Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансовому менеджменту"

Файлы: 1 файл

chast_11111_1_001.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

+1. Равновесие на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

Рыночное  равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe)

Равновесная цена – единая цена, по которой продается  и покупается равновесное количество товара.

Но состояние  равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и  рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем  спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Чтобы избежать изменения цены, производители могут  сократить предложение (S®S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 6.1,а).

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие,

Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и исходным типом рынка  является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются:

– на рынке взаимодействует  множество покупателей и продавцов;

– предлагаемая ими продукция является однородной;

– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;

– поскольку  доля каждой конкурентной фирмы в  общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке  совершенно эластична и совпадает  с кривой и предельного дохода (рис. 14.1)

Поведение фирмы  на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль. MR=MC

 

Недостатки рынка  совершенной конкуренции:

– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая  прибыль, как главный источник НТП;

– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

– не может распространяться на производство общественных благ;

– вытесняется  монополиями и олигополистическими  структурами.

Если в отрасли  имеется только один производитель  товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты антитрестовские законы.

Виды  конкуренции: 1) чистую конкуренцию; 2) чистую монополию; 3) монополистическую конкуренцию; 4) олигополию.1. В условиях чистой конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легко войти в отрасль.2.чистая монополия, которая представляет собой рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (такова, например, местная энергетическая компания). Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, так что существующая там фирма и составляет всю отрасль. Поскольку в отрасли производится только один продукт, очевидно, что здесь отсутствует дифференциация продукции.3. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят многообразные продукты (женскую обувь, мебель, книги). Дифференциация служит основой для успешного продвижения товаров на рынок и обновления ассортимента. Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией довольно просто.4. Олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения отдельных фирм о ценообразовании и определении объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении, устанавливая цены и планируя производство. В подобных отраслях могут выпускаться стандартизированные (например, сталь или алюминий) или многообразные продукты (автомобили и компьютеры). Как правило, вступление в олигополистические отрасли – дело очень сложное.

 

 

2. Природа и цели предпринимательской  фирмы

Одним из основных элементов рыночного хозяйства  является фирма. Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность, преследующая коммерческие цели и пользующая правами юридического лица.

В экономической  теории существует несколько подходов к объяснению возникновения и  развития фирм:

– фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг;

– фирма –  это общность людей, объединенных одними мотивами действия;

Общим в теориях  фирм является обоснование принципа стремления к получению максимальной прибыли при минимальных издержках. Прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками:

PF=TR–TC.

Издержки определяются, изменяются и классифицируются с  точки зрения экономистов, которых интересует деятельность фирмы и бухгалтеров, а также финансовый отчет и баланс фирмы.

Экономисты учитывают  все издержки: эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные, упущенные), поскольку они оказывают влияние  на решения, принимаемые экономистом в бизнесе.

Поскольку экономисты и бухгалтеры учитывают издержки различными способами, методы исчисления прибыли также не являются идентичными.

Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и всех альтернативных издержек (внешних и внутренних) производства поставляемых фирмой товаров и услуг.

Элементом экономических  издержек является нормальная прибыль. Это нормальное вознаграждение, которое  удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Если оно не обеспечивается, предприниматель поменяет эту деятельность или предпочтет заработную плату прибыли. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства.

Принципы максимизации прибыли: два подхода

1. Сравнение  валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:

а) TR>TC. Фирма  имеет экономическую прибыль  и может увеличивать объем  производства до критической точки TR=TC,

б) TR<TC. Фирма  убыточна. Ее цель – минимизировать убытки:

– фирма может  продолжать функционировать в краткосрочном периоде, если при всех объемах производства ее выручка превышает переменные издержки: TR>VC. Если выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных – производство следует продолжать;

– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.

2. Сравнение  предельного дохода и предельных  издержек:

а) MR>MC. На каждой такой единице продукции фирма  получает больше дохода от ее продажи, чем прибавляет к издержкам, производя эту единицу;

б) MR=MC. Фирма  максимизирует прибыль на оптимальном  объеме производства;

в) MR<MC. Фирме  следует избегать производства этой единицы продукции, так как она  не будет окуплена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рынок труда и заработная плата

Рынок труда  – это сфера взаимоотношений  покупателей и продавцов трудовых услуг. Основным фактором, формирующим  спрос на труд, является потребность  производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата (w), тем больше величина спроса на труд (рис. 18.1).

Классическая  политическая экономия исходит из того, что рынок труда, где реализуется  лишь один производственный ресурс, как  и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы. С помощью заработной платы регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна.

     Кейнсианцы  и Монетаристы рассматривают  рынок труда как явление постоянного  не равновесия. Спрос на рабочую  силу по этой модели регулируется  не колебаниями рыночных цен  на труд, а объемом производства, т.е. совокупным спросом. Регулятором рынка труда является государство, поскольку оно уменьшает или увеличивает совокупный спрос и устанавливает нижние границы заработной платы. Для устранения рыночного неравновесия предлагается использовать инструменты денежно-кредитной политики (монетаристы) .

     Согласно  марксистской теории рынок рабочей  силы, хотя и подчиняется общим  рыночным закономерностям, имеет  существенные особенности, поскольку  сама рабочая сила как субъективный  фактор производства, являясь товаром,  может в то же время активно  влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.

     В  реальной экономической жизни  на динамику рынка труда оказывает  влияние целый ряд факторов: уровень  рождаемости, темпы роста численности  трудоспособного населения, его  половозрастная структура, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы иммиграции и т.д. Все это влияет на предложение рабочей силы. Со стороны спроса главным фактором динамики занятости является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла, научно-технический прогресс.

      Условия равновесия на рынке  труда в значительной степени  определяются государственным вмешательством, а его функционирование связано  с профсоюзами и союзами предпринимателей. На предложение труда влияет наличие пособий по безработице, установление минимальных ставок заработной платы.

     Рынок  труда отличается от всех других  рынков своеобразием товара. Рабочая  сила - это такой товар, качество  которого почти невозможно определить при заключении контракта. Заработная плата как плата за труд выдвигается на первый план потому, что среди всех экономических ресурсов это наиболее дорогостоящий элемент, но и по той причине, что для большинства населения это, по существу, единственный или по крайне мере, главный источник дохода.             Необходимо различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день или неделю. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Это покупательная способность полученных денег. Реальная заработная плата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги.    

     Спрос на  труд или на другой любой ресурс зависит от его производительности. В целом, чем выше производительность труда, тем выше спрос на него. А при данном совокупном предложении труда, чем больше спрос, тем выше средний уровень реальной заработной платы.

     Однако рост предложения труда может снижать общий уровень заработной платы. С другой стороны, растущая производительность труда может вести к относительному сокращению спроса на труд. (когда повышение предложения труда превалирует над возрастанием спроса на труд).

     Определение конкретных ставок заработной платы зависит от структуры конкретного рынка труда. На конкурентном рынке равновесная ставка заработной платы и уровень занятости будут определяться на пересечении кривых спроса и предложения труда. Наниматель должен предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. На конкурентном рынке предприниматели не могут устанавливать такой уровень заработной платы, какой им больше нравится. До тех пор, пока количество предпринимателей велико, и они не вступают в соглашения между собой, их спрос на любую категорию рабочей силы будет вызывать повышение заработной платы до того уровня, при котором вся предлагаемая в последующий период на рынке рабочая сила будет поглощаться. Рабочие тоже могут добиваться более высоких ставок, но в условиях конкуренции они никогда не получат того, что им хотелось бы.

 

 

4. Рынок капитала и земли

Рынок капитала и капитальных активов – это  составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает ценой капитала, по существу, ценой капитала и капитальных активов в различных формах.

Основным источником финансового, или ссудного, капитала служат: 1) денежные средства, высвободившиеся  в процессе кругооборота ресурсов, продуктов и доходов; 2) временно свободные денежные средства, находящиеся в распоряжении фирм и населения.

Ссудный процент  – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств  в течение определенного периода  времени (выражается через ставку процента). Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"