Управление финансами малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства.
Данная цель реализуется в результате решения следующих задач:
изучить понятие, сущность малого предприятия;
дать характеристику проблем малого предприятия в современном обществе;
рассмотреть налогообложение малого предприятия;
рассмотреть особенности кредитования малого предприятия в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления финансами малых предприятий
1.1 Современная классификация субъектов малого и среднего предпринимательства 4
1.2 Классификация способов финансирования малых предприятий 6
2. Особенности кредитования малого бизнеса ……………………………………..15
3. Особенности налогообложения малого предпринимательства в России
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Управление финансами малых предп.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

           по  дисциплине

«Финансовый менеджмент и финансы организаций (предприятий)»

Тема: «Управление финансами малых предприятий» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Малое предпринимательство представляет собой среду, в которой формируется  предпринимательский уровень нации, и создаются предпосылки развития конкуренции - необходимого условия  рыночной экономики.

Место и роль малого бизнеса в  экономике страны во многом определяется его государственной поддержкой. Неудовлетворительное состояние российского  малого предпринимательства объясняется  отсутствием концепции его развития, игнорированием взаимосвязей между критериями малого предпринимательства, целями и методами его поддержки.

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена тем, что в настоящий  момент малые предприятия вынуждены  уделять больше внимания проблемам, связанным с формированием и  повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов и активизировать поиск путей улучшения своего финансового состояния.

Основной целью настоящей работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства.

Данная  цель реализуется  в результате решения  следующих задач:

  1. изучить понятие, сущность малого предприятия;
  2. дать характеристику проблем малого предприятия в современном обществе;
  3. рассмотреть налогообложение малого предприятия;
  4. рассмотреть особенности кредитования малого предприятия в России.

 Информационную основу курсового проекта составляют материалы отечественных и зарубежных исследователей, материалы периодической печати, интернет ресурсы.

1. Теоретические основы управления  финансами малых предприятий

1.1 Современная классификация субъектов малого и среднего предпринимательства

 

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с ним к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным критериям.1

Рассмотрим основные критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства. Так к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или несколькимюридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанные выше предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

1.2 Классификация способов финансирования  малых предприятий

В малом бизнесе поиск и привлечение капитала продолжается постоянно, пока растет и развивается компания. Окончание одного этапа финансирования, как правило, является началом следующего.2 Ниже рассмотрены основные способы финансирования деятельности малых предприятий.

Собственные финансовые ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту и их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия. В практике хозяйствования эти ресурсы используются главным образом для финансирования основных фондов, долгосрочных инвестиций и частично для формирования оборотных средств. Как мы помним, право собственности является важнейшим фактором мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: прибыль от различных видов деятельности, амортизационные начисления. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов распределяется на накопление и потребление. Прибыль, направляемая на накопление используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль направляемая на потребление используется для решения социальных задач. Амортизационные отчисления - это денежное выражение стоимости износа основных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, т.к. включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации возвращаются на расчетный счет, становясь внутренним источником финансирования.

Заемные ресурсы не являются собственностью данного предприятия и их использование чревато для него потерей независимости. Заемные средства предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности, что в конечном итоге обуславливает их более быструю, по сравнению с собственными ресурсами, оборачиваемость. К заемным средствам относятся разнообразные виды кредитов привлекаемые от других звеньев кредитной системы (банков, инвестиционных институтов, государства, предприятий). Лизинг - долгосрочная форма аренды машин и оборудования, используемая как один из заемных источников формирования финансовых ресурсов.

Привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Данные средства до возникновения санкций (штрафов или других обязательств перед владельцами) могут быть использованы по усмотрению хозяйствующего субъекта.

Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

Рассмотрим архивные данные 2011 года с тем, чтобы проанализировать причины резкого снижения уверенности МСБ по Москве в 2009 году. На рисунке показаны данные суммарной выручки по округам г. Москвы, которую в 2011 году получили предприятия МСБ.

Рис. 1 - Суммарная выручка МП в 2011 году, представивших бухгалтерскую отчетность в номинальных ценах, млрд. руб.

Можно видеть, что выручка предприятий  совершенно не равномерна по округам, доля ЦАО намного выше, чем всех остальных округов Москвы, при  этом только доли ЮАО и САО, меньшие  почти в три раза, чем у ЦАО, сравнительно высоки.

Для того, чтобы рассчитать производительность малых предприятий, как отношение  выручки к общему числу, то есть производительность, как единицу сравнения, проанализируем и численность в распределении  по округам.

Рис. 2 - Численность предприятий МСБ в единицах по округам Москвы, 2011 год

Рисунок показывает, что соотношение  так же наблюдается то же самое, что  и на рисунке 2, то есть сравнение  по показателю производительности будет  правомерно, так как и показатели численности по вторым за ЦАО округам – ЮАО и САО так же в три раза меньше.

Расчет производительности, который  не учитывается в анализе, проводимом при реализации программ развития, позволит увидеть саму активность предприятий, их способность реализовывать вложенные ресурсы.

Рис. 3 - Выработка на 1 рубль вложенных в основной капитал средств, копеек

Рисунок показывает совершенно иное соотношение, выработка на вложенный  рубль наиболее эффективна не при  приросте численности предприятий  МСБ, так как один из самых малочисленных по количеству субъектов МСБ ЗАО имеет самую высокую выработку на рубль, вложенный в производство, то есть фактически самыми эффективными по капиталовложениям оказываются округа, которые не создают условий прироста, как ЦАО, который, лидируя по приросту численности, оказался в числе аутсайдеров рынка.

Рассмотрим долю убыточных предприятий  по округам за тот же период в  сравнении с выработкой.

Рис. 4 - Сравнение показателей выработки ра рубль и доли убыточных прелприятий по округам, 2011 год

Рисунок показывает, что выработка  не является влияющим на долю убыточных  предприятий показателем, то есть прибыльность  бизнеса не является основным показателем  проявления предпринимательской инициативы, а, как видится, является проявлением  большей доступности условий ведения бизнеса, то есть показателем качества ведения дел в области улучшения условий для бизнеса со стороны администрации округа.

Рассмотрим процессы согласований покупки или строительства недвижимости, перепланировки помещений, работ по благоустройству своей территории, по данным исследования, проведенного в 2009-2010 годах3

Таблица 1 - Итоги исследования доступности информации и числа согласований для МСБ по инстанциям г. Москвы

 

Инстанция

Минимально необходимое количество согласований

Нормативные сроки  согласований

Доступность информации

1.

Москомархитектура

8

30-90 дней

полно и доступно

2.

Мосэнерго

8

7-14 дней

полно и доступно

3.

ГлавАПУ АПУ, АПО (УТР)

7

10- 30 дней

недостаточно полно

4.

Мосводоканал

6

7-14 дней

полно и доступно

5.

Управа

6

7-14 дней

полно и доступно

6.

Мосгоргеотрест

5

10-24 дня

полно и доступно

7.

Префектура

5

7-14 дней

полно и доступно

8.

ЦГСЭНи Роспотребнадзор

3

7-21 день

не предоставляется (минимальна)

9.

ГИБДД

3

7 дней-14 дней

недостаточно полно

10.

СППМ

3

14 -30 дней

не предоставляется (минимальна)

И.

НПИнПИ «Генплан»

3

7-120 дней

не предоставляется (минимальна)

12.

Мосводосток

3

7-21 день

недостаточно полно

13.

Департамент природопользования

3

14-30 дней

полно и доступно

14.

Мосгортранс

3

21 день

не предоставляется (минимальна)

15.

МГТС

2

14 дней

недостаточно полно

16.

Управление метрополитена

2

14 дней

недостаточно полно

17.

Департамент земельных  ресурсов

2

7 -135 дней

недостаточно полно

18.

Департамент  имущественных  отношений

2

14 дней

полно и доступно

19.

УГПС ГУВД

1

14 дней

не предоставляется (минимальна)

20.

Москомнаследие

1

14 дней

полно и доступно

21.

Управление ландшафтно-визуального  дизайна

1

14 дней

не предоставляется (минимальна)

 

ГУП «Оператор системы  грунт»

1

30 дней

не предоставляется (минимальна)

23.

Государственный градостроительный  кадастр

1

3 дня

недостаточно полно

Информация о работе Управление финансами малых предприятий