Дивидендная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение всестороннего исследования комплекса вопросов:
- влияет ли величина дивидендов на инвестиционную привлекательность компании;
- какая должна быть оптимальная величина дивидендов;
- насколько стабильными и надежными должны быть дивиденды.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:
- проанализировать факторы, определяющие формирование дивидендной политики;
- рассмотреть понятия дивидендной политики и виды дивидендных выплат;
- рассмотреть права акционеров на получение дивидендов;
- разобраться в современной политике отечественных предприятий;
- сделать выводы и предложения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………….………….…. стр.3
1. Дивидендная политика предприятия……………………….…………. стр.5
1.1. Понятие дивидендной политики и факторы ее определяющие …... стр.5
1.2. Виды дивидендных выплат и их источники ………………………... стр.9
1.3. Дивидендная политика как элемент корпоративного управления… стр.13
1.4. Защита прав акционеров на получение дивидендов ……………….. стр.15
2. Дивидендная политика российских корпораций ………………….…. стр.24
2.1. Теоретическое понятие дивидендной политики …….………..……. стр.24
2.2. Особенности дивидендной политики российских компаний ……... стр.30
Заключение ………………………………………………….………….…. стр.33
Список литературы ………………………………………….……………. стр.35

Файлы: 1 файл

дивидентная политика.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

информацию об утвержденных решением совета директоров общества принципах дивидендной политики;

решение о дивидендах (суть решения, дата и номер протокола общего собрания акционеров);

предполагаемую сумму дивидендов, подлежащих перечислению в федеральный бюджет;

сумму дивидендов, перечисленных в федеральный бюджет;

дивидендную задолженность перед федеральным бюджетом;

реквизиты платежных документов, подтверждающих перечисление дивидендов в федеральный бюджет.

Прямо указано, что в описательной части должна присутствовать характеристика дивидендной политики, в том числе:

- анализ эффективности принятого решения о выплате (невыплате) дивидендов (в случае наличия чистой прибыли);

- причины возникновения дивидендной задолженности перед федеральным бюджетом и планируемые сроки ее погашения (при наличии).

Всем федеральным органам исполнительной власти при формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности, рекомендуется руководствоваться консолидированными положениями по вопросам выплаты дивидендов и распределения чистой прибыли. В части выплаты дивидендов рекомендуется производить определение фиксированной минимальной доли чистой прибыли акционерного общества, направляемой на выплату дивидендов, и направлять чистую прибыль, не распределенную на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, на выплату дивидендов, проверять соответствие инвестиционных проектов установленным в акционерном обществе требованиям доходности. По вопросам распределения чистой прибыли исходить из необходимости принятия решений на основе анализа: плановых финансовых показателей акционерного общества, в том числе прибыли, на среднесрочный период (не менее трех лет); экономической эффективности направления чистой прибыли акционерного общества на финансирование инвестиционных проектов и иные цели; зависимости доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, от соотношения фактического значения прибыли акционерного общества к ее плановому значению и других рекомендаций.

Таким образом, процесс формирования дивидендной политики акционерного общества, который, по нашему мнению, может быть спроецирован и на коммерческие юридические лица-корпорации других организационно-правовых форм, составляют следующие основные этапы:

учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики;

выбор вида дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией организации;

разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным видом дивидендной политики;

определение уровня дивидендных выплат на одну акцию;

определение форм выплаты дивидендов;

оценка эффективности дивидендной политики.[15, c.132]

Главное - реально оценить финансовые возможности и потребности организации и распределить эти потребности по степени их важности. Указанные основные этапы желательно закреплять в локальных актах коммерческих юридических лиц - корпораций, к которым может быть отнесено и Положение о дивидендной политике. Так, в положениях о дивидендной политике ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл» нашли свое отражение такие основные разделы, как: 1) порядок определения размера дивидендов; 2) список лиц, имеющих право на получение дивидендов; 3) порядок принятия решения о выплате дивидендов; 4) порядок выплаты дивидендов; 5) информирование акционеров о дивидендной политике; 6) ответственность за неполную или несвоевременную выплату.

Руководствуясь основополагающими правилами, закрепленными в Положении о дивидендной политике конкретного юридического лица, а также ориентируясь на его финансово-экономические показатели, совет директоров (наблюдательный совет) вырабатывает рекомендации как по размеру, так и в целом о выплате или невыплате дивидендов. Даже при наличии у общества чистой прибыли по итогам отчетного периода совет директоров не обязательно будет рекомендовать общему собранию принимать решение о выплате дивидендов.[13, c.89] Положением о дивидендной политике юридического лица могут быть, напротив, установлены специальные, по отношению к общим, правила о дивидендной политике, главное, чтобы они не противоречили действующему законодательству. [8, c.87]

Несмотря на то, что ст. 42 ФЗ об АО установлено, что общество вправе, но не обязано по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, имеется ряд преимуществ в стабильности дивидендных выплат.[1] Прежде всего, это свидетельство финансового благополучия организации. Кроме того, стабильность дивидендных выплат снижает неопределенность, т.е. уровень риска для инвесторов. Информация о стабильных доходах инициирует повышение спроса на акции организации, ведет к росту цены ее акций.

Таким образом, дивидендная политика коммерческого юридического лица-корпорации должна обеспечивать понятный и информационно доступный механизм выплаты дивидендов. Основополагающие вопросы дивидендной политики юридического лица, а также особенности, относящиеся к конкретному юридическому лицу, должны быть урегулированы его внутренними документами, прежде всего уставом и положением о дивидендной политике в целях ее эффективности.

 

2.2  Особенности дивидендной политики российских компаний

В условиях современной развивающейся российской рыночной экономики для достижения успеха на рынке компаниям необходим постоянный приток инвестиций, направляемый на дальнейшее развитие, расширение и модернизацию производства, а также на освоение новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций в необходимом объеме есть результат постоянной работы компании над повышением своей инвестиционной привлекательности. Оптимизация дивидендной политики играет одну из главных ролей в достижении этой цели: без рациональной дивидендной политики не может существовать разумная инвестиционная политика, т.к. при прочих равных условиях инвестор выбирает компанию, где помимо дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов.

Инвестиционная политика направлена на повышение инвестиционной привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых инвестиционных ресурсов. Не менее важна оптимизация распределения прибыли между собственниками и инвестициями. Соответственно, эффективная дивидендная политика является гарантом финансовой устойчивости предприятия и служит ориентиром для привлечения инвесторов.

Последовательная и понятная инвесторам дивидендная политика является необходимым элементом стратегии компании, ориентированной на долгосрочный рост капитализации. Четко обозначенная и выполняемая дивидендная политика подчеркивает репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, улучшает ее корпоративный имидж.

Цель дивидендной политики заключается в определении оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. В дальнейшем это позволит обеспечить стратегическое развитие организации, максимизировать ее рыночную стоимость и определить конкретные меры, направленные на увеличение рыночной стоимости акций.

Теория дивидендной политики многогранна. Все исследователи в той или иной степени анализируют такие вопросы, как:

  • роль дивидендной политики;
  • влияние дивидендной политики компании на движение ее денежных средств и рыночную цену ее акций;
  • преимущества и недостатки различных типов дивидендной политики (стабильный размер дивиденда на акцию, постоянный коэффициент выплаты дивиденда, остаточные дивиденды);
  • финансовые и операционные факторы, влияющие на сумму выплачиваемых дивидендов;
  • различие между дивидендной политикой и дроблением акций, причины, по которым компания может выкупать свои акции, и финансовый результат таких действий  и другие [13, c.18].

Таким образом, дивидендная политика не является однозначным явлением. Ее определяют как атрибут успешной деятельности акционерного общества, гарант устойчивости системы корпоративного управления, как важную часть финансового менеджмента.

Конкретные методики дивидендных выплат предприятие реализует в рамках выбранного типа дивидендной политики.

Для реализации дивидендной политики используются различные методики дивидендных выплат, сравнительная характеристика которых представлена в Приложении 1.

Анализ дивидендных политик российских акционерных обществ на основании принятых положений о дивидендных политиках [6, c.13] демонстрирует готовность большинства из них принимать на себя минимальные фиксированные обязательства по выплате дивидендов (Приложение 2).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство компаний готовы принимать на себя минимальные фиксированные обязательства по выплате дивидендов.

Стоит отметить, что положения о дивидендной политике начали приниматься российскими акционерными обществами сравнительно недавно. Соответственно, полноценно исследовать зависимость размера дивидендов от принятой дивидендной политики возможно на ограниченном количестве российских компаний, утвердивших дивидендную политику не позднее чем в 2003 г.

В кризисной ситуации большинство компаний старались ограничить выплату дивидендов. Однако для российских компаний, ввиду сравнительного небольшого коэффициента дивидендных выплат, сохраняется возможность за счет продуманной дивидендной политики повысить свою инвестиционную привлекательность.

Немаловажным является тот факт, что эффективная дивидендная политика способствует повышению инвестиционной привлекательности акций компании. Фирмы, всегда имеющие стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными потоками.

Грамотно разработанная эффективная дивидендная политика является неотъемлемым атрибутом успешной деятельности акционерного общества, гарантом устойчивости системы корпоративного управления, как важной части финансового менеджмента.

 

Заключение

Дивидендная политика коммерческого юридического лица-корпорации должна обеспечивать понятный и информационно доступный механизм выплаты дивидендов. Основополагающие вопросы дивидендной политики юридического лица, а также особенности, относящиеся к конкретному юридическому лицу, должны быть урегулированы его внутренними документами, прежде всего уставом и положением о дивидендной политике в целях ее эффективности.

Практика показывает, что чем выше уровень защиты прав акционеров, тем больше инвестиций может привлечь корпорация, а эффективные способы защиты, обеспечиваемые нормативно-правовой базой и применением законодательства, способствуют увеличению стоимости активов акционерных обществ и расширению рынка капиталов.

Чистая прибыль общества, являющаяся источником выплаты дивидендов, одновременно служит и источником развития общества. В целях обеспечения устойчивого развития общества часть прибыли должна направляться на развитие производства, обновление фондов и иные нужды общества.

Поскольку политика общества в отношении выплаты дивидендов существенно затрагивает интересы акционеров, то в обществе рекомендуется утвердить дивидендную политику, которой будет руководствоваться совет директоров общества при принятии решений о выплате дивидендов. Положение о дивидендной политике - внутренней документ общества, который разрабатывается комитетом по стратегическому планированию, утверждается советом директоров и играет важную роль в защите прав акционеров на получение дивидендов.

Дело в том, что информация о стратегии общества в отношении определения размера дивидендов и их выплаты необходима как для существующих, так и для потенциальных акционеров, так как она может значительно влиять на их решения относительно приобретения или продажи акций общества. Именно поэтому Кодекс рекомендует установление прозрачного и понятного акционерам механизма определения размера дивидендов и их выплаты. Следовательно, при разработке положения о дивидендной политике общества рекомендуется учитывать необходимость обеспечения прозрачности механизма определения размера дивидендов и их выплаты. Для этого в положении рекомендуется определять не только общие задачи общества по повышению благосостояния акционеров и обеспечению роста активов общества, но и правила, регулирующие отдельные вопросы выплаты дивидендов с учетом действующего законодательства, например, о порядке расчета чистой прибыли и части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, условия их выплаты, порядок расчета размера дивидендов по акциям, размер дивидендов по которым уставом общества не определен, минимальный размер дивидендов по акциям разных категорий (типов), порядок выплаты дивидендов, в том числе сроки, место и форма их выплаты.

По действующему законодательству выплаты дивидендов производятся после принятия соответствующего решения на общем собрании акционеров. Сроки выплат должны определяться уставом общества. Если же такого положения нет, то срок для выплат предусмотрен законом - не позднее 60 дней после принятия решения. На практике часто такой срок определяется в виде периода в три месяца или указывается определенная дата. Такая формулировка пункта о сроке в уставе позволяет акционерному обществу вначале осуществлять выплаты дивидендов крупным акционерам, а миноритарии нередко вынуждены ждать, неся и материальные убытки с учетом инфляции. Такие случаи довольно распространены в практике российских акционерных обществ, и решить проблему можно, уравняв в правах все категории акционеров на получение дивидендов. Если установить единый срок для выплат дивидендов вне зависимости от размера пакета акций в распоряжении акционера и ввести запрет на предоставление преимуществ акционерам, то права миноритарных акционеров на получение дивидендов не будут так часто нарушаться.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия