Дивидендная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение всестороннего исследования комплекса вопросов:
- влияет ли величина дивидендов на инвестиционную привлекательность компании;
- какая должна быть оптимальная величина дивидендов;
- насколько стабильными и надежными должны быть дивиденды.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:
- проанализировать факторы, определяющие формирование дивидендной политики;
- рассмотреть понятия дивидендной политики и виды дивидендных выплат;
- рассмотреть права акционеров на получение дивидендов;
- разобраться в современной политике отечественных предприятий;
- сделать выводы и предложения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………….………….…. стр.3
1. Дивидендная политика предприятия……………………….…………. стр.5
1.1. Понятие дивидендной политики и факторы ее определяющие …... стр.5
1.2. Виды дивидендных выплат и их источники ………………………... стр.9
1.3. Дивидендная политика как элемент корпоративного управления… стр.13
1.4. Защита прав акционеров на получение дивидендов ……………….. стр.15
2. Дивидендная политика российских корпораций ………………….…. стр.24
2.1. Теоретическое понятие дивидендной политики …….………..……. стр.24
2.2. Особенности дивидендной политики российских компаний ……... стр.30
Заключение ………………………………………………….………….…. стр.33
Список литературы ………………………………………….……………. стр.35

Файлы: 1 файл

дивидентная политика.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………….………….…. стр.3

1. Дивидендная политика предприятия……………………….…………. стр.5

1.1. Понятие дивидендной политики и факторы ее определяющие …... стр.5

1.2. Виды дивидендных выплат и их источники ………………………... стр.9

1.3. Дивидендная политика как элемент корпоративного управления… стр.13

1.4. Защита прав акционеров на получение дивидендов ……………….. стр.15

2. Дивидендная политика российских корпораций ………………….…. стр.24

2.1. Теоретическое понятие дивидендной политики …….………..……. стр.24

2.2. Особенности дивидендной политики российских компаний ……... стр.30

Заключение ………………………………………………….………….…. стр.33

Список литературы ………………………………………….……………. стр.35

Приложение 1.  Сравнительная характеристика методик дивидендных выплат ……………………….…………..…………………………….………….… стр.37

Приложение 2. Механизмы закрепления размера дивидендных выплат в положениях о дивидендной политике российских эмитентов………….. стр.38

Приложение 3. Статьи………………………………………….………….. стр.41

 

 

Введение

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления ею - повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал, в форме дивидендов, процентов и ростом этих доходов в предстоящем периоде, за счет обеспечения возрастания вложенного капитала. При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.

Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой, ее основу составляет дивидендная политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала.[17, c.22]

Целью курсовой работы является проведение всестороннего исследования комплекса вопросов:

- влияет ли величина дивидендов на инвестиционную привлекательность компании;

- какая должна быть оптимальная величина дивидендов;

- насколько стабильными и надежными должны быть дивиденды.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:

- проанализировать факторы, определяющие формирование дивидендной политики;

- рассмотреть понятия дивидендной политики и виды дивидендных выплат;

- рассмотреть права акционеров на получение дивидендов;

- разобраться в современной политике отечественных предприятий;

- сделать выводы и предложения.

 

 

1. Дивидендная политика предприятия

1.1.  Понятие дивидендной политики и факторы ее определяющие

Дивидендная политика является необходимым элементом стратегии компании, ориентированной на долгосрочный рост капитализации. Четко обозначенная и выполняемая дивидендная политика подчеркивает репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, улучшает ее корпоративный имидж.

Цель дивидендной политики заключается в определении оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. В дальнейшем это позволит обеспечить стратегическое развитие организации, максимизировать ее рыночную стоимость и определить конкретные меры, направленные на увеличение рыночной стоимости акций.

Теория дивидендной политики многогранна. Все исследователи в той или иной степени анализируют такие вопросы, как:

- роль дивидендной политики;

- влияние дивидендной политики компании на движение ее денежных средств и рыночную цену ее акций;

- преимущества и недостатки различных типов дивидендной политики (стабильный размер дивиденда на акцию, постоянный коэффициент выплаты дивиденда, остаточные дивиденды);

- финансовые и операционные факторы, влияющие на сумму выплачиваемых дивидендов;

- различие между дивидендной политикой и дроблением акций, причины, по которым компания может выкупать свои акции, и финансовый результат таких действий  и другие [5, с.9].

Таким образом, дивидендная политика не является однозначным явлением. Ее определяют как атрибут успешной деятельности акционерного общества, гарант устойчивости системы корпоративного управления, как важную часть финансового менеджмента.

Существует ряд обстоятельств, влияющих на дивидендную политику:

1)  Ограничения правового характера.

Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем - на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.

Если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена. Поскольку налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды, нераспределенная прибыль, налогом не облагаются.

2)  Ограничения контрактного характера.

Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли.

3)  Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью.

Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств.

4)  Ограничения в связи с расширением производства.

Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат.

5)  Ограничения в связи с интересами акционеров.

Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.

Определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. В условиях постоянного роста дивидендов с темпом прироста g и дивидендом за год C цена акций РV может быть исчислена по формуле Гордона: 

РV= C * (1+g) / (r - g)

6)  Ограничения рекламно-финансового характера.

В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне.[9, с.127]

С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам.

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. Они подразделяются на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

а) стадия жизненного цикла компании, на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов;

б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ, в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает;

в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности, отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды.

2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б)  стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г)  доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями:

а)  уровень налогообложения дивидендов;

б)  уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

4.  Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

а)  конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания;

б)  уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам, поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат;

г) возможность утраты контроля над управлением компанией, низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами.

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.[18]

 

1.2.  Виды дивидендных выплат и их источники

Согласно российскому законодательству источниками дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели. Последние используются для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества. Теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.

Величина чистой прибыли любого предприятия подвержена колебаниям; не исключена также ситуация, когда предприятие может отработать с убытком. Принятие решения о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Во-первых, в условиях рынка всегда имеются возможности для расширения производственных мощностей или участия в новых инвестиционных проектах. Во-вторых, нестабильность выплаты дивидендов или резкое изменение их величины чреваты снижением курсовой стоимости акции. Именно поэтому в мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат в соответствии с дивидендной политикой. Существует дивидендная политика трех типов: консервативная, умеренная (компромиссная), агрессивная.

1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, - и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:

а) Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала или другой избранный критерии, коэффициент финансовой рентабельности, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала, отложенного дохода собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия