Финансовый анализ; финансовое планирование по средствам бюджетирования на примере ЗАО «Стройкомплект-Бетон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Целью деятельности организации является производство данной продукции и удовлетворение спроса на нее на рынке Калининградской области и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
Учредителями Общества являются три физических лица, между которыми распределена основная доля акций. Также долю акций имеют некоторые члены персонала.
Уставный капитал Общества составляет 58 000 рублей.
Общество имеет расчетный, валютный и другие счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием, товарный знак, штампы, бланки и другие реквизиты.

Содержание работы

Введение
3
1.Финансовый анализ ЗАО «Стройкомплект Бетон»
6
1.1. Анализ структуры актива баланса
6
1.2. Анализ структуры пассива баланса
10
1.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия
14
1.4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
16
1.5. Анализ деловой активности (оборачиваемости)
20
1.6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
24
1.7. Анализ показателей рентабельности
25
1.8. Прогнозирование возможного банкротства предприятия при помощи модели Э. Альтмана
26
2.Финансовое планирование по средствам бюджетирования.
30
2.1. Бюджетирование. Основные понятия. Процесс
30
2.2. Бюджетирование ЗАО»Стройкомплект-Бетон»
36
Заключение
38
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_Nastinu 1.doc

— 845.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы предприятие ЗАО «Стройкомплект – Бетон» по большинству показателей относится к первой группе – «нормальное финансовое положение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансовое планирование по средствам бюджетирования.

2.1 Бюджетирование. Основные понятия. Процесс.

Обычно слово  «бюджет» больше ассоциируется с  разработкой экономической политики в масштабах государства, а на макроуровне процедура принятия годового бюджета Государственной Думой является одним из наиболее модных сюжетов отечественных средств массовой информации. Менее известно, что бюджет может разрабатываться и утверждаться не только для всей страны, но и на микроуровне, в рамках планирования деятельности отдельного предприятия. Иными словами, помимо «государственного бюджетирования» существует и «корпоративное бюджетирование», под которым понимается поставленная на регулярную основу система «сквозного» (комплексного) планирования, контроля и анализа хозяйственной деятельности компании.

Следует отметить, что термины «бюджет» и «план» не являются тождественными, хотя основу плана предприятия всегда составляет сводный бюджет.

Бюджет —  это количественное выражение централизованно  устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по:

  • использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов;
  • привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;
  • доходам и расходам;
  • движению денежных средств;
  • инвестициям (капитальным и финансовым вложениям).

Определяющими характеристиками бюджета предприятия  являются формализация (количественное выражение), централизация и «сквозной» характер (системность).

Понятие «количественное  выражение» означает, что бюджет — это прежде всего набор цифр. План же, помимо бюджетных цифровых показателей, как правило, включает в себя перечень конкретных мероприятий по достижению данных показателей.

Другим существенным моментом является то, что бюджет охватывает только централизованно устанавливаемые аппаратом управления (директивные) показатели для отдельных подразделений (центров ответственности). Методология бюджетирования на отдельных предприятиях может различаться: встречается планирование «сверху вниз» (проекты бюджетов подразделений разрабатываются службами аппарата управления); «снизу вверх» (проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями); встречное планирование (проекты бюджетов разрабатываются подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления). Однако, в конечном итоге, утверждение бюджетных показателей происходит по линии «аппарат управления (директивный орган) — подразделение (центр ответственности за исполнение утвержденных бюджетных показателей)».

Таким образом, бюджетные показатели всегда устанавливаются «сверху вниз» центральным органом (аппаратом управления) предприятия и обязательны к исполнению структурными подразделениями — центрами ответственности (за исключением случая долгосрочного индикативного бюджета, который устанавливает целевые ориентиры стратегии развития компании на долговременную перспективу и носит рекомендательный характер для подразделений предприятия.

В противоположность  этому, не все показатели плана предусматривают  обратную связь в виде контроля и  оценки исполнения. Подобно тому, как каждый человек может пытаться планировать собственную жизнь, так и отдельные подразделения в рамках бюджетных показателей составляют собственные планы их достижения, которые служат лишь средством исполнения бюджета, но никак не самоцелью. Следовательно, бюджет включает в себя лишь целевые показатели, устанавливаемые центральным органом (аппаратом управления) предприятия, которые объект бюджетирования (структурное подразделение) обязан выполнить.

Набор этих показателей  сильно варьируется в зависимости от полномочий по ведению хозяйственной деятельности, делегированных руководству подразделения.

«Сквозной»  характер бюджетирования (системность) означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес компании как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются, исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента.

Таким образом, бюджет — это «верхушка айсберга»  под названием «план предприятия», формализованное выражение затрат и эффекта по совокупности утверждаемых плановых (управленческих) решений для компании в целом и в разрезе отдельных подразделений и сегментов деятельности. Бюджет не может существовать вне плана, так же как форма не может существовать вне содержания. С другой стороны, планирование на предприятии может осуществляться без составления сводного бюджета, как разработка целевых показателей для отдельных подразделений и по отдельным сегментам производственно-финансового цикла, без «сквозного» охвата бизнеса. Бюджет предприятия, как и бюджет государства, всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода (текущий квартальный бюджет, среднесрочный годовой бюджет, долгосрочный «бюджет развития» на 3-5 лет и т.д.). Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.

Следует также  различать понятия бюджет и бюджетирование. Бюджет, как уже говорилось, — это насыщенный количественными показателями документ, или, проще говоря, лист бумаги, в соответствии с которым предприятие ведет свою хозяйственную деятельность. Бюджетирование — это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще-то, технология бюджетирования во времени — это непрерывный «трехтактный» цикл, где планирование на следующий период производится на основе план-факт анализа исполнения бюджета отчетного периода.

Таким образом, бюджетный цикл — это период времени от начала 1-й стадии бюджетного процесса, то есть составления сводного бюджета, до завершения 3-й стадии — план-факт анализа исполнения сводного бюджета. В идеале в компании бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода.

Главным условием обеспечения непрерывности бюджетного процесса является правильная методология  проведения «сквозного» план-факт анализа  исполнения бюджета, на базе которого формируются цифры бюджетных  показателей следующего периода, то есть план-факт анализ — это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

Для внедрения  в практику предприятий системы  бюджетирования необходим ряд обязательных условий, без которых эта система  попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методическая и методологическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета составляет аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» — он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры включает в себя:

— количество и  функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;

— совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которым назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Система управления бюджетированием — это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным), точно так же регулярно, в соответствующие сроки в аппарат управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот — совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях, информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.

Организационная структура и система управления составляют организационный блок (компонент) бюджетного процесса.

В-четвертых, на средних и крупных предприятиях процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств (компьютерной базы и программного обеспечения). Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок (компонент) системы бюджетирования.

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны  между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии. Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же стороны, он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.

2.2 Бюджетирование ЗАО»Стройкомплект-Бетон» 

Предприятие ЗАО «Стройкомплект – Бетон» занимается производством  товарного бетона, бетонных и растворных смесей и их реализацией, соответственно основной доход оно получает от реализации данного вида продукции. В результате влияния мирового финансового кризиса ухудшилась экономическая ситуация в регионе, а соответственно и финансовое положение покупателей продукции ЗАО «Стройкомплект – Бетон». Вследствие этого у предприятия растет дебиторская задолженность, что влечет за собой неполучение необходимых средств для продолжения нормального функционирования предприятия. В отчетном периоде дебиторская задолженность предприятия выросла на 280 тыс. руб., или 22,36 % и составила 1532 тыс. руб. На конец отчетного периода ее удельный вес составил треть всего имущества, однако это меньше, чем в начале периода (48,64 %). Прирост дебиторской задолженности связан с отсрочкой платежа дебиторов, вызван появлением просроченной задолженности, для погашения которой предприятие вынуждено привлекать дополнительные денежные средства, увеличивая кредиторскую задолженность. Следует также отметить, что период оборачиваемости дебиторской задолженности меньше сроков оборачиваемости кредиторской задолженности в 2008 году на 31 день, в 2009 году на 25 дней, что положительно характеризует деятельность предприятия т.к. позволяет предприятию использовать в обороте дополнительные средства  в качестве бесплатного источника финансирования.

Следовательно, предприятие ЗАО «Стройкомплект – Бетон» для погашения дебиторской задолженности привлекает банковскую ссуду. Так в 2010 году для погашения дебиторской задолженности предприятие привлекло банковскую ссуду на сумму в 1 000 000 руб.на 1 год под 15 %. Информация о текущем положении предприятия за 2010 год отсутствует, поэтому нет возможности оценить эффективно ли используется привлеченная ссуда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Теоретическая часть исследования направлена на изучения основных понятий, необходимых для  разработки финансового планирования.

Финансовое  планирование представляет собой процесс  разработки системы финансирования планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке. Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Информация о работе Финансовый анализ; финансовое планирование по средствам бюджетирования на примере ЗАО «Стройкомплект-Бетон»