Управление человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение системы работы с кадровым резервом и подготовка руководящих кадров.
Кадровый резерв - группа работников:
1. потенциально способных к руководящей деятельности;
2. отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга;
3. подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Резерв руководителей - группа сотрудников организации, обладающих потенциалом для занятия в перспективе руководящей должности, определенная в результате формального селекционного процесса.

Содержание работы

Введение 3
1.Принципы и методы работы с резервоми 5
1.1.Подготовка руководящих кадров 5
1.2.Работа с молодыми специалистами 12
1.3 Организация конкурсов специалистов 16
2.Работа с кадровым резервом за рубежом 19
2.1.Аттестация кадров 19
2.2 Планирование карьеры 22
2.3 Методы подбора персонала 25
3.Автоматизированная экспертная система отбора кадров 31
Заключение 33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

управление человеческими ресурсами.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

1. привлечение их к  разработке предложений по улучшению производственной деятельности организации (предприятия) в целом или по отдельным вопросам;

2. направление в родственные  организации, на предприятия для изучения опыта работы;

3. организация стажировки  вновь назначенных руководящих  работников у опытных руководителей  организаций и предприятий;

4. привлечение к подготовке  и участию в работе научно-технических  советов, семинаров, совещаний, к выступлению  с докладами, рефератами по технической, экономической, управленческой и другой тематике.

     Школы резерва  — важное звено в подготовке  будущих руководителей на уровне  предприятия, организации, региона. На предприятии зачисление в школу резерва оформляется приказом руководителя, а возглавляет ее, как правило, заместитель руководителя по кадрам. Методическое руководство школами резерва осуществляется службами по подготовке кадров.

     Таким образом, процедура принятия обоснованного  решения о выдвижении того  или иного работника на руководящую  должность из состава резерва  должна предусматривать:

-  наличие нескольких  кандидатов на данную должность;

-  оценку профессионально  необходимых качеств кандидатов  и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью;

- сравнительный анализ  оценок качеств кандидатов для  выбора наиболее достойного.

     Завершением  работы по формированию и подготовке  резерва кадров является выдвижение  работника на соответствующую  должность. Расстановка кадров является  конечной целью кадровой политики  и ключевым звеном всей работы  с кадрами управления.

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

               1.2. Работа с молодыми специалистами

 

     Важным источником  пополнения руководящих и инженерно-технических  кадров организаций и предприятий  являются молодые специалисты  с  высшим образованием.

     Работа с  ними строится так, чтобы на каждом этапе обучения студентов их производственная подготовка осуществлялась совместно с базовыми предприятиями, организациями на принципе совмещения учебы с

производственным трудом с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. За время обучения необходимо обеспечить каждому студенту получение рабочей профессии по профилю специальности, а также овладение первичными навыками профессиональной деятельности в соответствии с характером будущей работы на производстве — технологической, эксплуатационной, управленческой, конструкторской и др.     В этой связи кардинального улучшения требует отбор на учебу наиболее подготовленной части рабочей молодежи предприятий и организаций на основе развития и совершенствования долговременных форм профессиональной ориентации на соответствующие профессии, выявления наиболее достойных претендентов для поступления в высшие учебные заведения нужного профиля.

     В целях  практического закрепления профессиональных  знаний и навыков в полученной  специальности у выпускников  высших учебных заведений, повышения  их ответственности за результаты  трудовой деятельности, улучшения  использования специалистов на  производстве принято, что после  трех лет работы по месту  распределения молодой специалист  проходит специальную аттестацию, по результатам которой определяется его  дальнейшая деловая карьера.

     Основной задачей  совместной работы организаций, предприятий и высших учебных  заведений по подготовке будущих  специалистов   производства является обучение их самостоятельному принятию решений, умению отвечать за свои действия, обеспечение глубоких профессиональных знаний, а также развитие материальной базы учебных заведений.

     Работа с  молодыми специалистами в организациях  и на предприятиях проводится следующим образом. На основании заключенных договоров с соответствующими учебными заведениями начальники отделов кадров предприятий и организаций совместно с главными инженерами или заместителями руководителей по кадрам проводят предварительный отбор будущих молодых специалистов и участвуют в работе комиссий по персональному распределению при учебных заведениях. Одновременно с приказом о назначении на должность каждому младшему специалисту назначается наставник из числа высококвалифицированных мастеров, прорабов и других непосредственных руководителей на участке работы, а каждому специалисту с высшим образованием — руководитель стажировки на срок до одного года.

     Молодые специалисты, окончившие техникумы и училища, могут быть направлены на работу в качестве рабочих в соответствии с перечнями профессий и квалификаций, утвержденными отраслевыми министерствами и ведомствами. Наставники в течение года работают с молодыми специалистами, передавая им опыт профессиональной деятельности.

     Отдел кадров  следит за своевременным составлением  молодым специалистом и его  руководителем индивидуального  плана стажировки по полученной специальности и утверждением его одним из руководителей предприятия. Выполнение индивидуального плана систематически контролирует руководитель стажировки. Копия плана хранится в личном деле молодого специалиста. По окончании срока стажировки последний составляет отчет и представляет его комиссии по подведению итогов стажировки, которая дает рекомендацию о дальнейшем использовании данного работника. Решение комиссии оформляется соответствующим приказом.

     Основной задачей  стажировки молодых специалистов  является приобретение ими необходимых  практических и организаторских  навыков для выполнения обязанностей  по занимаемой должности, углубление знаний экономики производства, научной организации труда и управления, ознакомление с научными, техническими и производственными достижениями. Вместе с тем за время стажировки выявляются деловые и личностные качества выпускников вуза.

     Руководители  предприятий контролируют работу  руководителя стажировки и поддерживают  связь с вузом, который окончил молодой специалист. По вопросам совершенствования методики проведения стажировки отделы кадров представляют вузам соответствующие отчеты о ходе стажировки.

     В целях  повышения активности молодых  специалистов в освоении профессиональной деятельности, содействия их квалификационному и культурному росту на предприятиях и в организациях, где работает не менее 10 молодых специалистов, создаются советы молодых специалистов. Эти советы привлекают выпускников вузов к участию в научно-технических конференциях, различных технических и экономических кружках; уделяют внимание молодым специалистам, проявившим способности к рационализаторской и изобретательской работе, содействуют развитию у них творческой инициативы, постоянному повышению деловой квалификации, созданию условий для скорейшего приобретения опыта работы и умения руководить трудовыми коллективами. По истечении одного года работы проводится встреча руководителей организаций, предприятий с молодыми специалистами для собеседования по результатам работы, жилищным условиям, вопросам быта и т. д. Главные инженеры и менеджеры по кадрам организаций и предприятий направляют работу советов молодых специалистов, контролируют содержание и выполнение планов работы. В объединениях и на предприятиях, в министерствах и ведомствах создаются комиссии по работе с молодыми специалистами.

     Общая схема  работы с молодыми специалистами  на предприятии представлена в приложение 1.

     Молодые специалисты, хорошо проявившие себя в практической работе, являются основным источником пополнения резерва кадров на выдвижение. Возможны следующие пути продвижения молодого специалиста: работник растет как специалист, последовательно повышая и углубляя знания по избранной специальности; работник на определенном этапе своей деятельности в качестве специалиста может принять на себя выполнение ряда административных функций, перейдя тем самым в группу руководителей нижнего уровня (функциональное руководство); молодой специалист продвигается по иерархии должностей линейных руководителей производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

               1.3. Организация конкурсов специалистов

 

     С целью  повышения объективности отбора  высококвалифицированных специалистов  на должности, где особое значение  имеют профессиональные качества  работников, рекомендуется применять конкурсную систему подбора и замещения вакантных должностей. На основе проведения конкурсов могут замещаться должности специалистов и руководителей. Руководитель предприятия принимает решение о том, какие вакантные должности замещаются по конкурсу. Для проведения конкурса решением руководителя предприятия (структурной единицы объединения) создаются конкурсные комиссии. В отдельных случаях по решению руководителя предприятия конкурсная комиссия может проводить конкурс на замещение нескольких вакантных должностей. В состав комиссии включаются представители администрации и высококвалифицированные специалисты соответствующего профиля.

     Основная задача  конкурсной комиссии — дать руководителю предприятия рекомендации о назначении на должность конкретного лица из числа претендентов, участвовавших в конкурсе. Рекомендуется публиковать в отраслевой и местной печати объявления о проведении конкурсов, сроке подачи заявлений, требованиях к профессионально-квалификационным и другим качествам кандидатов, а также широко освещать средствами массовой информации предприятия ход конкурса и его итоги.

Выдвигать кандидатов на должности, замещаемые на конкурсной основе, могут, с согласия самих кандидатов, коллективы подразделений, а также администрация предприятия. Свою кандидатуру для участия в конкурсе вправе предложить любой человек, отвечающий по профессионально-квалификационным и другим качествам требованиям, предъявляемым к той или иной должности. На основании собеседований, а также представленных документов комиссия оценивает кандидатов на замещение должности с точки зрения наличия у них необходимого опыта работы, уровня образования, соответствия их специальности и квалификации требованиям, предъявляемым по данной должности. Кандидатам, которые отвечают этим условиям, комиссия вправе предложить подготовить рефераты по проблемам, связанным с их будущей работой, в целях выявления их компетентности как специалистов.

     По результатам  собеседований с кандидатами, учитывая  оценки подготовленных ими рефератов, используя другие методы оценки  деловых качеств претендентов, конкурсная комиссия принимает решение рекомендовать того или иного кандидата на замещение вакантной должности, по которой был объявлен конкурс, путем открытого или тайного голосования, большинством голосов. Назначение по результатам конкурсов проводит руководитель предприятия с учетом решения конкурсной комиссии.

     С целью  совершенствования расстановки  руководящих кадров целесообразно  выполнять специальные процедуры  и мероприятия, способствующие более  точному определению уровня знаний, умений и навыков кандидатов  на должность. Например, одновременно с представлением кандидатами рефератов и проектов можно вводить сдачу экзаменов на должность, цель которых — определить уровень необходимых общих и специальных знаний претендентов.

      Непосредственно  перед тем, как кандидат займет новую руководящую должность, рекомендуется организовать для него специальную должностную подготовку, которая включает обучение в системе повышения квалификации в группе резерва на соответствующую должность, должностную стажировку в передовых организациях отрасли и психолого-педагогическую подготовку к вступлению в должность. Исследования эффективности должностной подготовки показывают, что руководители ранга директора предприятия или его заместителя, не прошедшие должностной подготовки, осваивают свой участок работы за 2,5-3 года, а прошедшие такую подготовку — в течение одного года. Психолого-педагогическая подготовка предполагает проведение мероприятий (бесед, лекций, деловых игр и т. д.) с целью максимально подготовить работника в психологическом отношении к выполнению руководящих функций в новом для него качестве и сократить адаптационный период вхождения в должность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           2. Работа с кадровым резервом за рубежом

           2.1.Аттестация кадров

 

     До этого  полномочия по формированию кадровой  политики, выработке регламентирующих  положений, проведению конкурсных  экзаменов, обжалованию решений, затрагивающих  интересы государственных служащих, имела комиссия гражданской службы (КГС). По мнению Дж. Картера, она  стала "бастионом федеральной  бюрократии". После реформы КГС  ее функции были разделены  между двумя новыми органами  — Управлением кадровой службы, которое отвечает за формирование  и кадровую политику в сфере государственного управления, и Советом по соблюдению системы заслуг, который выполняет функции арбитража и рассматривает апелляции по жалобам государственных служащих. Одним из главных нововведений стало повышение роли обязательных аттестаций служащих среднего и высшего звена по итогам года.

      Результаты оценки стали более активно использоваться при проведении профессиональной подготовки, принятии решений о выплате вознаграждений, о новых назначениях, повышении или понижении в должности, об увольнении с государственной службы и др. Такой порядок был распространен на управляющих высших звеньев: 5 тыс. человек, относимых к номенклатурной группе "Служба высшего руководства" — от заместителей министров до начальников самостоятельных подразделений в министерствах (агентствах) и руководителей крупных программ, а также около 85 тыс. служащих 12-15-го ранга, возглавляющих важные участки ра-боты и играющих ключевую роль в принятии решений.

     Процедуры  аттестации постоянно совершенствуются. Так, во Франции внедряются новые системы аттестации государственных служащих. При этом подвергается критике практика ежегодной аттестации специалистов их начальниками, и речь идет о ее замене системой ежегодных бесед подчиненных и руководителей, о внесении элементов индивидуализации зарплаты. Данные исследований свидетельствуют о заинтересованности органов управления в обновлении системы аттестации, но лишь 20 % из них предприняли в этой области определенные шаги, и только 10 % удовлетворены достигнутыми результатами.

      Внедрение  новых систем аттестации является  сложной комплексной задачей, которая  должна решаться с учетом слабых  и сильных сторон каждого человека, выявление которых обеспечивается  определенными мероприятиями. К ним относятся анализ анкетных данных, беседы с аттестуемым, проведение тестов, заполнение опросных листов, оценка потенциала сотрудника по ряду критериев, проведение семинаров. С точки зрения предприятия, наиболее важными являются следующие характеристики работника: умственные способности; способность работать в коллективе; желание и возможность выполнять производственные задачи; общие черты характера (настойчивость, мужество, стремление к достижению успеха и т. д.). В ходе аттестации оцениваются способности работника — профессиональные, социальные, творческие. Опыт и знания сотрудников оцениваются с учетом общего и специального образования, стажа работы. Однако внедрение комплексных систем аттестации наталкивается на ряд трудностей.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами