Характеристика коммерческого кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 02:45, контрольная работа

Описание работы

Тема прибыли особенно остра для украинских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являлись высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивал получаемые прибыли. К тому же, оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могли полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.

Содержание работы

1. Распределение и использование прибыли предприятия
Введение
1.1. Понятие прибыли и её функции
1.2. Источники получения прибыли. Факторы и пути её увеличения
1.3. Методы планирования прибыли
1.4. Подходы к распределению прибыли на предприятии
1.5. Процесс использования прибыли предприятия
Вывод
Литература
2. Характеристика коммерческого кредита
Введение
2.1. Понятие коммерческого кредита и способы предоставления
2.2. Достоинства и недостатки коммерческого кредита
2.3. Общая характеристика векселей
2.4. Кредитование по открытому счёту
Вывод
Список литературы
3. 3. Аналитические задания 9 и 19

Файлы: 1 файл

финансы предприятий.doc

— 682.50 Кб (Скачать файл)

· для улучшения финансового  состояния (получения прибыли и  повышения рентабельности) можно  увеличить сдачу в аренду имеющихся  пустующих площадей другим организациям и фирмам;

· создание привлекательного инвестиционного климата (необходимо заинтересовать дополнительных инвесторов);

· улучшать качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности  и заинтересованности выбора данного  предприятия заказчиками работ; рассчитывать производственный леверидж, так как с помощью него можно контролировать прирост прибыли предприятия, получаемый за счет прироста объемов производства вследствие увеличения переменных затрат.

Литература

 

1. Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. - 2002. - № 6. - С. 61-67.

2. Бабич А.М. Финансы: Учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. -  С. 232 – 235

3. Рындин А.Г., Шамаев Г.А. Организация  финансового менеджмента на предприятии. - М.: Русская деловая литература, 2003. – С. 57 - 62.

4. Финансовый менеджмент: Учебное  пособие / Под ред. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – С. 115-118.

5. В.А. Кодацкий. Затраты и прибыль  //Экономист. - 2005.-№7. – С. 23-25.

6. Бородина Е.И. Финансы предприятий  / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина. - М.: Банки и биржи, 2002. – С. 45-48.

7. Стоянова Е. С. Финансовый  менеджмент: российская практика. - М.: Перспектива, 2004. – С. 53-58.

8. И.Глазунов, В.Н. Финансовый анализ в управлении доходами предприятия / Глазунов, В.Н. // Финансы. - 2006. - № 3. - С. 54-57.

9. Ильин, А.В. Новый  взгляд на прибыль и налог  / Ильин, А.В. // ЭКО. - 2007.-№12.-С. 73-82.

10. Кодацкий, В.П. Прибыль  / Кодацкий, В.П. - М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 60-100.

11. Никитин, С.Е. Прибыль:  теоретические и практические  подходы / Никитин, С.Е., Глазова,  Е.Г. // МЭМО. - 2007. - № 5. - С.20-26.

12. Новодворский, В.Д. Прибыль  предприятия: бухгалтерская и  экономическая / Новодворский, В.Д., Клестова,Н.В., Шпак, А.В. // Финансы. - 2006.-№4.-С. 64-69.

13. Павлова, Л.П. Финансы  предприятий: Учебник для вузов. -- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. - 416 с.

14. Балабанова И.Т. Финансовый менеджмент: учеб. / И.Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2005. - 224 с.

15. Ф.Г. Шамхалов. Прибыль  - основной показатель результатов  деятельности фирмы//Финансы. - 2006.- №6. – С. 18-23.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во всякой экономической системе важное место  занимают отношения кредиторов и  заемщиков. Долгий эволюционный путь нашей цивилизации наглядно продемонстрировал необходимость кредитных отношений, их важность для развития и полноценного функционирования экономики. В условиях активного поиска путей перехода к рыночной экономике давно назрела необходимость всестороннего применения всех инструментов развитой рыночной экономики. Важное место в ряду таких инструментов занимает кредит, и как один из его важных видов выступает коммерческий кредит. Для его успешного использования жизненно необходимо учитывать опыт развития коммерческого кредита в других странах. Необходим тщательный анализ указанного вида кредитования с последующей выработкой рекомендаций и наставлений по поводу его применения в Украине.

Коммерческий  кредит — разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной (кредитором) другой стороне (заёмщику) денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками.

Современный коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый предприятиями  друг другу. Коммерческий кредит предоставляется в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Объектом  коммерческого кредита служит товарный капитал, а его субъектами выступают  агенты товарного соглашения (контракту): продавец - кредитором, а покупатель - заемщиком.

Назначение  коммерческого кредита - ускорение  реализации товаров и услуг, а  также получение дополнительного  дохода в виде заимообразного процента, который включен в цену проданных  товаров. В этом привлекательность  коммерческого кредита для фирмы-продавца. У фирмы-покупателя благодаря коммерческому кредиту достигается временная экономия денежных средств, сокращается потребность в банковском кредите.

 

2.1. Понятие  коммерческого кредита и способы  предоставления

 

В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты придают большое значение возможности максимально увеличить свой оборотный капитал. Одним из таких способов является коммерческий кредит, определяемый экономистами как форма краткосрочного кредитования. С другой стороны (то есть со стороны продавца), такое кредитование служит одним из важнейших инструментов конкурентной борьбы, позволяющих привлечь значительное число клиентов.

Таким образом, коммерческий кредит можно охарактеризовать как особую форму взаимоотношений поставщика и потребителя. Особенность ее заключается в том, что сам продавец предоставляет покупателю кредит. Точнее он предоставляет отсрочку платежа по отпущенным товарам или оказанным услугам. Но это и есть кредит, а, поскольку переданная заемщику стоимость выражена в товарной форме, то и сам кредит является товарным. Происходящая при этом и упомянутая выше передача стоимости представляет не что иное, как куплю и продажу товара, т.е. коммерческую сделку, а потому и сам кредит получил название коммерческого кредита. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

Основное  условие коммерческого кредитования – это то, что в качестве коммерческого  кредита рассматривается только кредит, предоставляемый не по самостоятельному заемному обязательству (договору займа, кредитному договору, договору о товарном кредите), а во исполнение договоров на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Применение  коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

Выделяют  несколько основных способов предоставления коммерческого кредита:

  • вексельный способ;
  • открытый счет;
  • скидка при условии оплаты в определенный срок (сконто);
  • сезонный кредит («фрэнчайз»);
  • консигнация.

При вексельном способе покупателю передают коммерческие товаро-распорядительные документы после акцепта. Такой способ коммерческого кредитования стал  наиболее распространенным. Векселю как инструменту коммерческого кредита будет целиком посвящена гл. 2 курсовой работы.

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета. В обусловленные контрактом сроки (раз в полугодие, квартал, месяц) покупатель погашает свою задолженность по открытому счету. Проценты за пользование кредитом по открытому счету, как правило, не взимаются, а если и взимаются, то невысокие. Открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов. При этом фирмы выступают попеременно в качестве продавцов и покупателей, что является одним из способов обеспечения сторонами платежных обязательств. Открытый счет широко используется между фирмами и филиалами, с брокерами, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.

Скидка  при условии оплаты в определенный срок (сконто) предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок. Величина сконто, исчисляемая в процентах, дифференцируется в зависимости от указанного срока и ориентируется на существующий уровень процентных ставок.

Сезонный  кредит («фрэнчайз») обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Существенное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и т.д.

Консигнация - способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

Естественно, что любой из этих способов может  быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее адекватного сложившимся условиям способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Достоинства  и недостатки коммерческого кредита

 

Коммерческое  кредитование имеет определенные недостатки и сопряжено с кредитными и валютными рисками, связывает оборотные средства (хотя и не отвлекает их!) и ухудшает балансовые показатели и платежеспособность кредитора. Оно предполагает существование доверительных отношений между контрагентами (что не столь существенно при вексельном кредитовании). Отсюда другое название коммерческого кредита – фирменный кредит. Фирменный кредит, как правило, гибко сочетается с банковским. Банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными. Существенный недостаток кроется в реальной возможности выписки «бронзовых», «дружеских» векселей. Они не имеют товарного обеспечения и выписываются только лишь для того, чтобы дисконтировать их в банке или получить под них ссуду. Предъявляя такие векселя различным банкам, партнеры стремятся учесть их. При наступлении срока платежа по векселям операция повторяется, и новыми суммами, полученными в банках, погашаются старые долги. Так, в XIX веке предоставление предприятиями взаимных кредитов, оформляемых дружескими и фиктивными (бронзовыми) векселями, было довольно широко распространенным явлением. Предотвращению выписки таких векселей может служить информирование банков о взаимоотношениях между векселедателем и векселедержателем, об их хозяйственных связях. С этой целью в большинстве развитых стран центральные банки переучитывают лишь первоклассные коммерческие векселя, т.е. такие, которые выставляются на основе реально совершенных сделок купли-продажи, и по которым отвечают как минимум три лица, известных этим банкам безупречной платежеспособностью.

Одна из особенностей коммерческого кредита – возможность включения в себестоимость выпускаемой предприятием продукции процентов по данному кредиту. В состав себестоимости включаются затраты на оплату процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам). Действующее законодательство не содержит каких-либо требований к форме оплаты коммерческого кредита и процентов по нему, а это означает, что возможно отнесение на себестоимость процентов, которые были оплачены путем предоставления отступного не в денежной форме (например, поставки товаров и т.п.), а также путем зачета взаимных требований.

Коммерческий  кредит в большой степени способствует укреплению связей между продавцом и покупателем. Продавец, располагая временно свободными средствами, передает их покупателю на относительно короткий срок путем коммерческого кредитования, получая от него довольно большое вознаграждение (в виде процентов), большее, чем, скажем, ставка по депозитам на такой же срок, но меньшее, чем по прямому банковскому кредиту (что очень важно для покупателя). Таким образом, коммерческий кредит обеспечивает более выгодное размещение временно свободных средств, хотя и не может исключить определенного риска в связи с возможностью задержки платежа по векселю. Покупатель, воспользовавшись такой формой кредитования, может направить имеющиеся у него средства на другие цели. При прямом банковском кредитовании такое маневрирование собственными средствами затруднено.

Среди преимуществ  коммерческого кредита как инструмента  краткосрочного кредитования, пожалуй, главное – его доступность. Ведь кредиторская задолженность большинства  фирм представляет собой форму непрерывного кредитования. В этом случае нет необходимости формально организовывать кредитование, оно уже имеет место. Если в настоящее время фирма использует скидку, возможно дополнительное кредитование посредством уплаты по счетам точно в установленный срок. При этом не нужно вести переговоры с поставщиками, решение принимает фирма.

Использование механизма договора банковского  кредита влечет за собой трудности, связанные, прежде всего, со значительно  более высокими издержками и, как  правило, необходимостью изъятия из оборота определенного объема имущества (например, при залоге). Кредитор может устанавливать некие ограничения и требовать гарантий. При коммерческом кредите тоже возможны ограничения, но практически они маловероятны. Коммерческий кредит – наиболее гибкая форма кредитования. Как правило, поставщик к сбоям в выплатах относится менее категорично, чем банкир или иной кредитор.

Информация о работе Характеристика коммерческого кредита