Финансовые аспекты развития малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организацию малых предприятий, их функционирование и эффективность.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деятельности малого предпринимательства;
- проследить эволюцию предпринимательства в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малых предприятий РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Особенности организации малого предприятия 5
1.2. Государственная поддержка малого предприятия 8
1.3. Развитие малого предпринимательства в РФ 14
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 23
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

прикладные финансы.docx

— 257.67 Кб (Скачать файл)

 Для реализации  данных программ должны быть  привлечены не столько средства  государственного бюджета, сколько  возможности частного – отечественного, а при необходимости и иностранного  капитала. Основным же направлением  использования государственных  ресурсов должно стать не выделение  прямых инвестиций, а страхование  и предоставление гарантий под  кредит.

 Для нормального  развития малых предприятий необходимы  не только определенные экономические  условия, но и социальная база.

 Пока социальная  политика относится к числу  наиболее слабых звеньев внутренней  политики нашего государства.  Это определяется, во-первых, низкой  результативностью борьбы с инфляцией.  И, во-вторых, несмотря на все  декларации, не только сохранился  остаточный принцип выделения  средств на финансирование социальной  сферы, но, прежде всего за счет  нее осуществляется ставшее системой  сокращение государственных доходов  в ходе выполнения федерального  бюджета.

 Уже не  первый год самые напряженные  ожидания обострения социальной  обстановки связаны с ситуацией  на рынке труда. Относительный  низкий уровень безработицы у  нас по сравнению с другими  странами объясняется, с одной  стороны, тем, что мы еще  не вступили в полосу массовых  банкротств предприятий, а с  другой – стремлением значительной  части директорского корпуса  сохранить трудовой коллектив,  что само по себе мало соответствует  канонам предпринимательского поведения.  Поэтому никаких оснований для  самоуспокоенности нет. В любой  момент армия безработных может  значительно пополниться. Потенциал  для этого довольно значительный. Миллионы людей работают неполный  рабочий день, неполную рабочую  неделю или находятся в вынужденных  отпусках. Острота положения усугубляется  неуправляемостью, стихийностью процессов,  которые происходят на рынке  труда. Министерства и ведомства,  ответственные за социальную  сферу, выполняют пока лишь  функции нормативного регулирования  и в какой-то мере оперативного  вмешательства в отдельные конкретные  процессы на этом рынке. Не  использует все свои возможности  Федеральная служба занятости.  Нуждается в доработке законодательство. На сегодняшний день нет механизма  решения вопросов хронической  безработицы, четких нормативных  положений относительно лиц, лишившихся  по истечении установленного  срока права на получение пособия,  но не устроившихся на работу. В связи с этим особую актуальность  приобретает быстрейшая реализация  предложений Торгово-промышленной  палаты по развитию малого  и среднего бизнеса, что позволило  бы создать новые рабочие места.

 Напряженный  социальный климат в стране  определяется также сложным положением  с доходами населения. Временное  снижение уровня потребления  провозглашалось как неизбежная  плата за переход к более  высокому уровню жизни. Однако  стихийное, неуправляемое развитие  ситуации привело к непомерно  высокой в социальном плане  реформ. Несмотря на официальную  статистику, продолжается резкое  падение доли заработной платы  по основному месту работы  в общей структуре денежных  доходов населения. Она составляет  уже менее 40% этих доходов. Структура  доходов свидетельствует о падении  роли основного места работы  как источника заработка, а  тем самым как сферы приложения  труда. Это негативно сказывается  на производительности труда,  отношении к нему.

 В формировании  системы социального партнерства  и выработке общей стратегии  национального предпринимательства  особое место принадлежит Торгово-промышленной  палате РФ. Палата сосредоточила  свои усилия на формировании  совместно с соответствующими  комитетами Государственной Думы  и Совета Федерации Концепции  социальной политики в России. Была подготовлена «Национальная  программа действий в области  социальной политики и обеспечения  занятости экономической безопасности».  ТПП РФ активно участвует в  подготовке предложений по улучшению  работы Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений, выработке механизмов  успешной реализации принимаемых  решений, создании соответствующей  информационной базы и решении  других вопросов совершенствования  партнерских отношений.

 Социальная  значимость МП определяется массовостью  группы мелких собственников–  владельцев малых предприятий  и их наемных работников, общая  численность которых является  одной из наиболее существенных  качественных характеристик любой  страны с развитой рыночной  экономикой. Именно эта группа  деятельного населения обслуживает  основную массу потребителей, производя  комплекс продуктов и услуг  в соответствии с быстро изменяющимися  требованиями рынка. При этом  необходимо учитывать следующие  важнейшие социальные факторы:

  • развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  • занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  • объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
  • массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

 Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно  стала основой сформировавшегося  среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и являющегося  выразителем политических предпочтений  значительной части населения.  В условиях устойчивого социально-экономического  и политического развития общества  мелкие предприниматели отличаются  наибольшей приверженностью принципам  демократии, политической стабильности  и экономической свободы. Слой  мелких собственников проявляет  наибольшую активность, и даже  агрессивность при возникновении  угрозы в отношении собственности,  так как в отличие от крупных  и средних собственников для  владельцев малых предприятий  их собственность зачастую является  единственным средством к существованию  и важнейшим способом самовыражения.  Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо  становится объектом борьбы различных  политических сил за голоса  избирателей.

 Данный  фактор определяет неразрывность  связи МП с интересами местных  и региональных сообществ, что  обусловливает его зависимость  от национальной основы и составляет  питательную среду для его  патриотических настроений. При  этом, как свидетельствует исторический  опыт России, Германии и ряда  других стран, патриотические  настроения в среде мелких  собственников в условиях экономического  спада и политической нестабильности  могут принимать крайние формы  и подталкивать их к поддержке  наиболее экстремистских политических  сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В  данной  работе  была  произведена   попытка  охарактеризовать  малое

предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности  малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

   Необходимо отметить, что малый бизнес  в России  уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит  в  том,  что она  однобока  и  принятые  правовые  аспекты  не  реализуются,  что  делает проблематичным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

   Тем не менее, малый бизнес  имеет свою  нишу  в экономике,  которая

обеспечивает  наиболее  эффективную  отдачу  от   работы,   как   с   целыми предприятиями-гигантами,  так  и  с  отдельным  человеком.  Данная   позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

     На данном этапе развития малого  бизнеса в  качестве  основных  проблем выступают: бюрократизм и коррупция, которые поразили  всю Россию; развитие среди субъектов  малого  бизнеса  в  основном  торгово-посреднических  фирм; неравномерность  и  непредсказуемость  развития всей   экономики,   как в территориальном плане, так и во временном.  Негативное  отношение  к  малому предпринимательству государства и общества также  является  очень  серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем,  что даже в данных условиях  малый  бизнес  оказывает  положительное  влияние  на экономику.

К настоящему времени сделаны только самые  первые шаги в правовом и организационном  обеспечении формирования малого предпринимательства  в качестве особого сектора экономики  России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий  не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана  государственная программа развития малых предприятий.

 Подводя   итог,  можно  сказать,  что   малый  бизнес  в  России  -  уже реальность, от его развития, от отношения  общества  и  государства  к  этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон № 209-ФЗ от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  2. Акимов О.Ю.  Малый и средний бизнес: эволюция концепций, рыночная среда, проблемы развития/О.Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2003.–192с.
  3. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И.Андреева, К.Павлов // Общество и экономика. - 2007. - N 7. - C.62-79.
  4. Басарева В.Г. Малый бизнес в новой экономике // Регион: экономика и социология. - 2012. - N 3. - C.236-252.
  5. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441 с.
  6. Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности /В. Галкин. - М. : Феникс, 2004. - 288 с.
  7. Гербер Майкл Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху/пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005. – 240 с.
  8. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты/Л.Т. Ибадова – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 258 с.
  9. Кошелева Т.Н. Финансирование деятельности малого предпринимательства в процессе его стратегического развития/Т.Н. Кошелева // Сборник научных статей института бизнеса и права г. С.-Петербург. – вып. 9. - 2010. – С. 32-36.
  10. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия : учеб. пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков ; [под ред. С.Н. Лебедевой]. - 4 -е изд., испр. - Мн. : Новое знание, 2005. - 240 с.
  11. Литвинова Ю. Малый бизнес: финансовая адаптация к кризису (интервью с директором российского микрофинансового центра Мамута М.)/ Ю. Литвинова// Банковское кредитование. – 2010. – № 7. – С. 21-25.
  12. Буев В. Малый бизнес: текущее состояние и проблемы финансирования / В. Буев, А. Шамрай, А. Шестоперов. - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Web: http: // www.nisse.ru/ business/ article/article_1636.html?effort=1
  13. Круглова Н. Ю. Основы  бизнеса  (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
  14. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее/под ред. Е.Г. Ясина – М.: Новое издательство, 2004. – 268 с.
  15. Набатников  В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.
  16. Нефедов А.Малый бизнес растет только статистически/А. Нефедов // Независимая газета. – 2010. – № 25. – С. 8.
  17. Пелих А.С. Основы предпринимательства / А.С. Пелих. - М. : Феникс, 2004. - 512 с.
  18. Предпринимательство : учеб. пособие / под ред. М.Г. Лапусты. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА - М, 2003. - 534 с.
  19. Ракутина Н.М. Современные проблемы российского малого бизнеса // Нац. проекты. - 2010. - N 12. - С.83-90.
  20. Торговое дело : экономика, маркетинг, организация : учеб. пособие / [под ред. Л.А. Брагина, Т. П. Данько]. - М. : ИНФРА - М, 2002. - 560 с.
  21. Туренко  Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – №5. – С.223-227
  22. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. – 324 с.
  23. Широков Б.М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 496 с.
  24. Экономика и управление малой фирмой : учеб. пособие / [под ред. И.В. Мишуровой]. - М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2004. - 672 с.
  25. Экономика фирмы : учеб. пособие / [под ред. Н.П. Иващен- ко]. - М. : ИНФРА, 2006. - 528 с.
  26. http://www.opora-credit.ru
  27. Поздняков Д.И. Проблемы развития малого бизнеса в России [Электронный ресурс] / Д.И. Поздняков – Режим доступа: http://www.ieay.ru/nauch/sc_article/2006/03/Pozdnaykov.shtml
  28. http://www.inbusinessworld.ru/2011/12/blog-post_6524.html
  29. http://rosbeez.ru/your-business/taxes/987-987.html
  30. http://www.for-expert.ru/finansirovanie_malogo_bisnesa/5.shtml
  31. http://nisse.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовые аспекты развития малого предприятия