Управление человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение системы работы с кадровым резервом и подготовка руководящих кадров.
Кадровый резерв - группа работников:
1. потенциально способных к руководящей деятельности;
2. отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга;
3. подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Резерв руководителей - группа сотрудников организации, обладающих потенциалом для занятия в перспективе руководящей должности, определенная в результате формального селекционного процесса.

Содержание работы

Введение 3
1.Принципы и методы работы с резервоми 5
1.1.Подготовка руководящих кадров 5
1.2.Работа с молодыми специалистами 12
1.3 Организация конкурсов специалистов 16
2.Работа с кадровым резервом за рубежом 19
2.1.Аттестация кадров 19
2.2 Планирование карьеры 22
2.3 Методы подбора персонала 25
3.Автоматизированная экспертная система отбора кадров 31
Заключение 33
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

управление человеческими ресурсами.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

       Причинами  слабого распространения новых  систем аттестации работников  являются нечеткая иерархизация целей; путаница в определении объекта оценки (профессиональных качеств, количественных и качественных результатов работы, поведения работников и т. д.), что приводит к смешению объективных и субъективных критериев оценки; отсутствие каких бы то ни было санкций или вознаграждений.

В этой связи в последнее время наряду с оценкой личных и деловых качеств работников все шире применяются комплексные оценки их труда. Для комплексной оценки какого-либо вида трудовой деятельности составляется подробное описание исследуемого вида труда. Выделяются, как правило, восемь основных характеристик: название изучаемого вида труда; наименование подразделения, в котором осуществляется работа; географическое местоположение; ставка заработной платы; основное целевое назначение работы; непосредственная подчиненность; количество подчиненных; перечень должностных инструкций. Для особо сложных видов деятельности данный перечень может быть расширен. Дополнительные характеристики предполагают освещение материальной ответственности, административно-правовых границ, горизонтальных и вертикальных по подчиненности деловых контактов, графика-календаря выполнения тех или иных обязанностей.

Составлению такого описания должен предшествовать анализ данного вида труда. Основывается он на проведении опросов, интервью, прямых обследований, изучении документации. Составленные описания имеют статус официальных документов, которые должны неукоснительно выполняться и регулярно пересматриваться. Они являются базой для определения оценки труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

             2.2 Планирование карьеры

 

     Результаты  аттестации в том числе оценки труда, ложатся в основу прогноза их дальнейшего использования, что находит выражение в планировании деловой карьеры специалистов и руководителей. Менеджеры и служащие предприятий проявляют повышенный интерес к проблемам планирования своей карьеры и рассчитывают на практическую помощь руководства в предоставлении информации и консультаций о возможностях продвижения. Менеджеры ставят вопрос о четком определении этапов карьеры по отдельным специальностям с целью планирования подготовки кадров для заполнения открывающихся вакансий.

     Для планирования  карьеры руководителей высшего звена необходимо определить этапы функциональной и организационной подготовки, так как менеджер такого ранга должен иметь разносторонний опыт в различных сферах управления.

     Базой для  планирования карьеры служит старый опыт продвижения работников по должностным ступеням. Первой попыткой его упорядочения стали зафиксированные должностные инструкции — описание круга работ и ответственности по каждой должности. На многих фирмах и предприятиях практикуется поэтапное продвижение в рамках функциональных служб, увязанное со стажем работы на соответствующем этапе. Работник, не соответствующий требованиям очередного этапа в обусловленный срок, лишается дальнейших возможностей продвижения.

     Этапы карьеры  разрабатываются в таком порядке:

- изучение сложившегося  содержания работы на отдельных  этапах служебного продвижения;

- определение новых "входных" и "выходных" параметров на  каждом этапе;

- детализация требований  для вступления в каждый этап — образовательного уровня, квалификации, возраста;

- оценка делового опыта, необходимого для перехода к  высшему этапу.

     Этот порядок, ставший уже традиционным, в настоящее  время развивается в более  детализированный и гибкий подход. Новые требования к этапам  карьеры включают предоставление  действительных возможностей для  продвижения, не связанных с обязательной  выслугой лет или технической специализацией; повышенное внимание к эволюции содержания работ, новым приоритетам, организационным моделям и современным требованиям управления; гибкую оценку работника с учетом "компенсирующих" его качеств (недостаток одного компенсируется другим); определение уровня специфических познаний и навыков, необходимых на каждой позиции соответствующего этапа (не ограничиваясь формальными требованиями образовательного ценза, возраста, опыта), что устраняет препятствия для продвижения способных и знающих людей.

     Установление этапов карьеры на такой основе требует от предприятия перспективной работы с кадрами, систематического накопления и обработки информации в таких направлениях: сбор данных о сложившемся содержании работ на отдельных этапах, об их сравнительной важности и времени, которое уделяется каждой работе; определение на основе анализа этих данных объема знаний, опыта и уровня квалификации для каждого этапа; выявление схожих моделей деятельности на различных должностях.

     Для создания  портрета "идеального" менеджера  в каждой сфере деятельности  суммируются различные требования  к знаниям, поведению и способностям менеджеров. В сфере управления они должны в достаточной степени знать методы анализа, электронные системы обработки данных, средства и способы коммуникации, методы планирования и прогнозирования, организацию конторских работ, систем начисления заработной платы и мотивации, методы управления, исследования операций, статистику, кибернетику, психологию. В области производства им необходимо хорошо разбираться в маркетинге, финансировании, технологии, администрировании. Из знаний, относящихся к непроизводственной сфере, наибольшее значение имеют основы хозяйствования, экономика, политика, социология, трудовое право и социальное обеспечение.

     Планирование  деловой карьеры особенно важно в работе с молодыми специалистами. В последнее время за рубежом отмечается увеличение количества фундаментальных исследований по проблемам профессионального продвижения, а также количества компаний, вкладывающих значительные средства в решение проблем служебного продвижения молодых специалистов, которые обладают запасом теоретических знаний и потенциально способны занять руководящие посты.   Фирмами и консультантами изучаются такие специфические аспекты процесса служебного продвижения, как мотивация поведения в зависимости от амбиций, связанных с карьерой, "покровительственные" отношения, стремление к материальному благосостоянию, особенности служебного роста в зависимости от пола и др. Дана классификация скорости служебных продвижений: стремительный взлет, медленный, но постоянный рост, медленное продвижение и др. Исследователями предложена формализованная система текущего учета молодых специалистов, способствующая оптимальному перемещению кадров в структуре рабочих мест и учитывающая потребности производства и желания индивидов. С помощью этой системы, основанной на систематическом наблюдении за служебным продвижением, можно решить многие проблемы молодых специалистов на производстве.

     Проведенный  в США анализ публикаций по социально-психологическим вопросам продвижения работников различных организаций показал, что карьера работника как объект планирования и управления существенно влияет на стабильность кадров, адаптацию новых работников, мотивацию к овладению новыми профессиями и к повышению квалификации.

 

                       2.3 Методы подбора персонала

 

     Кадровые службы  применяют в своей деятельности различные методы подбора персонала. Например, при подборе новых работников в американских фирмах используют метод психологического анализа, для этого от кандидата требуют следующие документы: анкету, заполненную дома; письмо-заявление, написанное от руки (не менее 15 строк); фотографии (в анфас и в профиль). Специалисты кадровых служб анализируют фотографии с помощью физиогномических таблиц, содержащих 198 отдельных признаков. Анкета и письмо-заявление кандидата на должность подлежат прежде всего графологическому анализу, в ходе которого

выделяется 238 признаков для характеристики личностных параметров претендента.

     Анкета содержит 140 вопросов, ответы на которые  анализируются не столько по  содержанию, сколько с точки зрения  стиля и характера изложения, где непроизвольно проявляются особенности личности кандидата. При отборе работников по этому методу под благовидным предлогом предприниматели отказывают до 80 % претендентов.

     В большинстве  зарубежных компаний всесторонне  анализируется каждый кандидат. На подбор одного кандидата  в Японии затрачивается до 48 человеко-часов, в США — до 16-18.

     Широко развита  сеть специальных оценочных центров, располагающих квалифицированным штатом и современной аппаратурой, разработаны многочисленные психологические тесты. При приеме на работу меньше внимания уделяется формальным знаниям кандидата, а больше — его

человеческим и деловым качествам. О каждом кандидате наводят самые серьезные справки на его прежнем месте работы. В Японии, например, при приеме на работу выпускника университета представители компании беседуют с его бывшими профессорами.

     Наиболее распространенными  методами при оценке персонала в японских корпорациях являются следующие:

1.      Изучение  биографии, где основными аспектами  анализа выступают:

-   семейные отношения;

-   характер образования;

-   физическое развитие;

-   главные потребности  и интересы;

-   особенности интеллекта;

-   общительность.

2.  Данные личного дела, которое представляет собой своеобразное  досье, куда вносятся анкетные  данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития личности работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.

3.  Экспертные оценки  с целью определения способностей  и личностных 

качеств менеджера или кандидата на выдвижение. Они проводятся на основе обработки специальных анкет, которые заполняют на оцениваемого вышестоящие руководители, подчиненные и он сам (трехсторонняя оценка кадров). Обычно форма-анкета содержит такие данные:

- способности (выявление  профессиональных качеств, необходимых  для 

выполнения главных функций управления: способности принимать решения, планировать, организовывать людей, контролировать деятельность подчиненных);

- опыт работы (соответствие  или несоответствие занимаемой  должности; качество профессиональной  деятельности; устремленность в  будущее, план должностного продвижения);

- развитие (для оценки  черт характера и их совершенствования).

- В анкете приводится 24 черты характера: упорство, оптимистичность, грубость, скрытность, болтливость, исполнительность  и т. д.

4. Выполнение письменных  заданий: разработка проекта, подготовка  делового

письма, составление доклада и др. Испытуемый либо сдает выполненное задание

комиссии экспертов для последующей проверки, либо сразу после написания работы докладывает о ней экзаменаторам.

5. Устные экзамены, которые  обычно имеют форму собеседований, интервью, групповых дискуссий. Как  правило, их темами служат производственные проблемы, типичные для должности, которую занимает испытуемый.

     В последнее  время в промышленно развитых  странах получили распространение  графологические бюро, которые анализируют  профессиональные и личностные  качества работников по их  почерку. Например, в США подобных  бюро уже сотни, и они превратились  в настоящую отрасль бизнеса. Самые авторитетные компании  и правительственные учреждения  доверяют графологам на основании  буквально нескольких строк, собственноручно  написанных кандидатами на высокие должности, определить их устремления, степень самообладания и инициативность и тем самым — вероятность успеха или опасность неудачного выбора. Графологический анализ является для корпораций и фирм наиболее простым, дешевым и, самое главное, верным способом отбора, нежели традиционные психологические тесты.

      Во многих  японских и западных компаниях  при появлении в аппарате управления  вакансий вначале объявляется  внутренний конкурс на замещение  должности (среди своих сотрудников) и только в случае отрицательных результатов к участию в конкурсе приглашаются специалисты со стороны. Это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру в свою организацию. Большое внимание уделяется работе с резервом. Во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых отражается настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности занять следующую должность (готов занять немедленно; будет готов через год; будет готов через два года, но для этого необходимо повысить квалификацию в таких-то областях и т. д.).

     Важнейшим  элементом работы с кадрами  является перемещение руководителей. Правильное, целенаправленное перемещение позволяет не только обеспечить соответствие работника должности, но и преодолеть застой и консерватизм в мышлении. В управленческой практике развитых стран существуют, по крайней мере, три типа перемещений руководителей: во-первых, повышение (или понижение) в должности с расширением (или сужением) круга должностных обязанностей, увеличением (уменьшением) прав и повышением (понижением) уровня деятельности; во-вторых, повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением руководителю более сложных задач и не влекущее за собой повышение в должности, но сопровождающееся повышением зарплаты; в-третьих, смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением квалификации, не влекущая за собой повышение в должности и увеличение зарплаты (ротация). Такого типа ротация приводит к расширению кругозора, повышению и расширению управленческой квалификации и в конечном счете к должностному росту. Такой тип перемещений особенно характерен для Японии.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами