Финансовая аренда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

В конце XX века Российская Федерация вступила в новую фазу своего развития. Началось формирование частной собственности, на смену административно-командного управления пришла рыночная экономика, с её самостоятельностью и независимостью хозяйствующих субъектов. В связи с этим изменились не только приоритеты, цели и задачи экономики, но и используемые для руководства экономическими процессами методы. Внимание участников гражданского оборота привлекли как возможности использовать дополнительные ресурсы для получения прибыли, так и иметь определенные гарантии защиты своих интересов от действий недобросовестных контрагентов, нестабильности экономики переходного периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...6
1.1 Понятие договора финансовой аренды……………………………………...6
1.2 Правовое регулирование финансовой аренды (лизинга) взаконодательстве Российской Федерации……………………………………...12
1.3 Преимущества финансовой аренды (лизинга) и его отличия от арендных отношений………………………………………………………………………..19
1.4 Особенности регулирования международной финансовой аренды (лизинга)………………………………………………………………………….26
2 СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ………………….35
2.1 Стороны договора финансовой аренды (лизинга)………………………35
2.2 Предмет договора финансовой аренды (лизинга)……………………..…..37
2.3 Форма и содержание договора финансовой аренды (лизинга)………..….41
2.4 Существенные условия лизинга…………………………………………….42
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ……………………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………71

Файлы: 1 файл

финансовая аренда.docx

— 119.67 Кб (Скачать файл)

Определение Европейской  федерации национальных ассоциаций по лизингу говорит: аренда финансовая представляет собой соглашение между  владельцем имущества и арендатором. Согласно этому соглашению собственник  передает право пользования имущества  арендатору на оговоренный заранее  срок в обмен на периодические  денежные выплаты. Согласно международному определению Конвенции УНИДРУА, финансовая аренда представляет из себя некий подвид арендных отношений, характеризующийся следующими критериями:

Получатель финансовой аренды не приобретает права собственности  на объект, на который финансовая аренда распространяется

Риски и выгоды от пользования  объектом финансовой аренды лежат на лице, получающем аренду

Выплаты производятся в рассрочку  и в полном объеме покрывают стоимость  объекта, предоставляемого в финансовую аренду11.

Разумеется, следует учесть, что аренда финансовая очень сложный  кредитно-инвестиционный инструмент, и приведенные понятия несколько  ограничены и не включают в себя всех проявлений этого процесса

Вышеизложенное определение  лизинга позволяет сформулировать отличительные признаки данного  вида договора:

- участие трех сторон - лизингодателя, лизингополучателя и продавца предмета лизинга;

- наличие комплекса договорных отношений. Лизинг осуществляется на базе двух или более договоров - прежде всего купли-продажи и собственно лизинга. Но нередко лизинговая сделка сопровождается и иными договорами.

К их числу можно отнести  кредитный договор, договор страхования, договор на техническое обслуживание имущества и т.д.;

- использование имущества в предпринимательских целях. В соответствии с российским законодательством под предпринимательскими целями следует понимать деятельность направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом - в данном случае предметом лизинга;

- приобретение имущества специально для передачи в лизинг. В связи с тем, что лизинг может быть отнесен к инвестиционной деятельности, финансовая аренда (лизинг) предполагает специальное приобретение предмета лизинга.

С фактом инвестирования непосредственно  связано отнесение договора к  аренде или лизингу и, соответственно, предоставление соответствующего налогового режима12.

В статье 2 Закона определение  лизинга дано следующим образом: "лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга  физическим или юридическим лицам  за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных  договором, с правом выкупа имущества  лизингополучателем". Если сравнить с определением, данным в ГК, то видно, что они не совпадают:

- отсутствует указание на использование предмета лизинга в предпринимательских целях. На наш взгляд, определение лизинга, данное в Законе, смешивает воедино понятия аренды и финансовой аренды (лизинга);

- вводится новый квалифицирующий признак - право выкупа предмета лизинга.

 

 

1.2 Правовое регулирование  финансовой аренды (лизинга) в  законодательстве Российской Федерации

 

В странах с развитой экономикой одним из основных видов инвестиционной деятельности является финансовая аренда (или по другому «лизинг» - термин, используемый в российском праве  и экономике как синоним финансовой аренды). Благодаря финансовой аренде предприниматель вместо того, чтобы  брать в заем деньги на покупку  оборудования, необходимого для его  деятельности, в банке под проценты, обращается к инвестору, который  закупает это оборудование и отдает ему его в аренду.

Для России лизинговая деятельность является новой. До 90-х годов прошлого века в российском праве вообще не было понятия «финансовая аренда». После того, как Россия стала частью мировой экономики, финансовая аренда (лизинг) появилась и у нас. Благодаря  лизингу у российских предприятий  появилась возможность оперативно восстановить и обновить машины и  технику, составляющие их основные средства, быстро возвратить свои капиталовложения в оборудования13.

Условно развитие лизинговых правоотношений в России можно подразделить на три периода.

Первый период - конец 80-х - середина 90-х годов. Это время  создания первых лизинговых компаний, период правовой неопределенности отношений  субъектов лизинга, незащищенности как лизингодателей, так и лизингополучателей.

Особенностями первого этапа  являются:

- невозможность получения кредитов в банках лизингодателями на срок свыше одного года;

- отсутствие законодательных актов по лизингу;

- отсутствие опыта лизинговых сделок14.

Второй период охватывает промежуток с 1994 до середины 2001 гг. Этот период характеризуется появлением первых, важных для развития лизинга  в России нормативно-правовых актов:

- Указ Президента Российской Федерации  от 17 сентября 1994 года № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»; 

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», в котором была представлена программа действий Правительства и федеральных органов управления по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса и утверждено «Временное положение о лизинге», являющееся первым нормативным документом, в котором приведены основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность.

Впервые в России были определены методологические основы лизинговой деятельности, права и обязанности сторон лизинга, лизинговые платежи, бухгалтерский учет и отчетность. Лизинг определялся как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей. При этом объектом лизинга могло быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке15.

В течение последующих  четырех лет был принят ряд  постановлений, в соответствии с  которыми предоставлялись льготы субъектам  лизинговой сделки. В частности, были установлены беспрецедентные по величине коэффициенты ускоренной амортизации - одной из самых высоких в мире. Это позволило значительно ускорить инвестиционную активность предприятий и организаций, минимизировать риски лизингодателей и создать предпосылки для быстрейшего возврата вложенных ими средств.

В это время были приняты  также следующие нормативные  акты, регулирующие финансовую аренду (лизинг):

Введение с 1 марта 1996 года части второй Гражданского кодекса  Российской Федерации. В главе  34 «Аренда» предусмотрен специальный  параграф 6 «Договор финансовой аренды (лизинга)», который предназначен для  регулирования договорных отношений, возникающих по поводу финансовой аренды (лизинга) имущества. Здесь впервые  применен термин «финансовая аренда», до этого в нормативных актах  и практике встречалось только понятие  «лизинг». В законе эти термины  используются как синонимы.

Постановление Правительства  РФ от 27 июня 1996 года № 752 «О государственной  поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации», направленное на активизацию лизингового бизнеса  в России.

Постановление Правительства  РФ от 21 июля 1997 года № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы», наметившее целый ряд мероприятий по формированию внутреннего рынка лизинговых услуг, а также успешному вхождению  России в международное лизинговое пространство.

Постановление Правительства  РФ № 167 от 26 февраля 1996 г. «Положение о  лицензировании лизинговой деятельности». Впервые было утверждено Положение  о лицензировании лизинговой деятельности. 1 февраля 2001 года утверждено новое  постановление Правительства РФ №80 с аналогичной формулировкой. Так, данное Положение определяет общий  порядок предоставления лицензий, определяет органы, которые могут заниматься выдачей лицензий, содержит положения  об условиях и порядке выдачи лицензии, о приостановлении действия и аннулировании лицензии, а также контроль за соблюдением действия лицензии.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. № 1020 «О порядке предоставления государственных гарантий на осуществление  лизинговых операций»;

Федеральный закон  № 16-ФЗ от 8 февраля 1998 г. «О присоединении  Российской Федерации к Конвенции  УНИДРУА о международном финансовом лизинге»;

Федеральный закон №164-ФЗ от 29 октября 1998г. «О лизинге», который  является одним из важнейших шагов  в регулировании лизинга в  РФ, хотя еще в период подготовки закон вызвал многочисленные замечания  и нарекания. Лизинг рассматривается  как договор, но не как вид инвестиционной деятельности. Практика показала, что  закон не соответствовал современным  экономическим реалиям и создал определенные барьеры для развития лизинга, он изобиловал внутренними  противоречиями и не состыковывался с другими нормативно-правовыми  актами, в первую очередь - с Гражданским  кодексом РФ и конвенцией УНИДРУА  «О международном финансовом лизинге», к которой Россия присоединилась в 1998 году. Однако, несмотря на то, что  закон требовал серьезной доработки, он сыграл позитивную роль в становлении  лизинга и дал толчок активному  распространению лизинговых отношений  на территории Российской Федерации.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 27 апреля 1999 г. № 467 «О мерах по государственной  поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования».

Особенности второго периода:

В период до кризиса 1998 года появилась возможность доступа  к относительно недорогим зарубежным кредитным ресурсам, к коммерческому  кредитованию.

После кризиса 1998 года, когда  сильные потери понесла банковская система, лизинг, напротив, получил  дополнительный толчок в своем развитии, и это связано, прежде всего, с  тем, что началось развитие отечественного производителя. Появилась реальная потребность в производственном оборудовании. В то же время  банки, работающие в основном с короткими  деньгами, были вынуждены начать переход  к среднесрочному и долгосрочному  кредитованию реального сектора  экономики (инвестиции в производство), а лизинг предоставил эффективный  инструмент для этих инвестиций16.

Третий период ознаменовался:

Вступлением в силу (в  январе 2002 г.)  главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», которая внесла дополнительные изменения, касающиеся порядка определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, включения имущества, полученного/переданного  в лизинг в соответствующую амортизационную  группу (в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные  группы) стороной. Предлагается, что  на ее балансе будет содержаться  имущество (при этом свободный выбор  балансодержателя сохраняется), выбор  метода начисления амортизации –  линейного и нелинейного с  правом применения коэффициента ускоренной амортизации не выше трех. Причем это  право может быть реализовано  как при линейном, так и нелинейном методе начисления амортизации. Но на основные средства, относящиеся к 1-3-й  группам (срок полезного использования  от 1 до 5 лет), не может быть применен коэффициент ускорения, если используется нелинейный метод. Установлены ограничения, касающиеся ввоза автомобилей  и  микроавтобусов со стоимостью свыше 300 - 400 тыс. рублей. Норма амортизации  на такие средства составит 0,5 от действующей  нормы, при этом коэффициент ускорения  составит соответственно 1,5 вместо 3-х. Такой барьер затронул, прежде всего, ввоз импортных автомобилей и микроавтобусов, стоимость которых превышает указанные суммы.

Принятием Федерального закона № 10-ФЗ от 29 января 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «О лизинге». Лизинговое законодательство существенно улучшилось. Урегулированы  значительные  внутренние противоречия, а также противоречия с рядом  норм российского налогового, валютного, таможенного и гражданско-процессуального  законодательства, а также Гражданского кодекса. Определение «договора  лизинга» полностью соответствует  определению, данному в ГК РФ, п. 6 «Финансовая аренда» ст. 665.

Однако по сравнению с международными определениями в части лизинговых операций (в сравнении с Конвенцией УНИДРУА), положения ГК РФ имеют ряд недостатков:

Российское гражданское  законодательство никак не ограничивает срок сдачи имущества в аренду (лизинг). Продолжительность действия лизингового договора полностью отдается на усмотрение сторон. Таким образом, возникает проблема необходимости разграничения договора лизинга от маскирующихся под него (либо с целью получения определенных льгот, либо для ухода от реальной суммы налогообложения при сделках купли-продажи и пр.)17.

Отсутствуют какие-либо ссылки на соответствие срока лизингового  договора сроку полезного использования (амортизации) имущества, передаваемого  в лизинг.

В соответствии со ст. 666 ГК РФ предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, тем самым исключаются некоммерческие организации, использующие арендуемое имущество для выполнения своих уставных целей, тогда как в соответствии с Конвенцией УНИДРУА под такие ограничения подпадают только те сделки, при которых имущество получено для личного (семейного) потребления.

Из определения договора финансовой аренды (лизинга) вытекает, что российским гражданским законодательством  признается только финансовый лизинг, так как предусматривает наличие  в сделке трех участников (арендодателя, арендатора и продавца).

Ст. 665 ГК РФ закрепляет разовый  характер лизинговых операций, вытекающий из того, что для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь.

Все эти ограничения гражданского законодательства фактически исключают  из сферы его регулирования такие  важные, наработанные многолетней практикой виды лизинга, как оперативный и возвратный. Следовательно, все подобные отношения, не подпадающие под действие ГК РФ, официально лизингом признаваться не могут. Конечно, подобные сделки могут быть урегулированы между сторонами, однако такие договоры лишаются всех предусмотренных для лизинга льгот и особых положений18.

Информация о работе Финансовая аренда