Формирование оптимальной структуры капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является формирование оптимальной структуры капитала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть экономическую сущность структуры капитала;
2. определить понятие и принципы собственного и заемного каптала;
3. изучить модели формирования оптимальной структуры;
3. рассмотреть основные процессы и этапы формирования оптимальной структуры капитала;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Сущность капитала предприятия и виды источников его формирования……………………………………………………………………..4
1.1 Экономическая сущность и классификация капитала предприятия…...4
1.2 Принципы и политика формирования собственных средств предприятия………………………………………………………………10
1.3 Принципы и политика формирования заемных средств предприятия………………………………………………………………17
2. Методологические подходы к формированию оптимальной структуры капитала предприятия…………………………………………………………...24
2.1 Модели формирования оптимальной структуры капитала предприятия………………………………………………………………24
2.2 Процесс и этапы формирования оптимальной структуры капитала…………………………………………………………………...34
3. Определение оптимальной структуры капитала предприятия на примере ОАО «Калининградпромпроект»………………………….................................40
3.1 Краткая характеристика ОАО «Калининградпромпроект»…………...40
3.2 Анализ структуры капитала ОАО «Калининградпромпроект»……….42
3.3 Формирование оптимальной структуры капитала ОАО «Калининградпромпроект»……………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………………...47
Список используемых источников………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 563.50 Кб (Скачать файл)

Процесс этой оптимизации  основывается на следующих критериях:

А. Обеспечение максимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов.

Б. Обеспечение сохранения предприятию первоначальных учредителей.

Для решения  вопросов оптимизации на предприятии  разрабатывается специальная финансовая политика, которая определяет основные моменты в оптимизации формирования финансовых ресурсов и помогает оценивать  эффективность политики с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия.

                                      (3)

Ксф - коэффициент  самофинансирования развития предприятия

СФР - собственные финансовые ресурсы

  • - планируемый прирост активов предприятия

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, можно увидеть, что формирование собственного капитала компании осуществляется путем прохождения большого количества этапов. Перейдем к рассмотрению особенностей формирования заемного капитала компании.

 

1.3 Принципы и политика формирования заемных средств предприятия

 

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения  заемных средств. Использование  заемного капитала позволяет существенно  расширить объем хозяйственной  деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Заемный капитал (ЗК) представляет собой часть стоимости  имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть  поставщику, банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества [5, c. 56]. В составе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность.

Долгосрочные  заемные средства — это кредиты и займы, полученные организацией на период более года, срок погашения, которых наступает не ранее чем через год. К ним относятся задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п. Кредиты и займы, привлекаемые на долгосрочной основе, направляются на финансирование приобретения имущества длительного использования.

Краткосрочные заемные средства — обязательства, срок погашения которых не превышает года. Среди этих средств следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате коммерческих и других текущих расчетных операций. К ней относятся: задолженность персоналу по оплате труда; задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам; авансы полученные; предварительная оплата заказов и продукции; задолженность поставщикам и другие виды задолженности. Краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность являются источниками формирования оборотных активов (рисунок 2).


 

 


 







 

 

 

Рисунок 2 - Формы финансовых обязательств предприятия

В процессе развития предприятия по мере погашения его  финансовых обязательств возникает  потребность в привлечении новых  заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам [5, с.57].

С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой  часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие  основные этапы [8, c.118].

  1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе  анализа определяются основные формы  привлечения заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного  кредита и внутренней кредиторской задолженности в обшей сумме  заемных средств, используемых предприятием.

На третьем  этапе анализа определяется соотношение  объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого  заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов.

На четвертой  стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия  и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствующей конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой  стадии анализа изучается эффективность  использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемных средств на предприятии  в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных  активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть  оборотных активов частично или  полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов.

Целью привлечения  заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения  реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

г) обеспечение  социально-бытовых потребностей своих  работников. В этих случаях заемные  средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные  нужды. Принцип целевого привлечения  заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших  объемах.

3. Определение  предельного объема привлечения заемных средств.

Максимальный  объем этого привлечения диктуется  двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.

Она должна оцениваться  не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств. С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями [8, c. 119]:

1. Достаточно  широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.

2. Обеспечением  роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

3. Более низкой  стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

4. Способностью  генерировать прирост финансовой  рентабельности (коэффициента рентабельности  собственного капитала).

В то же время  использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

1. Использование  этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала.

2. Активы, сформированные  за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.).

3. Высокая зависимость  стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

4. Сложность  процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный  капитал, имеет более высокий  финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного  объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методические подходы к формированию оптимальной структуры капитала предприятия

2.1 Процесс и этапы формирования оптимальной структуры капитала

 

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансовым капиталом организации, поскольку капитал характеризует общую стоимость средств, инвестированных в формирование активов предприятия и финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. Помимо этого, капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости, а его динамика является важнейшим индикатором уровня эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Основная задача управления капиталом заключается  в формировании и поддержании его оптимальной структуры, то есть такой структуры капитала, которая сможет наиболее полно удовлетворить потребности менеджеров и собственников предприятия [2, с. 130]. Целенаправленный процесс формирования капитала организации строится на основе следующих принципов:

Информация о работе Формирование оптимальной структуры капитала