Экономическая сущность и содержание прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование отношений в части формирования и уплаты налога на прибыль.
Поставленная цель определила задачи исследования:
изучить налог на прибыль как экономическую категорию;
проанализировать формирование налога на прибыль на примере предприятия;
рассмотреть особенности отражения налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учёте конкретного предприятия;
разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности учётной работы и формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль предприятия.

Файлы: 1 файл

Диплом Рабочий вариант 2 после первой правки.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

     Дебет 68 Кредит 09

- начисленный по бухгалтерской прибыли налог уменьшен за счет списания отложенных налоговых активов;

     Дебет 98 Кредит 99

- доходы будущих периодов признаны  текущими.

Методики исчисления показателей ПБУ 18/02 в «упрощенном» варианте.

Теперь рассмотрим варианты исчисления показателей отложенного налога для целей исполнения ПБУ 18/02, но по отличным от него методикам. Эти варианты были взяты из практики учётного процесса на российских предприятиях.

1. Самое простое — сравнить  бухгалтерскую прибыль с налоговой  и

сделать следующие проводки:

     Дебет 99 Кредит 68

- начислен налог на прибыль  с бухгалтерской прибыли;

     Дебет 09 Кредит 68

- доначислен налог на прибыль  в случае, если налогооблагаемая  прибыль больше бухгалтерской, или

     Дебет 68 Кредит 77

- уменьшен налог на прибыль в случае, если налогооблагаемая прибыль меньше бухгалтерской.

В следующем году если соотношение прибыли изменяется, то сначала делается списание (Дебет 68 Кредит 09 или Дебет 77 Кредит 68), а затем отражается отложенный налоговый актив или обязательство (Дебет 77 Кредит 68 или Дебет 09 Кредит 68).

Такой вариант даже рассматривать не стоит, поскольку показатели отложенных налоговых активов и обязательств заведомо искажены влиянием постоянных разниц.

Иными словами, использование этого варианта на практике наверняка будет означать недостоверность и баланса, и отчета о прибылях и убытках.

2. Более достоверный способ —  сравнить данные налоговой декларации (листы с расшифровками доходов и расходов) и налогового учета с данными бухгалтерского учета и отразить проводками согласно ПБУ 18/02. Все несущественные суммы (редко встречающиеся операции, операции на маленькие суммы) могут быть признаны формирующими постоянные разницы.

В чем отличие данного варианта от рекомендованного ПБУ?

Во-первых, разницы при таком способе рассчитываются по затратам, а не по расходам. Удивительно то, что, декларируя в тексте ПБУ необходимость рассчитывать расходы, разработчики ПБУ при этом сами рассчитывают не расходы а затраты.    

 

 

 

    1. Аудит как система контроля за формированием и уплатой налога на прибыль

 

 

Цель аудита формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль достигается путем решения в ходе аудита следующих основополагающих задач по проверке:

  • соблюдения действующего законодательства в части формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль;
  • правильности оформления первичных документов, на основании которых начисляется налог на прибыль, определение необлагаемых налогами сумм, налоговых вычетов и льгот по налогу;
  • ведения в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей;
  • правильности расчета сумм, подлежащих уплате в бюджет;
  • правильности отражения задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль в учете и отчетности;
  • наличия представления в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций, а также документов, необходимых для исчисления и уплаты налога на прибыль;
  • полноты и своевременности уплаты налога на прибыль в бюджет.

Нормативной и информационной базой аудиторской проверки формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов по налогу на прибыль, являются законодательные и нормативные акты, первичные документы ООО «....», приказ об учетной политике, налоговые декларации по расчету налога на прибыль, данные налогового и бухгалтерского учета..

Состав основных документов бухгалтерского учета и отчетности по оформлению расчетов по налогу на прибыль:

  • Приказ предприятия об учетной политике для целей налогообложения на отчетный год
  • Форма бухгалтерского отчета № 2 "Отчет о прибылях и убытках"
  • Главная книга или оборотный баланс
  • Регистры аналитического и синтетического учета
  • Первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом)
  • Выписки банка по движению денежных средств по расчетному счету с приложенными первичными документами
  • Приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в оплату счетов за отгруженную продукцию, реализацию основных средств, материальных ценностей, нематериальных активов (форма № КО-1)
  • Расходный кассовый ордер (форма № КО-2)
  • Ведомости учета средств, поступивших по предварительной оплате
  • Ведомости учета выданных на поставку продукции (выполнение работ и услуг) авансов, средств по оплате продукции, принятой от заказчиков по частичной готовности
  • Ведомости учета реализованной готовой продукции, произведенной филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями предприятия, не имеющими признаков юридического лица
  • Ведомость учета задолженности, относящейся к реализации готовой продукции
  • Акт на выбытие основных средств (форма № ОС-4)
  • Приходный ордер (форма № М-4)
  • Акт (накладная) приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № ОС-1)
  • Акции, облигации и другие ценные бумаги и первичные документы, подтверждающие стоимость долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений
  • Учетные регистры по формированию затрат на себестоимость продукции (работ, услуг)
  • Бухгалтерский баланс
  • Акт проверки (решения) налоговой инспекции

В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета.

Ознакомление с системой бухгалтерского и налогового учета ООО «....» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

  • учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета; организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
  • критические области учета, средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

В ходе планирования аудиторской проверки было проверено соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам, случаи нарушений выявлены не были. Анализ учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете по рекомендованной форме РД 4п представлен в Приложении 8.

По итогам первоначального знакомства, используя рекомендуемый методическими рекомендациями тест «Оценка системы учета и внутреннего контроля», надежность системы внутреннего контроля оценивается как «средняя».

При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее: предприятие не имеет рискованных видов деятельности и нетрадиционных операций, не занимается внешнеэкономической деятельностью, не имеет дочерних и зависимых организаций. Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как низкий и принять его к расчету 50%.

При общем знакомстве с системой внутреннего контроля на предприятие не было выявлено средств контроля. Принимая во внимание оценку системы учета и внутреннего контроля, система внутреннего контроля оценивается как средняя риск устанавливается 80%.

Риск аудита принимается равным 5%, т.к. именно эта величина является наиболее часто употребляемой при аудите многих видов налогов.

Риск не обнаружения соответственно равен: 5% / (50% * 80%) = 12,5%.

И оценивается как низкий.

Расчет уровня существенности, используемого в ходе аудиторской проверки, представлен в рабочем документе РД 3п «Определение общего уровня существенности при аудите финансовой отчетности». В качестве значения уровня существенности принимается 155 тыс.руб.

На основании проведенного анализа учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете были выявлены расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом. В ходе планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом «ключевых по риску областей», вероятность ошибок в которых высока были выявлены следующие участки учета:

  • формирование себестоимости, оценка запасов;
  • амортизация основных средств;
  • доходы от долевого участия в деятельности других организаций;
  • доход в виде положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности;
  • представительские, рекламные расходы и расходы на командировку сверх норм.

Проанализировав полученные данные, аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль будет производиться в комплексе аудиторских процедур, представленных в Программе аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Для проверки правильности отражения выручки предприятия выборочно был проверен каждый 20 документ. Проверка правильности оформления первичных учетных документов, отражена в рабочем документе. Выполнение работ оформляется актами оказанных услуг. Документы подписывают должностные лица ООО «....» имеющие право подписи, согласно приказа об учетной политике.

Согласно учетной политики ООО «....» материалы приходуются на склад по фактическим затратам на их приобретение, включая расходы на доставку упаковку, хранение. Основными материальными ценностями, числящимися на 10 счете, являются канцелярские товары, хозяйственные принадлежности, материалы для текущего ремонта. Для учета материалов, поступающих от поставщиков, не применяется приходный ордер по форме М-4 (форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

При проверке выручки и себестоимости, что непосредственно затрагивает расчеты с заказчиками и поставщиками, были так же просмотрены заключенные договора и акты сверок. Договора оформлены в соответствии с законодательством РФ. ООО «....» не имеет договоров с заказчиками содержащих особые переходы права собственности. Ошибок по отражению хозяйственных операций и формировании выручки обнаружено не было.

Акты сверок на конец года проведены со всеми основными заказчиками и поставщиками, подписаны обоими сторонами, без разногласий.

При проверке правильности формирования расходов на продажу были проверены следующие участки учета:

  • расчеты с подотчетными лицами,
  • учет материальных ценностей,
  • учет основных средств,
  • учет расчетов с персоналом по оплате труда,
  • учет расчетов по ЕСН и страховых взносов,
  • учет прочих расходов.

Проверка авансовых отчетов проводилась выборочным методом каждый 10 документ, было выявлено, что по авансовым отчетам отражены командировочные, представительские расходы, расходы по отправке техники заказчикам, прочие расходы.

Авансовые отчеты ООО «....» составляет по унифицированным формам № АО-1. Организация действительно вправе уменьшить базу по налогу на прибыль, если соблюдаются общие требования, установленные п. 1 ст. 252 НК РФ.

Командировки оформляют приказами руководителя и авансовыми отчетами с приложенными к ним подтверждающими документами. Но для техника Самохвалова Р.А. служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме № Т-Ю а не составлены (форма утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Отсутствие этого документа при проверке может быть расценено как отсутствие экономической оправданности расходов. В остальном в ООО «....» первичные документы по командировочным и представительским расходам заполняются в соответствии с требованиями законодательства и учетной политике фирмы: оформляются приказы, командировочные удостоверения, сметы представительских расходов, служебные записки о проделанной работе.

К авансовом отчетам прилагаются документы, подтверждающие расходы: чек; копия чека, акт, проездные билеты и т.д. Проверка правильности отражения бухгалтерских проводок оформлена рабочим документом РД 2б.

Проверка участка учет материалов проводилась выборочным методом, проверялся каждый 15 документ. Выдача материалов с материального склада осуществляется по унифицированной форме М-11, с приложением служебной записки от начальников отделов. Списываются материалы по средней себестоимости. Правильность отражения бухгалтерских проводок при списании отражена в рабочем документе РД 2б.

 На счете предприятия числится  автомобиль, расходы на ГСМ и  запчасти отражаются на 10 счете  субсчет «Топливо», «Запчасти». Нормы  расхода ГСМ приказом не утверждены, применяются нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России от 29.04.2003 г. № РЗ112194-0366-03.

Информация о работе Экономическая сущность и содержание прибыли