчет налога и не позднее 31 марта следующего года представляет в налоговую инспекцию налоговую декларацию. Уплата налога в бюджет за истекший год производится не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, - также по 31 марта следующего года. Никакую отчетность по единому налогу в течение года в налоговую инспекцию представлять не требуется, обязанностью налогоплательщика до окончания года является только уплата авансовых платежей по налогу. Налоговая декларация по единому налогу подается в налоговый орган только один раз в год.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности (система налогообложения в виде ЕНВД) - это специальный налоговый режим, применяемый в обязательном порядке налогоплательщиками, осуществляющими виды деятельности, перечисленные в ст. 346.26 НК РФ, при условии, что он введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов или законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга. Таким образом, режим в виде ЕНВД может применяться не на всей территории России, а только в тех ее субъектах административно-территориального деления, которые приняли соответствующие нормативные акты или законы. Нормативными актами муниципальных образований (законами Москвы и Санкт - Петербурга) система налогообложения в виде ЕНВД может быть введена как в отношении всех видов деятельности, подпадающих под "вмененку" согласно НК РФ, так и только для некоторых из них.

В случае непринятия каким-либо муниципальным  образованием соответствующего нормативного акта использовать "вмененку" на его территории нельзя и налогоплательщик, осуществляющий упомянутые в ст. 346.26 НК РФ виды деятельности, может применять по своему выбору общую либо упрощенную систему налогообложения. Вполне возможны ситуации, когда налогоплательщик ведет деятельность на территории нескольких муниципальных образований и при этом в одних из них введена система налогообложения в виде ЕНВД, а в других нет или когда на территории одного муниципального образования он одновременно ведет разные виды деятельности, одни из которых облагаются, а другие не облагаются ЕНВД. В таких случаях налогоплательщик должен вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подпадающей под ЕНВД, и деятельности, в отношении которой налогоплательщик уплачивает налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Систему налогообложения в виде ЕНВД вправе применять как индивидуальные предприниматели, так и юридические  лица (ООО, ЗАО, ОАО и др.). Уплата юридическими лицами ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Также юридические лица и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Плательщики ЕНВД не освобождаются от уплаты иных налогов и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды, а также от исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Организации и индивидуальные предприниматели, приступившие к осуществлению деятельности, облагаемой ЕНВД, обязаны встать на учет в налоговой инспекции в  качестве плательщика данного налога. Заявление для постановки на учет подается в налоговый орган в течение 5 дней с момента начала деятельности, облагаемой единым налогом.

Объектом налогообложения при  использовании системы ЕНВД является не фактический доход налогоплательщика (под которым обычно подразумевается выручка, полученная от покупателей и заказчиков), а вмененный доход - некая условная, установленная законом сумма потенциально возможного дохода, который мог бы получить налогоплательщик.

Сумма единого налога, исчисленная  за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

  1. Общая система налогообложения создает наиболее неблагоприятные условия для работы малых предприятий.
  2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности является более благоприятным для налогоплательщика: во-первых, привлекает добровольный порядок перехода на эту систему, во-вторых, ведение бухгалтерского учета и отчетности предусмотрено в упрощенном варианте. Для субъектов малого предпринимательства сумма начисленного к уплате единого налога не является фиксированной, а зависит от суммы полученной выручки.
  3. Система налогообложения в виде ЕНВД, на первый взгляд, кажется одним из самых благоприятных режимов налогообложений малого предпринимательства, однако жесткое требование к обязательному переходу на уплату ЕНВД лишает налогоплательщика права на применение установленных НК РФ льгот для этого вида деятельности (например, налог на прибыль). Кроме того, налог исчисляется с суммы базовой доходности и на его величину не влияют ни численность промышленного персонала, ни размер полученной выручки, ни иные виды деятельности предприятия.

Мировой опыт свидетельствует, что  предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно. Специальные налоговые режимы в виде ЕНВД и УСН применяются организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Несмотря на то что все системы налогообложения постоянно реформируются, каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков - малых, средних, крупных - не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения при ее применении субъектами малого предпринимательства, равно как и провести ее сравнение со специальными налоговыми режимами, действующими в отношении малого предпринимательства. У каждого малого предприятия есть свои особенности деятельности, поэтому они вправе выбрать ту систему налогообложения, которая выгоднее для них. Итак, можно сделать вывод, что специальные режимы налогообложения значительно способствуют развитию малого предпринимательства в стране, следовательно, в этой области можно ожидать дальнейшее реформирование.

Уставный капитал ООО и АО складывается из номинальной стоимости  долей (акций) его участников (акционеров). Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда (для ОАО — не менее тысячекратной величины МРОТ), установленного Федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Обычно учредители предприятия выбирают минимальный размер уставного капитала, что, во-первых, снижает размер их затрат по взносам в уставный капитал; во-вторых, упрощает оценку неимущественных вкладов (достаточно оценки участниками общества). Размер уставного капитала и номинальная стоимость его долей определяются в рублях. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов.

Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи, имущественные либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых его участниками и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается единогласным решением общего собрания участников (акционеров) общества. Исходя из норм действующего федерального законодательства, оценка неденежных вкладов учредителями производится путем ее указания в решении о создании предприятия. Тем не менее, например, в Московской регистрационной палате требуют не только самостоятельный акт оценки имущества, но и товарные чеки и иные документы, подтверждающие факт приобретения имущества, вносимого в уставный капитал. Данные требования являются незаконными. Отказ в приеме документов или отказ в государственной регистрации на этих основаниях может быть обжалован в суде.

Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал (оплатить акции) общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал (оплаты акций) общества, в том числе путем зачета его требований к обществу.

На момент государственной регистрации  общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. 
 Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (ООО наиболее распространенная организационно-правовая форма малых предприятий) не может быть менее суммы, определенной законом и образуется за счет вкладов его участников. На момент регистрации он должен быть оплачен не менее чем на половину. Оставшаяся часть оплачивается участниками в течение года. Неоплаченная часть уставного капитала должна быть возмещена в течение года деятельности его участниками. При нарушении данного порядка общество должно либо уменьшить свой уставный капитал и зарегистрировать его уменьшение, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации. Открытое и закрытое акционерные общества образуют уставный капитал из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Его величина должна быть не менее размера, предусмотренного законом РФ об акционерных обществах. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей. По окончании второго и каждого последующего финансового года в случае, если стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, АО обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала.

Информация о работе Управление финансами малых предприятий