Финансовые аспекты развития малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организацию малых предприятий, их функционирование и эффективность.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деятельности малого предпринимательства;
- проследить эволюцию предпринимательства в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малых предприятий РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Особенности организации малого предприятия 5
1.2. Государственная поддержка малого предприятия 8
1.3. Развитие малого предпринимательства в РФ 14
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 23
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

прикладные финансы.docx

— 257.67 Кб (Скачать файл)

В каждом регионе  предпринимательство развивается  по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.

Основные  факторы, которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса  в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами.

Первую группу факторов составляют:

  • демографические (естественный прирост населения, старение, смертность, миграция, перенаселенность, наличие беженцев и переселенцев, социально-психологический микроклимат, национальный состав мигрантов, половозрастные особенности);
  • национально-этнические (условия выживания, социальная обеспеченность и защищенность традиций, особенности исторически сложившегося уклада жизни);
  • социальные (уровень развития социальной инфраструктуры, курортно-рекреационного хозяйства, возможности для отдыха, мобильность населения, условия жизни, условия для переподготовки кадров, смены профессии и повышения квалификации);
  • продовольственное обеспечение (возможности местного производства, наличие свежих продуктов, сезонный или постоянный характер поставки продуктов, нормы потребления продуктов, темпы удорожания жизни, уровень развития аграрного сектора);
  • особенности расселения (наличие крупных, средних и малых городов, удобных транспортных связей, уровень развития инфраструктуры, характер освоения региона, степень интенсивности взаимоотношений между населенными пунктами, преимущественные факторы размещения промышленных, сельскохозяйственных и других объектов);
  • уровень развития сферы государственного и регионального социального регулирования.

Наряду со многими проблемами, проблема безработицы, именно та, в решении которой малое  предпринимательство может играть важную роль. Среди мер по борьбе с безработицей нужно предусматривать  меры по стимулированию притока в  регионы частных отечественных  и иностранных инвестиций, расширению программы переобучения работников, в том числе с привлечением различных школ бизнеса, а также  по формированию рынка жилья, как  условия перемещения рабочей  силы из регионов с высоким уровнем безработицы.

Важной предпосылкой развития предпринимательства в  регионах России является здоровый социально-психологический  климат и соответствие мотивационных  установок формирующемуся рынку  труда. Все это находится в  прямой зависимости от формы производственной деятельности, ведомственной политики, движения кадров, степени криминализации, уровня профессиональных качеств, уровня развития потребностей, отношения к  инновациям, желания осваивать новые  профессии и специальности и  т.д.

Второй блок факторов, которые влияют на специфику  регионального развития предпринимательства  в России, связан с решением экономических  вопросов. В частности, на укрепление экономического федерализма и создание условий для развития частного сектора  должна быть направлена государственная  политика по формированию новой территориальной  организации хозяйства России (включая  региональные союзы, ассоциации предпринимателей). В настоящее время принципиально  меняются принципы специализации районов  в территориальном разделении труда: вместо достижения максимального общегосударственного эффекта все шире используется критерий удовлетворения рыночного спроса и  конкурентоспособности предприятий различных регионов.

В этих условиях преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, расположенные рядом  с устойчивыми рынками сбыта, которые имеют квалифицированные  кадры,- Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Волго-Вятский и Уральский  экономический регионы. В то же время  сокращается численность конкурентоспособных  предприятий в северных и восточных  районах. Здесь рентабельными и  конкурентоспособными остаются в основном добывающие отрасли и энергоемкие  производства, связанные с переработкой минерального сырья и леса.

Третья группа факторов, которые оказывают влияние  на территориальное развитие предпринимательства, связана с воздействием экологических  условий на воспроизводство природных  ресурсов, поддержание нормативного экологического состояния на процессы предпринимательства. Сырьевая направленность развития экспорта обусловила нарушения, например, в зоне Севера, эколого-экономического равновесия. Так, в районах нефтегазодобычи  и лесоперерабатывающих комплексов наибольшему экологическому ущербу подвергаются поверхностные воды и  земли. При буровых работах распространены случаи значительной вырубки леса, при технологических и аварийных  выбросах нефти – загрязнение  территории мазутом. Все это, естественно, далеко неположительным образом  влияет на природные ресурсы и  сокращает территории, на которых  ведется хозяйственная деятельность и живут малые народы.

Определенные  ограничения имеет предпринимательская  деятельность в районах, которые  пострадали от аварии на Чернобыльской  АЭС и от других стихийных бедствий. В таких регионах необходимо ограничивать вывоз леса, сельскохозяйственной продукции, строительных материалов, при этом контролировать их пригодность для  использования в хозяйственной  деятельности. Предпринимателей нужно  ориентировать на производство экологически чистой продукции, различных приборов, которые позволяли бы контролировать степень загрязнения окружающей среды, медицинских приборов контроля за состоянием здоровья населения, на производство приборов для очистки  территории воды и т.п.

Привлекая предпринимателей к хозяйственной деятельности в  лесном комплексе, необходимо имеет  в виду следующие приоритетные направления:

В Европейской  зоне России – увеличение в лесном фонде доли хвойных пород, применение рациональных способов рубок, вовлечение в хозяйственный оборот непродуктивных площадей, организация лесосеменного  дела на селекционной основе, применение удобрений.

В районах  Сибири и Дальнего Востока – ускорение  исследовательских и восстановительных  работ в лесном массиве; ликвидация диспропорций между рубкой и восстановлением  леса. Участие отечественных и  иностранных предпринимателей в  освоении минерально-сырьевого комплекса  России невозможно без учета специфических  особенностей регионов, в которых  они расположены, и без строгого соблюдения договорных отношений, где  должны найти отражение основные требования и ограничения хозяйственной  деятельности, а также территориальных  органов власти. Кроме того, необходимо учитывать возможности инвесторов при разработке как федеральных, так и региональных программ освоения месторождений полезных ископаемых, особенно тех, в которых требуется  привлекать технологии, отсутствующие  в России.

Несмотря  на трудности, малое предпринимательство  в России развивается. Но пока сравнение  наших показателей с зарубежными  говорит только о том, что малый  бизнес в России лишь в начале долгого пути.

Шесть малых  и средних предприятий приходится в России на 1 тыс. жителей. В странах  ЕС этот показатель достигает 45, в Японии – 49,6, в США – 74.2. Всего же на сегодняшний  день в РФ зарегистрировано 880 тыс. малых  предприятий. Более 50% работает в Центральном  и Северо-Западном федеральных округах, около 25% - в Москве. Слабо развит малый бизнес в Дальневосточном (4,8%), Уральском (6,7) и Южном (9,7) округах. 46% российских малых предприятий  функционирует в торговле и общественном питании, около 14 – в строительстве, столько же в промышленности.

Как видим, четверть субъектов малого бизнеса находится  в Москве. Это понятно, с точки  зрения того, что Москва – город  столичный. Но большая часть населения  страны живет не в Москве, а это  около 90% населения России. Что же получается, в регионах не используют тот потенциал, который там имеется? Или в Москве люди мобильнее и  им не чужды новизна, риск, стремление получать прибыль? К тому же надо учитывать, что Россия испокон веков была далеко не последней в сфере развития сельского хозяйства. Не будем вспоминать, как мы пытались перестроить природу, вспахивая неплодородные земли. И сегодня не зря многие потенциальные  предприниматели думают о возвращении  к традиционным российским видам  предпринимательства: сельскому хозяйству, животноводству, производству молока.

Малый бизнес может развиваться в любой  сфере и в любом регионе  России, если у человека есть желание  работать, заниматься своим делом, особенно, в том случае, когда он использует те природные ресурсы, которые есть в наличии в том или ином регионе. Большинство людей из-за трудностей нашей российской действительности живут за счет сбора, продажи ягод, грибов, плетения корзин, сбора и  продажи урожая со своих садово-приусадебных участков и т.д. То есть берут то, что на поверхности. И таким образом, становятся представителями малого бизнеса. Возможно, что и незаметно для себя.

В Москве, которая  тоже регион России, многое иначе. Скорее всего, из-за того, что Москва имеет  столичный статус, здесь развиваются  новые для России сферы деятельности, такие, как клининг, производство рекламных  открыток и т.д.

Клининг (уборка) как бизнес существует давно, более 100 лет назад он зародился в  Америке. В Европе оборот клининговых  услуг составляет около 30 миллиардов евро, не считая рынка уборочного оборудования.  В США более 80% недвижимости обслуживается  профессиональными компаниями.4  В Европе цифры ниже, но все равно  выше 50%. В России клининг начал  развиваться 10 лет назад с появлением большого количества иностранных компаний, которые привыкли к таким услугам  у себя на родине и других способов содержания своих офисов и не допускали. Раз появился спрос, появилось и  предложение. Кроме этого, в России начали строить новые современные  здания, отделанные дорогими материалами, за которыми необходимо ухаживать надлежащим образом.

Еще одним  новым видом деятельности для  России является производство рекламных  открыток. Открытки никогда не воспринимались как предмет, который может иметь  практическую ценность, более того – приносить прибыль. Для нас  до сих пор словосочетание «зарабатывать  на открытках» звучит дико. На самом  же деле, рекламные открытки – отличный маркетинговый инструмент.

Система создания и распространения рекламных  открыток FlyCards была построена с нуля всего за три года. Компании-пионеру  удалось не только создать новую  область в рекламном бизнесе, но и расширить сеть в столице  до пятисот мест, организовать распространение  открыток в десятке городов России. Особенность «открыточного» проекта  в том, что окупается он очень  быстро, не требует «длинных и дорогих» денег, при этом развивается весьма динамично. Выход проекта из Москвы в другие регионы, начатый в конце 2001 года, продолжается. Ведь чем шире сеть распространения, тем лучше  для возможных рекламодателей. К  тому же, в некоторых случаях открытка чуть ли не единственно быстрый и  эффективный источник информации о  новом продукте для потребителя.

Помимо этих необычных для России сфер бизнеса, в Москве пытаются развивать индустрию  развлечений. «Индустрия развлечений, которую и составляют парки аттракционов, - это во всем мире гигантская промышленность. Достаточно сказать, что в США  ее оборот в три раза превышает  военный бюджет. У нас эта индустрия  только начинает развиваться, сейчас она  пребывает в том же состоянии, что и авиация в 20-е годы», - утверждает вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Борис Рабинович. На сегодня в России, по данным РАППА, насчитывается 650 функционирующих парков, из них 30 можно назвать крупными.

Особенностью  развития индустрии развлечений  в России является то, что в ней  активно задействован малый бизнес. Привлекательность этого бизнеса  заключается в довольно-таки быстрой  окупаемости затрат. Развитие его  сдерживается, видимо, из-за одинаковых для всех предпринимателей проблем: отношений с властью, ее нежеланием помочь бизнесу; извечного вопроса  о земле; отсутствия грамотных управленцев; подбора и обучения персонала; обновления материальной базы; кредитной политики.

Ресурсы в России есть. И только в наших руках, будем ли мы просто сырьевым придатком развитых стран или сами станем развитым государством. Конечно, для развития малого предпринимательства одного энтузиазма мало, нужна поддержка со стороны государства. Как и в любом деле, должно быть понимание того, что мы делаем и для чего. Хотелось бы думать, что в предпринимательство приходят не случайные люди и не только для удовлетворения собственных амбиций. Но и для создания общественно-полезного продукта, используя те ресурсы, которыми богата российская земля, помня при этом, что ресурсы эти ограничены.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Основной  целью финансов предприятия любого вида и размера является формирование необходимого объема финансовых ресурсов с целью их использования в  процессе текущей операционной деятельности и обеспечения развития в будущем.

Вышесказанное не имеет различий по сущностным характеристикам  в зависимости от размеров предприятия. Размеры предприятия оказывают  влияние на возможность применения тех или иных инструментов, в том  числе финансовых, на выбор и обоснование основной цели деятельности.

Характерной особенностью малых предприятий  является то, что они сталкиваются с проблемами формирования финансовых ресурсов (дефицит финансовых ресурсов на развитие, недостаток оборотных  средств в денежной форме, невыгодные условия заимствования капитала) как в период становления, так  и в период развития и роста [2].

Информация о работе Финансовые аспекты развития малого предприятия