Финансовые аспекты развития малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организацию малых предприятий, их функционирование и эффективность.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деятельности малого предпринимательства;
- проследить эволюцию предпринимательства в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малых предприятий РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Особенности организации малого предприятия 5
1.2. Государственная поддержка малого предприятия 8
1.3. Развитие малого предпринимательства в РФ 14
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 23
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

прикладные финансы.docx

— 257.67 Кб (Скачать файл)

Как предприниматель можно воспользоваться  различными льготами, которые предоставляют  организации инфраструктуры поддержки  малого и среднего бизнеса. Инфраструктуру составляют коммерческие и некоммерческие организации, которые создаются  и осуществляют свою деятельность или  привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных, муниципальных  программ развития субъектов малого бизнеса.

Инфраструктура также включает центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные  фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные  фонды, фонды поручительств), акционерные  инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические  центры, бизнес-инкубаторы, палаты и  центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые  центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Рассмотрим подробнее, какие возможности  предлагают предпринимателям различные  организации инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства. Например, общественные организации, как  ОПОРА РОССИИ, предоставят правовую защиту, поддержку в налаживании  контактов с зарубежными коллегами, возможность стать экспертом  и принимать участие в обсуждении и выработке законодательных  инициатив.

Торгово-промышленные палаты - а в  России действует более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат - предлагают бизнесу визовую, арбитражную, правовую поддержку, а  также широкие возможности участия  в выставках и конгрессах в  России и за рубежом. [15]

Государственные и муниципальные  фонды поддержки предпринимательства  в настоящее время действуют  в 73 регионах России. Эти организации  проводят отбор, экспертизу предпринимательских  проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства  тесно сотрудничают с Федеральным  фондом поддержки малого предпринимательства, часть из которых является агентами Федерального фонда. В том числе  через региональные структуры Федерального фонда поддержки малого предпринимательства  проводится финансирование федеральных  и региональных программ поддержки.

Фонды содействия кредитованию - это  гарантийные фонды и фонды  поручительств. Здесь предоставят  гарантию или поручительство по банковскому  кредиту. Как правило, при каждом таком фонде бывает аккредитовано  несколько коммерческих банков, работающих в регионе. Поэтому запросить  гарантию или поручительство фонда  по привлекаемому кредиту можно  непосредственно в банке. Ряд  фондов предоставляют поручительства и по договорам лизинга или  банковской гарантии.

Бизнес-инкубаторы - это организации, размещающие на своей территории на льготных условиях специально отобранные малые предприятия. Разместив свой бизнес на территории бизнес-инкубатора, можно воспользоваться льготной арендой помещения, льготными консалтинговыми, образовательными и офисными услугами. К настоящему моменту в России создано 50 бизнес-инкубаторов. Эти организации  выступают как самостоятельно, так  и в составе технопарков или  техноцентров.

Технопарки создаются, в основном, на базе высших учебных заведений  с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через  создание и развитие размещающихся  на территории технопарка малых инновационных  предприятий. Чаще технопарки создаются  в крупных университетских центрах. Сейчас в стране действует более 40 таких организаций.

Инновационно-технологические центры для малого бизнеса внедряются Министерством  науки и технологий РФ совместно  с Фондом содействия развитию малых  форм предприятий в научно-технической  сфере. Всего создается 12 инновационно-технологических  центров, в том числе на -базе ведущих  российских технопарков, научно-исследовательских  институтов и центров. Такие организации  создаются с той же целью, что  и технопарки. Разница состоит  лишь в том, что инновационно-технологические  центры уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий.

Бизнес-школы осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и  персонала малых предприятий - бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов, а также государственных и  муниципальных служащих департаментов  поддержки малого бизнеса, учащихся старших классов, безработных и  граждан, желающих создать собственное  дело. Обучение в бизнес-школе проводится, чаще всего, путем организации и  проведения краткосрочных семинаров.

Агентства поддержки малого предпринимательства  в настоящее время действуют  более чем в 30 городах России. Они созданы, в том числе с  участием Российского агентства  поддержки малого и среднего бизнеса, являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке  государства и местных администраций. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг  малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций.

Учебно-деловые центры имеют сходные  с бизнес-школами и агентствами  функции, однако, в отличие от агентств, больше нацелены на реализацию образовательных  программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и  организационному сопровождению проектов. В крупных городах России функционирует 77 учебно-деловых центров, в небольших  городах - еще 52.

Социально-деловые центры действуют  при центрах занятости. Основной целью этих организаций является создание новых рабочих мест для  незанятого населения и безработных  через развитие малого предпринимательства. Как правило, социально-деловой центр - это государственное предприятие  с единственным учредителем - соответствующим  центром занятости. Всего в стране к данному моменту зарегистрировано более 20 социально-деловых центров.

Региональные венчурные фонды - это коммерческие организации, за счет средств которых инвестируются  малые бизнесы в сфере биотехнологий, IT, энергоресурсосбережения, сельского  хозяйства, здравоохранения, фармацевтики, нанотехнологий, альтернативной энергетики или из других отраслей, связанных  так или иначе с научно-технической  сферой. Региональные венчурные фонды  финансирует Минэкономразвития, региональные и местные администрации, а также  частные инвесторы. Решение об инвестировании в тот или иной малый бизнес или проект принимает профессиональная управляющая компания, которая распоряжается  средствами регионального венчурного фонда. Всего в России в настоящее  время действует 20 региональных венчурных  фондов с участием бюджетных средств. Но есть также полностью частные  венчурные фонды - их значительно  больше - которые также могут инвестировать  средства в свой малый бизнес.

Микрофинансовые организации - это  коммерческие организации, предоставляющие  краткосрочные микрозаймы, в том  числе на развитие бизнеса, на сумму, как правило, до 1 млн. рублей. На 1 января 2009 года в России действовало около 2700 микрофинансовых организаций.

Финансовую поддержку на развитие малого и среднего предпринимательства  предоставляет Министерство экономического развития России. Средства Минэкономразвития  поступают в регионы в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение следующих мероприятий  господдержки:

    • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства: бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков;
    • поддержку предпринимателей, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
    • развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
    • создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий
    • в научно-технической сфере;
    • реализацию иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (в соответствии с действующей в регионе программой поддержки и развития малого предпринимательства).

Государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства  с 2004 года реализует Российский банк развития (РосБР). РосБР напрямую не финансирует предпринимателей, но распределяет средства господдержки через сеть коммерческих банков, лизинговых компаний и микрофинансовых  организаций, финансирующих малый  и средний бизнес. Средства по линии  РосБР могут получить, в первую очередь, малые предприятия производственной сферы, малые предприятия, реализующие  инновационные и высокотехнологичные  проекты. В 2010 году РосБР планирует  выдать через систему банков-партнеров  кредиты малому и среднему бизнесу  на сумму не менее 55 млрд. рублей, через  лизинговые компании и микрофинансовые  организации - почти 20 млрд. рублей.

Участие государства в инвестиционных проектах и поддержка инновационного малого и среднего предпринимательства  осуществляется через Российскую венчурную  компанию (РВК). РВК была создана, в  соответствии с Распоряжением Правительства  РФ № 838-р от 7 июня 2006 года, с целью  стимулирования создания в России собственной  индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики  и продвижения на международный  рынок российских наукоемких технологических  продуктов.

Роль РВК в инновационной  системе России - это роль государственного фонда венчурных фондов, через  который осуществляется государственное  стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора бизнеса.

 Приоритетные направления инвестирования  средств венчурных фондов, создаваемых  с участием РВК - безопасность  и противодействие терроризму; живые  системы (биотехнологии, медицинские  технологии и медицинское оборудование); индустрия наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационные  системы; рациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические  системы; энергетика и энергосбережение.

    1. Региональные особенности развития малого предпринимательства в России

Как свидетельствует, мировой опыт, малое предпринимательство  играет большую роль в экономике  любых стран, даже развитых, ведь ему  свойственны некоторые преимущества:

  • высокий уровень адаптации к местным условиям хозяйствования;
  • большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • большая возможность для предпринимателя реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  • низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков.

Собственники  малых предприятий больше склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что, естественно, положительно сказывается  на деятельности предприятия. Представители  малого предпринимательства лучше  знают уровень спроса на местных  рынках. Малое предпринимательство  способствует занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями.

Естественно, у малого предпринимательства есть и недостатки, среди которых следует  выделить самые существенные:

  • высокий уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении делом;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования и др.

Малые предприятия, являясь важной частью хозяйственной  структуры, повышают гибкость и адаптивность экономики, способствуют развитию конкуренции, создают особую инновационную среду, укрепляют социальную стабильность, способствуют переходу к ресурсосберегающему  типу экономического роста и др. Сегодня сектор малого предпринимательства  производит основную часть ВВП во многих промышленно развитых странах (от 40% в США до 70% в среднем по странам ЕС), обеспечивает работой  большую часть трудоспособного  населения (от 54% в США до 72% в среднем  по странам ЕС), осуществляют большую  часть всех инноваций (из 61 крупного открытия ХХ века 48 были сделаны на малых и средних предприятиях).[7]

Для экономики  в целом деятельность малых предприятий  является важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

По мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы обеспечивается уже  тогда, когда 20-30% граждан страны имеют  собственное дело. В развитых странах  малый бизнес составляет основу среднего класса – влиятельной общественной страты, объединяющей 60-80% населения.

Особенно  важны малые предприятия для  регионов, так как, работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических  проблем, прежде всего занятости  и увеличения доходов населения. Кроме того, и это немаловажно, они создают более благоприятные  условия для регулирования региональной экономики, так как в большей  степени зависимы от региональных и  местных администраций, чем крупные  и средние предприятия.

Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным.

Информация о работе Финансовые аспекты развития малого предприятия