Управление финансами малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства.
Данная цель реализуется в результате решения следующих задач:
изучить понятие, сущность малого предприятия;
дать характеристику проблем малого предприятия в современном обществе;
рассмотреть налогообложение малого предприятия;
рассмотреть особенности кредитования малого предприятия в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления финансами малых предприятий
1.1 Современная классификация субъектов малого и среднего предпринимательства 4
1.2 Классификация способов финансирования малых предприятий 6
2. Особенности кредитования малого бизнеса ……………………………………..15
3. Особенности налогообложения малого предпринимательства в России
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Управление финансами малых предп.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

 

Можно видеть, что длительность согласований достигает 135 дней (Департамент земельных  ресурсов), и при этом вся информация, связанная именно с землепользованием представлена организациями, дающими неполную или минимальную информацию, что может быть вызвано непроведенными в должном объеме работами по землеустройству и землеотведению работами со стороны администрации города.

Так же затруднена работа с такими организациями, как ГУП «Оператор системы грунт», Управление ландшафтно-визуального дизайна, УГПС ГУВД, Департамент земельных ресурсов, Мосгортранс, НПИнПИ «Генплан», СППМ, ЦГСЭНи Роспотребнадзор, ГлавАПУ АПУ, АПО (УТР), то есть всеми организациями, которые ответственны за предоставление мест для внешней рекламы, мест строительства, размещения, то есть и капиталовложений, и вероятности информирования потребителя.

Не существует единой политики в  отношении данных административных барьеров, то ест вопросы преодоления их решаются не комплексно, а единично, по факту обращения.

Такая система на момент подъема  активности бизнеса в 2011 году, в начале, вызвала обратный отсчет развития на территории Москвы, как показывает анализ, и именно она требует улучшения, выработки единой политики взаимодействия власти и малого и среднего бизнеса, реализации системы прозрачности обращений представителей МСБ.

Так же изменений требует система  оценки деятельности МСБ, и работы с  предприятиями, достигшими уровня зрелости, которые, как показывает практика, при достижении уровня зрелости сталкиваются с тем, что они уже не получают помощи со стороны структур, декларирующих эту помощь (см.2).

Данное утверждение подтверждает динамика среднего срока существования  субъектов МСБ за период с 2003 года по 2010 год (см. рис.3).

Рис. 5 - Средний возраст предприятий, лет

Рисунок показывает, что за весь период средний возраст большинства  предприятий, как следует из логики расчета показателя среднего значения, не превысил 4,5 лет, то есть на момент взросления и достижения фазы зрелости бизнеса сведение на «нет» всех видов имущественной и финансовой поддержки вызывает кризисные явления, и структура предприятий по длительности на рынке меняется, за счет ввода новых, и выбытия тех, кто достиг зрелости, и фазы критической отметки, где требуется уже новый подход, новые финансовые вложения.

Это показательно проявил 2011 год, последствия  которого для субъектов МСБ г. Москвы, особенно в ЦАО, где прирост  новых предприятий самый высокий, стали негативными.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности кредитования малого бизнеса

 

Достаточно  часто открытие собственного дела требует финансовых вливаний, причем происходит это как на начальном этапе, так и в последующем, по мере развития предпринимательской деятельности. Даже уже достаточно развитый бизнес может требовать дополнительного финансирования для закупки нового оборудования, товаров, сырья, а также на иные цели.

В том случае, если предприниматель решается на обращение в банк за получением ссуды, то ему следует знать и учитывать особенности кредитования малого бизнеса, которые оказывают существенное влияние на возможности, порядок и условия оформления ссуды.

Широко распространенной особенностью кредитования малого бизнеса является тот факт, что для его оформления заемщику следует заниматься активной предпринимательской деятельностью на протяжении определенного срока, как правило, не менее полугода. Также в подавляющем числе случаев обращения в банк за кредитом заявка удовлетворяется только тогда, когда заемщик предоставляет залоговое обеспечение на период использования займа. При этом ликвидная стоимость залогового имущества имеет большое значение для определения объема кредитования и условий использования ссуды. Важным условием оформления кредита для малого бизнеса является и уровень платежеспособности клиента. Для его определения подготавливается финансовая документация и проводится аудит заемщика.

Для получения  кредита заемщику важно выбрать  кредитную программу банка и  подать заявку, указав в ней цели использования средств, уровень  финансовой доходности, сумму кредита. Особенностью кредитования малого бизнеса может рассматриваться размер ссуды, а также процентная ставка банка. Лимит кредитования определяется как в верхней, так и в нижней границе. Как правило, банк не готов предоставить кредит для малого бизнеса ниже 50 тысяч рублей. Верхняя граница лимита средств определяется уровнем доходности и платежеспособности клиента и может составлять до 5 миллионов рублей. Ставка по таким кредитам традиционно достаточно большая. Составляет до 25% годовых.

Особенностью кредитования малого бизнеса является и рискованность выдачи ссуд для кредитора, которая компенсируется не только высокой ставкой и тщательной оценкой уровня платежеспособности, но и жесткими требованиями к залоговому обеспечению, необходимостью предоставления поручителей.

В ведущих странах мира основную часть дохода государственного бюджета  обеспечивают предприятия малого и  среднего бизнеса. В нашей стране ситуация не такая радужная, и не смотря на все многочисленные программы  государства по поддержке этого  сегмента экономики, доля предприятий малого и среднего бизнеса до сих пор остается незначительной.

Правила налогообложения и юридическое  сопровождение бизнеса предприниматели  освоили и соблюдают без проблем, но вот финансирование различных  направлений деятельности малого бизнеса, получение профильных и целевых кредитов в течение нескольких лет не находит поддержки среди банкиров нашей страны.

В современных условиях развития экономики  получение кредита с целью  развития бизнеса является зачастую единственной возможностью для небольших предприятий не только провести различные мероприятия по модернизации и инновации, но и пополнить свои оборотные активы, для сохранения предприятия на плаву.

Несмотря на видимую активизацию  банков в сегменте предоставления услуг  по кредитованию малого бизнеса, многочисленные конференции и рекламные призывы, фактическое получение кредита происходит не часто.

Рассмотрим основные проблемы кредитования малого бизнеса с разных точек зрения.

Основные проблемы выдачи кредитов для малого бизнеса с точки зрения банков:

 

  • непрозрачность ведения бизнеса этого сегмента предпринимательской деятельности;
  • проблемы с экономической и юридической грамотностью большинства руководителей малых предприятий;
  • фактическое отсутствие ликвидных залогов у субъектов малого предпринимательства;
  • отсутствие реальной гарантированной государственной поддержки сферы малого бизнеса;
  • риски не возврата кредита по оценкам экспертов увеличивается в нашей стране ежегодно.

Основные проблемы выдачи кредитов для малого бизнеса с точки зрения субъектов этого сегмента предпринимательской деятельности:

 

  • высокие кредитные ставки, почти полное отсутствие льготных кредитов и «кредитных каникул» для начинающих предпринимателей;
  • очень жесткие условия и недостаток информации при получении кредита;
  • длительные сроки рассмотрения заявки;
  • отсутствие реальной гарантированной государственной поддержки сферы малого бизнеса;
  • невозможность получить кредитную поддержку на развитие бизнеса "с нуля";

В последние несколько лет среди  главных участников рынка финансирования предприятий малого бизнеса выделяются две группы банков. Это региональные банки, часто небольшие, укрепившиеся в этом сегменте деятельности, хорошо знающие специфику и структуру экономики своего региона, и крупные банковские филиалы целенаправленно работающие с субъектами малого бизнеса. Ангажированность и бюрократия в обоих вариантах имеет место, но есть и положительные моменты. Местные банки часто идут навстречу своим постоянным клиентам, а банковские филиалы крупных структур имеют возможность предоставления льгот и официальных пролонгаций.

Главное – процесс движется, взаимопонимание  достигается, и надежда на улучшение  условий кредитования предприятий  малого бизнеса есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности налогообложения малого предпринимательства в России

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних  предприятий, выступающих как экономические  субъекты рынка. На современном этапе  развития нашей страны малое предпринимательство  призвано не только стать элементом  структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Главным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу - обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач, и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого предпринимательства.

В настоящее время роль малого предпринимательства  в России явно недостаточна: по таким  показателям, как доля малых предприятий  в ВВП, или занятость, наша страна далека от аналогичных показателей  развитых рыночных стран. Невелик вклад малого бизнеса и в финансовые ресурсы государства. Сложность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства в России во многом связана с неразработанностью теоретических проблем этого сектора экономики, что, в частности, требует постоянного совершенствования правового регулирования малого предпринимательства, в том числе в области налогообложения.

 Важное значение имеет то обстоятельство, что в законе четко прописаны особенности правового регулирования субъектов малого предпринимательства. В соответствии с ними и Налоговым кодексом РФ (НК РФ) малые предприятия имеют право применять:

    1. общий режим (систему) налогообложения, при котором уплачиваются в бюджет все установленные налоги;
    2. специальные налоговые режимы:

–  упрощенную систему налогообложения;

– систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

–  иные специальные налоговые режимы.

Общая система налогообложения (ОСН) является налоговым режимом "по умолчанию" - его обязаны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, не облагаемые единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), и не представившие в налоговый орган заявление о намерении использовать специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения (УСН) или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН). Также общую систему налогообложения обязаны применять все предприятия, годовой доход которых превысил 60 млн. руб. (в связи с тем, что превышение данной суммы дохода является критерием, в соответствии с которым налогоплательщик лишается права использовать УСН).

Помимо уплаты всех основных налогов  и ведения налогового учета юридические лица, применяющие ОСН, обязаны в полном объеме вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность - баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2) и ряд других отчетов. Индивидуальные предприниматели, в отличие от юридических лиц, вести бухгалтерский учет не обязаны, хотя и вправе делать это добровольно, для собственных целей.

Перечислим основные налоги, отличающие общую систему налогообложения от других налоговых систем.

Налоги юридических лиц:

–  налог на прибыль организаций;

–  налог на добавленную стоимость;

–  налог на имущество организаций.

Налоги индивидуальных предпринимателей:

–  налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

–  налог на добавленную стоимость;

–  налог на имущество физических лиц.

Также, вне зависимости от применяемой системы налогообложения (ОСН, УСН, ЕНВД или др.) и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (например, заработной платы своим работникам, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и т.п.), обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды (табл. 1), удерживать НДФЛ из заработной платы и других выплачиваемых физическим лицам доходов и перечислять его в бюджет, выступая в качестве налогового агента.

Таблица 2 - Ставки страховых взносов (%) для разных категорий 
налогоплательщиков, применяемые в 2012 г.

 

Пенсионный фонд

ФФОМС

ФСС

Общая сумма взносов

Для лиц 1966 г/рожд. и старше

Для лиц 1967 г/рожд. и моложе

Страх. часть

Страх. часть

Накопит. часть

Общий режим налогообложения (свыше 512 000 р.)

10

0

-

-

-

10

Плательщики на УСН (свыше 512 000 р.)

Плательщики на ЕНВД (свыше 512 000 р.)

Общий режим налогообложения

22

6

6

5,1

2,9

30

Плательщики на УСН

Плательщики на ЕНВД

Организации, получившие статус участников проекта «Сколково»

            14

8

6

-

-

14

Организаций, работающие в области средств массовой информации (за исключением рекламы)

        20,8

4,8

6

3,3

2,9

27

Начисления инвалидов, а также общественных организаций инвалидов

16

0

6

2,3

1,9

20,2

Плательщики, использующие ЕСХН

Товаропроизводители сельскохозяйственные

Организации со статусом резидентов технико-внедренческой  зоны или туристско-рекреационной деятельности

8

2

6

4

2

14

Общества (хозяйственные), созданные позднее 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями (127-ФЗ)

Организации осуществляющие разработку, а также реализацию программ для ЭВМ, БД

Организации, предоставляющие инжиниринговые услуги

22

6

6

5,1

2,9

30

Плательщики на УСН с  основным видом деятельности указанным  в пункте 8 части1 статьи 58 Федерального закона № 212*

20

4

6

-

-

20

Аптечные организации

НКО на УСН, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных разработок, здравоохранения, культуры и искусства, а также благотворительные организации

Информация о работе Управление финансами малых предприятий