Формирование конкурентных преимуществ организации и разработка стратегии их достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, то современная жизнь требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Конкурентный рынок стимулирует производителей выпускать товары с минимальными издержками (оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы), формирует условия для выпуска только тех товаров, которые необходимы обществу, пользуются спросом. Иными словами, конкурентный рынок можно рассматривать как наиболее эффективную модель организации хозяйственной жизни. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надёжность, инновационность продукции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….6
1 Теоретико-методологические аспекты обеспечения конкурентных
преимуществ предприятия ………………………………………………..10
Сущность категорий «конкуренция», «конкурентные преимущества»
и «конкурентоспособность»…………………………………………10
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятий ……......................15
1.3 Стратегии конкурентной борьбы на современном рынке и методы
обеспечения конкурентоспособности предприятия………………..24
Анализ формирования конкурентных преимуществ ООО
«Прммест»…………………………………………………………………41
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Проммест»………….41
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ООО
«Проммест»………………………………………………………….….45
2.3 Оценка конкурентных преимуществ ООО «Проммест»…………..72
3 Мероприятия по совершенствованию конкурентных преимуществ ООО «Проммест»………………………………………………………………….80
3.1 Разработка комплексной стратегии повышения конкурентноспособ-
ности ООО «Проммест»…………………………………………………60
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий.81
Заключение……………………………………………………………………….84
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

дипломный проект.docx

— 335.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….….6

1 Теоретико-методологические  аспекты обеспечения конкурентных

   преимуществ предприятия ………………………………………………..10                     

    1. Сущность категорий «конкуренция», «конкурентные преимущества»

и  «конкурентоспособность»…………………………………………10    

1.2 Оценка конкурентоспособности  предприятий ……......................15

1.3 Стратегии конкурентной борьбы на современном рынке и методы

  обеспечения конкурентоспособности  предприятия………………..24

  1. Анализ формирования конкурентных преимуществ ООО

«Прммест»…………………………………………………………………41

2.1 Краткая характеристика  деятельности ООО «Проммест»………….41

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ООО  

«Проммест»………………………………………………………….….45

2.3 Оценка конкурентных преимуществ ООО «Проммест»…………..72

3    Мероприятия по  совершенствованию конкурентных  преимуществ ООО   «Проммест»………………………………………………………………….80

3.1 Разработка комплексной  стратегии повышения  конкурентноспособ-

ности ООО «Проммест»…………………………………………………60

  3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий.81

Заключение……………………………………………………………………….84

Список использованных источников………………………………………......87

Приложения 90

 

 

Введение

 

В  период перехода к рынку, конкуренция между предприятиями является мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных условиях российской экономики в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неопределенности и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными операциями, коммерцией. Поэтому предприятиям необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров-аналогов, поставщиками и потребителями.

Успех фирмы на конкурентном рынке во многом зависит от того, удалось ли разгадать маркетинговую политику конкурента, предвидеть его действия на рынке. Маркетинговая деятельность немыслима без оценки конкурирующих предприятий, формы и интенсивности конкуренции. В комплексе контролируемых сил и факторов микросреды маркетинга конкуренты занимают особое место, так как контроль проявляется в форме конкурентной борьбы. Поэтому удачная разработка конкурентной стратегии предприятия очень важна для наиболее эффективной деятельности предприятия в условиях рынка.

Актуальность выбранной темы состоит в том, то современная жизнь требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Конкурентный рынок стимулирует производителей выпускать товары с минимальными издержками (оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы), формирует условия для выпуска только тех товаров, которые необходимы обществу, пользуются спросом. Иными словами, конкурентный рынок можно рассматривать как наиболее эффективную модель организации хозяйственной жизни. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надёжность, инновационность продукции. Конкуренция должна заинтересовать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него – на меняющиеся потребности, повышение качества продукции. В данном аспекте, маркетинговые исследования, представляющие собой систематический сбор, регистрацию и анализ данных по проблемам, относящимся к рынку товаров, незаменимы при принятии управленческих решений. В ходе маркетинговых исследований определяется весь комплекс побудительных факторов, которыми потребители региональных рынков руководствуются при выборе товаров; дается оценка данных, необходимых для обеспечения конкурентного преимущества на рынке; определяются пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.

          В условиях жесткой конкурентной борьбы предприятия могут добиться успеха только путем выхода на качественно новый уровень работы. Поиск эффективных решений управленческих и производственных задач, соответствующих актуальным стратегиям бизнеса, приводит к изучению значимости интеллектуального капитала компании, на базе которого создаются конкурентные преимущества компаний.

Набор современных возможностей достижения успехов в предпринимательской деятельности достаточно широк. Вопрос в том, как правильно расставить приоритеты, учитывая концептуальные изменения в стратегиях ведения бизнеса.

Общеизвестно, что привлекать клиентов компаниям позволяют конкурентные преимущества, которые, согласно М. Портеру, определяют позицию фирмы в отрасли. Конкурентные преимущества появляются в результате формирования и активизации субъектом рынка уникальных активов, представляющих совокупность особых компетенций в той или иной сфере деятельности субъекта (рыночной или внутриорганизационной). Гораздо реже конкурентные преимущества обусловлены объективными факторами, но использование сложившейся благоприятной ситуации для достижения целей компании всегда в определенной степени уникально (относительно опыта других компаний или опыта работы этой же компании, но в других условиях).

Во многом конкурентные преимущества есть результат деятельности, направленной на достижение стратегических целей и выражающейся в конкретных процессах (например, в товарной, сбытовой, ценовой политике и в целом в организации бизнеса). Среди способов конкурентных преимуществ М. Портер указывал дифференциацию продукции, снижение издержек и др. Современная практика показывает, что методы достижения конкурентных преимуществ могут быть синтетическими.

Конкурентное преимущество компании лежит в основе ее успешной деятельности на рынке. Однако после десятилетий процветания и активного продвижения многие фирмы в своих стремлениях к росту и диверсификации забыли о значении конкурентных преимуществ. Вряд ли конкурентные преимущества когда-либо имели такое решающее значение, какое они имеют сейчас, когда рост компаний во всем мире замедлился, а поведение конкурентов на рынке говорит о том, что пирога на всех не хватит, даже несмотря на его постоянный рост.

Степень разработанности проблемы. Тема конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ организации достаточно изучена. Так, можно отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как: Агешкина Н.А., Алексунин В.А., Веснин В.Р., Винокуров В.А., Голубков Е.П., Кирцнер И., Ламбен Ж.-Ж., Лифиц И.М., Мазилкина Е.И., Носова Н.С., Портер М., Тарануха Ю.В., Томпсон-мл. А.А., Фатхутдинов Р.А. и др.

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ процесса формирования конкурентных преимуществ организации и разработка стратегии их достижения на примере компании «Проммест».

Задачами настоящего исследования являются:

  • рассмотреть сущность категория «конкуренция», «конкурентные преимущества» и «конкурентоспособность»;

  • проанализировать особенности оценки конкурентоспособности предприятий;

  • изучить стратегии конкурентной борьбы на современном рынке и методы обеспечения конкурентоспособности предприятия;

  • дать организационно-управленческую характеристику ООО «Проммест»;

  • провести анализ основных финансово-экономических показателей ООО «Проммест»;

  • дать оценку конкурентных преимуществ ООО «Проммест»;

  • провести разработку комплексной стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Проммест»;

  • оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.

Объектом исследования в настоящей работе являются конкурентные преимущества ООО «Проммест» и разработка стратегии их достижения.        

Предметом исследования в настоящей работе являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования конкурентных преимуществ ООО «Проммест».

Теоретической и методической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования феномена конкуренции, конкурентоспособности, формирования конкурентных преимущества  предприятия на современном рынке.

Проведенные исследования базируются на применении методов обобщения, системного, логического и сравнительного анализа, статистического анализа

Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1 Теоретико-методологические аспекты обеспечения конкурентных преимуществ предприятия

    1. Сущность категорий «конкуренция», «конкурентные преимущества» и «конкурентоспособность»

 

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.

Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Предпринимательство — это организация производства, работ или услуг, обладающих ценностью и обеспечивающих прибыль субъекту такой деятельности.

К типичным процессам предпринимательской деятельности в условиях конкурентной рыночной среды относятся:

1) изготовление нового, т.е., неизвестного потребителям, блага  или создание нового качества  того или иного существующего  блага;

2) внедрение нового метода  производства;

3) освоение нового рынка  сбыта;

4) использование нового  источника сырья или полуфабриката.

Рассмотренные бизнес-процессы, по существу, отражают факторы конкурентоспособности товаров (услуг). Основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Главным инструментом достижения этой цели является производство и предложение рынку конкурентного товара.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном.

Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики.

Внутриотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства  за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Это происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в  расчете на  единицу продукции. Несмотря на эти различия, внутриотраслевая  конкуренция приводит к уравнению цен и прибылей. Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам:

1) число фирм-производителей;

2) различие («дифференциация») товаров;

3) уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы  в производстве и реализации  данного товара);

4) способ формирования  цены товара;

5) возможности для появления  новой фирмы на данном рынке;

6) степень информированности  покупателей и продавцов о  ценах и качестве товаров;

7) в какой мере покупка  осуществляется без принуждения.

В современных международных торгово-экономических отношениях постепенно сформировались правила конкуренции. Это, прежде всего международные согласованные нормы по контролю и защите конкуренции. Наиболее детально правила конкуренции изложены в Римского договора о создании Европейского экономического сообщества.

Информация о работе Формирование конкурентных преимуществ организации и разработка стратегии их достижения