Дивидендная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:35, реферат

Описание работы

Целью данной работы является: определение сущности, значения дивидендной политики предприятия; анализ основных этапов её формирования, а так же анализ выбора оптимального типа дивидендной политики. 
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
Определение понятия и сущности дивидендной политики;
Определение основных теорий дивидендной политики;
Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на выбор дивидендной политики;
Определение подходов к формированию дивидендной политики;
Определение методик дивидендных выплат.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Сущность дивидендной политики. Её значение в управлении финансами предприятия…………………………………………………….5
Глава II Основные теории дивидендной политики……………………9
Глава III Факторы, влияющие на выбор дивидендной политики……………………………………………………………………..13
3.1 Внешние факторы……………………………………………...13
3.2 Внутренние факторы…………………………………………..20
Глава IV Типы дивидендной политики…………………………………28
4.1 Подходы к формированию дивидендной политики…………28
4.2 Методики выплаты дивидендов………………………………31
4.3 Выбор дивидендной политики российскими акционерными обществами…………………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………...40
Список использованной литературы………………………………………..44

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Московский государственный  университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

Кафедра экономики и  предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу «Финансовый  менеджмент» 

 

 

Тема: Дивидендная политика предприятия

 

 

 

 

 

Работу выполнил(а)

студент(ка)

ФЭУТ 4 – 4(2)с

 

«_______» ______________ 2012 г.                  

Работу принял

доцент

 

 «_______» ______________ 2012 г.                  


 

 

Москва 2012 год

 

 

Содержание

 

 Введение………………………………………………………………………...3

 Глава I Сущность дивидендной политики.  Её  значение в управлении финансами предприятия…………………………………………………….5

 Глава II Основные теории дивидендной политики……………………9

 Глава III Факторы, влияющие на выбор дивидендной политики……………………………………………………………………..13

           3.1 Внешние факторы……………………………………………...13

           3.2 Внутренние факторы…………………………………………..20

Глава IV Типы дивидендной политики…………………………………28  

           4.1 Подходы к формированию дивидендной политики…………28  

           4.2 Методики выплаты дивидендов………………………………31 

           4.3 Выбор дивидендной политики российскими акционерными обществами…………………………………………………………………..36

Заключение…………………………………………………………………...40

Список использованной литературы………………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Динамично развивающиеся  компании требуют постоянного притока инвестиций, необходимых для дальнейшего развития, расширения и модернизации производства, освоения новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций обязывает компании постоянно работать над повышением своей инвестиционной привлекательности.

Оптимизация дивидендной политики играет одну из главных ролей в достижении этой цели. Без дивидендной политики не может существовать разумная инвестиционная политика, так как при прочих равных условиях инвестор выбирает компанию, где помимо дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов.

Под термином «дивидендная политика» понимается механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Распределение   прибыли   непосредственно   реализует   главную   цель управления ею –  повышение уровня благосостояния  собственников  предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им  дохода  на  капитал, в форме дивидендов, процентов и ростом этих  доходов  в  предстоящем  периоде, за  счет   обеспечения   возрастания   вложенного   капитала.   Распределение прибыли является основным  инструментом воздействия  на рост  рыночной  стоимости  предприятия.  В  прямой  форме  это   воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе  капитализации  части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.

В процессе  выбора  оптимальной  дивидендной  политики должны учитываться такие принципы как:   максимизация   совокупного   достояния акционеров, а так же  достаточного  финансирования  деятельности  предприятия.

В данной работе рассмотрены вопросы сущности, значения дивидендной политики предприятия, основные этапы ее формирования, а так же,  приведены существующие теории дивидендной политики. Основное же  внимание уделено проблеме выбора оптимального типа дивидендной политики  и соответствующей методике дивидендных выплат. Приведены данные практики выбора дивидендной политики российскими компаниями в разрезе отраслей промышленности.

Целью данной работы является: определение сущности, значения дивидендной политики предприятия; анализ основных этапов её формирования, а так же анализ выбора оптимального типа дивидендной политики. 

В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:

  1. Определение понятия и сущности дивидендной политики;
  2. Определение основных теорий дивидендной политики;
  3. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на выбор дивидендной политики;
  4. Определение подходов к формированию дивидендной политики;
  5. Определение методик дивидендных выплат.

I. Понятие,  сущность и значение дивидендной  политики. Ее значение в управлении финансами предприятия.

 

Дивидендная политика – это часть финансовой стратегии предприятия, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой и реинвестируемой долями прибыли с целью увеличения его рыночной стоимости и благосостояния собственников.

Вкладывая средства в  акцию, долю, пай в капитале предприятия, инвестор фактически становится его  совладельцем и получает право на участие в распределении получаемых доходов. В общем случае реализация данного права осуществляется в  виде изъятия в пользу владельцев части прибыли в различных формах. Для акционерных обществ реализация права на участие в распределении прибыли традиционно осуществляется в форме дивидендных выплат.

Дивиденд – это часть прибыли, распределяемая между собственниками в соответствии с количеством приобретенных акций, долей, паев с той или иной периодичностью.

Право на получение дивидендов дают как привилегированные, так  и обыкновенные акции. Согласно отечественному законодательству в уставе акционерного общества должен быть определен минимальный размер дивиденда по привилегированным акциям. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после покрытия всех затрат, уплаты процентов по выпущенным облигациям, взятым кредитам, налогов и дивидендов по привилегированным акциям. Таким образом, права владельцев обыкновенных акций на получение части дохода от деятельности общества удовлетворяются в последнюю очередь.

Одним из существующих источников финансирования предприятия считается  нераспределенная прибыль, выплата  дивидендов уменьшает величину прибыли направленную на реинвестирование.

Решения о порядке  и размере выплаты дивидендов является решение о финансирование деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала.

Чем больше ожидаемые  дивиденды и темпы их прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояния акционеров в краткосрочной перспективе.

Однако выплаты дивидендов уменьшает возможность рефинансирования прибыли в долгосрочной перспективе, что может отрицательно сказаться на доходах и благосостоянии собственников.

Важнейшей задачей дивидендной  политики является нахождение оптимального сочетания интереса акционеров с  необходимость достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая  часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость и нынешние собственники утратят контроль над акционерным капиталом.

Теоретически выбор  дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров? Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Утвердительный ответ  на первый вопрос не вызывает сомнения. Дивидендная политика, как и управление структурой капитала компании, оказывает существенное влияние на изменение благосостояния ее владельцев. Для того чтобы подтвердить эту очевидную истину, вспомним одну из основных моделей оценки акций — модель Гордона:

Vt =Dt :( r-g )

где Vt,  — теоретическая  стоимость акции;

Dt, — ожидаемый дивиденд очередного периода;

r    — приемлемая  доходность (коэффициент дисконтирования);

g    — ожидаемый  темп прироста дивидендов.

Из данного представления  видно, что чем больше ожидаемый  дивиденд и чем выше темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акции. Повышение стоимости акции равносильно увеличению благосостояния акционеров. Таким образом, напрашивается вывод о целесообразности наращивания величины дивиденда во времени. Однако такой вывод чересчур прямолинеен, можно рассуждать и несколько иначе.

Во-первых, выплата дивидендов предполагает, что компания имеет  в своем распоряжении крупную  сумму свободных наличных денег; очевидно, что такая предпосылка  верна не всегда. Ситуация, когда  компания испытывает нужду в наличных денежных средствах, встречается гораздо чаще, причем это не обязательно связано с неудовлетворительным финансовым состоянием. Во-вторых, выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что может отрицательно сказаться на последующих прибылях компании, в том числе на благосостоянии ее владельцев. В-третьих, восполнять нехватку финансирования после оттока средств в связи с выплатой дивидендов придется путем мобилизации других источников; это потребует времени и расходов. При такой схеме рассуждений напрашивается вывод: большие дивиденды невыгодны.

Дивидендная политика, также, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены ее акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что фирма, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно. Дивиденды начисляются с определенной периодичностью и в сознании инвестора связываются, как правило, с заработанной фирмой прибылью. Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций, поэтому, определяя оптимальный размер дивидендных выплат, руководство может повлиять на стоимость предприятия в целом.

Формирование дивидендной политики  акционерных обществ  включает четыре основные этапа:

  • оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
  • выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;
  • разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
  • определение уровня дивидендов на одну акцию (показатель дивидендного выхода);
  • оценка эффективности проводимой дивидендной политики. 
    Подробно каждый из  данных  этапов будет рассмотрен в соответствующих разделах работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основные  теории дивидендной политики  предприятия.

 

Термин "дивидендная  политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе  принципы и методы распределения  прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же). Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином "дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Формированию оптимальной  дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются:

1. Теория независимости  дивидендов. Ее авторы — Ф.  Модильяни и М. Миллер (упоминаемые обычно при ссылках под аббревиатурой ММ) утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия