Управление коммерческим кредитом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ управления краткосрочными активами и изучение основных критериев отбора ликвидных ценных бумаг.
Задачами данной работы являются:
изучение управления коммерческими кредитами, запасами, денежными средствами, ценными бумагами;
анализ модели управления денежной наличностью;
провести исследование российской практики управления коммерческим кредитом, запасами и денежными средствами

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть
Глава 1. Управление коммерческим кредитом…………………………………5
1.1 Период кредитования……………………………………………..………….6
1.2 Кредитные стандарты……………………………………………..………….6
1.3. Скидки при оплате наличными……………………………………………...7
1.4 Политика взимания задолженностей………………………………………...7
Глава 2. Управление запасами………………………………………………….12
2.1 Методы управления запасами………………………………………………12
2.2 Модель EOQ…………………………………………………………………13
2.3 Планирование требований на материалы (MRP)………………….………15
2.4 Just in time……………………………………………………………..……..16
Глава 3. Управление денежными средствами…………………………………19
3.1 Потоки денежных средств………………………………………………….19
3.2 Отчет о потоках………………………………………………………..…….20
3.3 Прогнозирование потоков…………………………………………….…….21
3.4 Бюджет денежных средств…………………………………………….……22
3.5 Период зачисления средств на счет в банке………………………….……23
Глава 4. Модель управления денежной наличностью……………………...…25
Глава 5. Управление ценными бумагами……………………………………...28
5.1 Смысл инвестирования в ценные бумаги…………………………………28
5.2 Типы ликвидных ценных бумаг……………………………………………33
Глава 6. Российская практика управления коммерческим кредитом, запасами и денежными средствами……………………………………………………….41
II. Практическая часть
Глава 7. Основные критерии отбора ликвидных ценных бумаг и комментарии к ним……………………………………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………….59
III. Глоссарий…………………………………………………………………..62
IV. Кейс………………………………………………………………………….65
Список используемой литературой………………………………………….67

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 171.72 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть

Глава 1. Управление коммерческим кредитом…………………………………5

1.1 Период кредитования……………………………………………..………….6

1.2 Кредитные стандарты……………………………………………..………….6

1.3. Скидки при оплате наличными……………………………………………...7

1.4 Политика взимания задолженностей………………………………………...7

Глава 2. Управление запасами………………………………………………….12

2.1 Методы управления запасами………………………………………………12

2.2 Модель EOQ…………………………………………………………………13

2.3 Планирование требований на материалы (MRP)………………….………15

2.4 Just in time……………………………………………………………..……..16

Глава 3. Управление денежными средствами…………………………………19

3.1 Потоки денежных средств………………………………………………….19

3.2 Отчет о потоках………………………………………………………..…….20

3.3 Прогнозирование потоков…………………………………………….…….21

3.4 Бюджет денежных средств…………………………………………….……22

3.5 Период зачисления средств на счет в банке………………………….……23

Глава 4. Модель управления денежной наличностью……………………...…25

Глава 5. Управление ценными бумагами……………………………………...28

5.1 Смысл инвестирования в ценные бумаги…………………………………28

5.2 Типы ликвидных ценных бумаг……………………………………………33

Глава 6. Российская практика управления коммерческим кредитом, запасами и денежными средствами……………………………………………………….41

II. Практическая часть

Глава 7. Основные критерии отбора ликвидных ценных бумаг и комментарии к ним……………………………………………………………………………..50

Заключение…………………………………………………………………….59

III. Глоссарий…………………………………………………………………..62

IV. Кейс………………………………………………………………………….65

Список используемой литературой………………………………………….67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что оптимизация и состояние краткосрочных активов напрямую связано с эффективной работой предприятия и с тем, получит ли предприятие прибыль. Для того чтобы эффективно управлять краткосрочными активами, нужно рассматривать их в целом и, что наиболее важно, в разрезе отдельных статей.

В Теоретической части курсовой работы изучены:

    • управление коммерческим кредитом;
    • управление запасами;
    • управление денежными средствами
    • модель управления денежной наличностью
    • управление ценными бумагами
    • российская практика управления коммерческим кредитом, запасами и денежными средствами.
  • Целью курсовой работы является анализ управления краткосрочными активами и изучение основных критериев отбора ликвидных ценных бумаг.
  • Задачами данной работы являются:
    • изучение управления коммерческими кредитами, запасами, денежными средствами, ценными бумагами;
    • анализ модели управления денежной наличностью;
    • провести исследование российской практики управления коммерческим кредитом, запасами и денежными средствами;
    • прокомментировать основные критерии отбора ликвидных ценных бумаг.
  • Методами курсовой работы являются:
  • - анализ литературы;
  • - изучение общественной практики;
  • - теоретический анализ и синтез;
  • - моделирование.
  • I. Теоретическая часть
  • Глава 1. Управление коммерческим кредитом
  • Коммерческий кредит, товарный - особая форма кредита, предоставляемого продавцами покупателям в виде продажи товаров в рассрочку, с отсроченным платежом (продажа в кредит).
  • В этом случае кредит приобретает форму товара, плата за который вносится в последующем и представляет погашение кредита.
  • Коммерческий кредит предоставляется под долговое обязательство (вексель) или посредством открытия счета по задолженности. Он способствует ускорению реализации товаров и увеличению скорости оборота капитала.
  • Долговое обязательство — документальное подтверждение факта получения денег в долг и обязанности их возврата. Выдается заемщиком, берущим деньги в долг, заимодавцу, кредитору. Подписывается тем, кто получил ссуду, или от его имени уполномоченным лицом. В обязательстве указывается сумма долга и предельный срок его возвращения. По истечении этого срока заимодавец может возбудить дело о принудительном взыскании долга. Долговые расписки, не оформленные в соответствии с установленными правилами, не обладают силой долгового обязательства.
  • Регулирование задолженности по спецссудным счетам - метод оперативного контроля за полнотой выдачи и погашения кредитов.
  • Коммерческий кредит - разновидность кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. В отличие от потребительского кредита, объектом которого являются товары и услуги потребительского назначения, коммерческий кредит предоставляют друг другу функционирующие предприниматели; при этом плата за купленные товары откладывается на определенное время.
  • 1.1 Период кредитования
  • Необходимость коммерческого кредита обуславливается тем, что в различных отраслях хозяйства время производства и время обращения капитала не совпадают: у одних предпринимателей товар произведен и готов к реализации, тогда как другие, заинтересованные в данном товаре, не располагают наличными деньгами.
  • В таких случаях продажа товара в кредит способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение оборота капитала и увеличение прибыли.
  • Коммерческий кредит обычно является краткосрочным, он предоставляется на несколько месяцев и, как правило, оформляется специальным документом - коммерческим векселем, удостоверяющим обязательство покупателя уплатить обусловленную сделкой денежную сумму в определенный срок.
  • 1.2 Кредитные стандарты
  • Стандарты кредитоспособности клиентов – это минимальные требования к финансовому состоянию клиентов для предоставления им отсрочки платежа. Оптимальные стандарты кредитоспособности, которые применяются в компаниях по отношению к своим покупателям, обеспечивают превышение прибылей от расширения продаж в связи с предоставлением отсрочки платежа над дополнительными затратами:
  • а) от невыполнения обязательств клиентами более высокого уровня риска;
  • б) на привлечение денежных ресурсов в связи с удлинением кредитного периода;
  • в) на управление, контроль и взыскание дебиторской задолженности.
  • Кредитный риск клиентов оценивается следующими показателями:
  • а) кредитная репутация;
  • б) кредитоспособность, оцениваемая по финансовой отчетности, в том числе показатели капитала: отношение «долги/активы», покрытие процента (отношение «сумма процентов/ прибыль до уплаты процентов и налогов»), текущая платежеспособность и др.;
  • в) обеспечение кредита;
  • г) внешние условия кредита (налоговая политика правительства, перспективы развития конкретных отраслей и др.).
  • После определения кредитного риска клиентов, в том числе их кредитоспособности, их можно сгруппировать в классы риска. Например, 1 класс – предполагается отсутствие потерь от неоплаты счетов, 2 класс – потери могут составить до 0,5 % от выручки и т.д.
  • 1.3 Скидки при оплате наличными
  • В целях ускорения реализации товаров и превращения товарного капитала в денежный многие фирмы применяют такой способ предоставления коммерческого кредита покупателям, как торговые скидки с цены товаров (сконто). Данные скидки обычно предоставляются при условии оплаты цены товаров наличными деньгами, переводом или чеком в течение определенного срока после выписки счетов, который заранее оговаривается в контракте. При этом величина сконто, исчисляемая в процентах, дифференцируется в зависимости от указанного срока и ориентируется на существующий уровень процентных ставок.
  • 1.4 Политика взимания задолжностей
  • Исследования подтверждают, что при наличии значительной дебиторской задолженности ужесточение методов ее взыскания и увеличенные расходы на этот вид работ быстро окупаются, однако дальнейший рост затрат на «выбивание» дебиторской задолженности не приносит результатов, какая-то ее часть может быть никогда не возвращена.
  • Дебиторская задолженность (коммерческий кредит) может быть оформлена векселем, который повышает ответственность дебитора и фиксирует его обязательство оплатить товар в указанный срок. Дополнительные преимущества векселя ‑ возможность расплатиться по своим долгам векселем (так называемый «переводной вексель»), а также возможность его досрочного учета в банке (так называемое «дисконтирование векселя»).
  • В обоих случаях кредитор получает денежные средства раньше срока платежа, указанного в векселе, однако не в полной сумме: вексель дисконтируется в соответствии с номинальным сроком его погашения, величиной ставки дисконта, другими условиями. В зарубежной практике широко используется вексельный кредит ‑ залог векселей. Во всех случаях требуются гарантии своевременности оплаты векселя ‑ аваль. Авалистом могут выступать вышестоящая организация, материнская компания, обслуживающий банк, фирма, эмитировавшая вексель.
  • В вексельном обращении России определенное распространение получили преимущественно так называемые «серые схемы», где эмитент векселя выстраивает (или хотя бы отслеживает) цепочку его продвижения, а на заключительном этапе выкупает сильно дисконтированный вексель сам, значительно уменьшая свою сумму платежей.
  • Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ее ранжирование по срокам возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (в днях): 0 ‑ 30; 31 ‑ 60; 61 ‑ 90; 90 ‑ 120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования требуемого резерва.
  • С точки зрения более точной картины, предлагаем проводить на предприятии анализ и контроль уровня дебиторской задолженности с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. Важным этапом является контроль над своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности, приводимым в форме № 5 («Приложение к балансу предприятия»), используется коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по полученным векселям; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии, и периода оплаты с момента отгрузки товара. Эти показатели позволяют рассчитать критическое значение коэффициента. Проблемы со своими дебиторами предприятие будет иметь в том случае, если расчетное значение коэффициента превосходит критическое.
  • Анализ уровня дебиторской задолженности проводят в зависимости от количества расчетных документов и дебиторов как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа включает в себя несколько этапов.
  • Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.
  • Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например, по времени возникновения обязательства). Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п. В этом случае определяют интервал выборки (по денежному измерителю), и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.
  • Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы.
  • Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. После обобщения результатов анализа они распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности и в виде выводов приводятся в соответствующем разделе отчета (годовой отчет, аналитическая записка, отчет внутреннего аудитора и т.п.).
  • Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие крупные компании создают самостоятельные подразделения или дочерние компании, специализирующиеся на работе с дебиторской задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приемами работы с дебиторами, но и применять современные ме<span style=" font-fa

Информация о работе Управление коммерческим кредитом