Бюджетное планирование (прогнозирование) и бюджетный процесс, их содержание и совершенствование в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть, что представляет собой понятие бюджет.
2. Рассмотреть различные факторы, влияющие на формирование бюджета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Основы бюджетного процесса
1.1 Понятие бюджетного процесса………………….…………………….….5
1.2 Участники бюджетного процесса их полномочия………………………10
1.3 Составление проекта бюджета……………………………………….…..15
1.4 Рассмотрение проекта бюджета………………………………………....19
1.5 Исполнение бюджета…………………………………………………….24
Глава 2.
Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008-2010 годы
2.1. Анализ доходов……………………………………………………...….29
2.2. Анализ расходов………………………………………………………..33
2.3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения..41
Заключение………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………....45
Приложения…………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИКР.docx

— 163.81 Кб (Скачать файл)

Проект  федерального закона считается внесённым  в срок, если он доставлен в Государственную  Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

В течение  суток Совет Государственной  Думы, Комитет по бюджету готовят  заключение о соответствии представленных документов действующему законодательству. Совет Государственной Думы на основании  заключения Комитета по бюджету принимает  решение о том, что проект федерального бюджета принимается к рассмотрению или подлежит возвращению на доработку, если документы не соответствуют  требованию. Доработанный законопроект должен быть представлен в Государственную  Думу в десятидневный срок. Государственная  Дума в течении трёх дней направляет проект в Комитеты для внесения замечаний  и в Счётную Палату РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в трёх чтениях.

В первом чтении Государственная Дума рассматривает  проект федерального бюджета в течении 30 дней со дня его внесения в Государственную  Думу.

В первом чтении обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе в федеральном  бюджете указываются ВВП, инфляция, основные характеристики бюджета и  основные направления бюджетной  и налоговой политики.

В первом чтении рассматриваются следующие  характеристики федерального бюджета:

  1. Прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объём доходов с выделением прогнозируемого объёма нефтегазовых доходов федерального бюджета.
  2. Нормативы распределения доходов, если они не утверждены бюджетным законодательством.
  3. Общий объём расходов.
  4. Условноутверждённые расходы не менее 2,5% общего объёма расходов на первый год планового периода и 5% на второй год.
  5. Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга.
  6. Нормативная величина резервного фонда (в резервный фонд зачисляется 10% ВВП, а оставшаяся часть идёт в Фонд будущих поколений и дефецит / профицит бюджета).

В течении 15 дней Комитеты Государственной Думы готовят заключение, направляют его  в Комитет по бюджету с обоснованием принять или отклонить проект федерального бюджета. При рассмотрении в первом чтении Государственная  Дума заслушивает доклад Правительства, содоклады Комитета по бюджету и  Председателя счётной палаты. В случае отклонения в первом чтении проекта  федерального бюджета, Государственная  Дума может:

  1. Передать законопроект в согласительную комиссию.

В случае передачи законопроекта в согласительную комиссию, она в течении 10 дней разрабатывает  вариант основных характеристик  проекта федерального бюджета. Решение  согласительной комиссии принимается  раздельным голосованием. Решение считается  принятым, если за него проголосовало  большинство присутствующих. Если Государственная  Дума не принимает решение по итогам работы согласительной комиссии, то проект закона считается повторно отклонённым  в первом чтении. При повторном  отклонении  в первом чтении Государственная  Дума не имеет права повторно его  направить в согласительную комиссию, и Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству.

  1. Вернуть в Правительство на доработку.

В случае отклонения проекта федерального бюджета  в первом чтении и направлении  его на доработку в Правительство, оно в течении 20 дней дорабатывает указанный законопроект  и вносит доработанный законопроект на повторное  рассмотрение. Государственная Дума рассматривает его в течении 10 дней.

  1. Поставить вопрос о доверии Правительству.

В случае отставки правительства, вновь сформированное Правительство представляет новый  вариант проекта федерального бюджета  не позднее 30 дней после сформирования.

Во  втором чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в течении 35 дней со дня  его принятия в первом чтении. Во втором чтении рассматриваются следующие  показатели:

  1. Бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в пределах, утверждённых в первом чтении.
  2. приложение к федеральному бюджету, устанавливающее перечень главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
  3. Приложения, устанавливающие распределение между субъектами межбюджетных трансфертов.
  4. Программа кредитов, займов и государственная гарантия.

В течении 10 дней Комитет по бюджету готовит  сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям и  видам расходов и направляет таблицы  в профильные комитеты. профильные комитеты рассматривают таблицы  и представляют результаты в Комитет  по бюджету, который формирует сводные  таблицы, поправки и выносит их на рассмотрение в Государственную  Думу. Поправки по межбюджетным трансфертам рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

В третьем  чтении Государственная Дума рассматривает  проект федерального бюджета в течении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта  во втором чтении.

В третьем  чтении утверждается ведомственная  структура расходов федерального бюджета. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование  в целом. Принятый Государственной  Думой закон "О федеральном  бюджете" в течении 5 дней со дня  принятия передаётся на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации  рассматривает Федеральный Закон  в течении 14 дней со дня представления  Государственной Думой.

Одобренный  Советом Федерации Федеральный  Закон в течении 5 дней со дня одобрения  направляется Президенту для подписания и обнародования. В случае отклонения Федерального Закона Советом Федерации, он передаётся для преодоления возникших  разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течении 10 дней выносит на повторное рассмотрение согласованный Федеральный Закон  и рассматривает его в одном  чтении. В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации, закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы. 

 

 

 

 

 

 

1.5 Исполнение бюджета

Исполнение бюджетов начинается после  их утверждения в установленном  порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ).

Практически бюджет исполняется специальными субъектами — участниками бюджетных  правоотношений:

• главным распорядителем бюджетных средств;

• распорядителями бюджетных средств;

• получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета  субъекта РФ, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта РФ. орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель  бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнить бюджет — это значит обеспечить полное и своевременное поступление  всех предусмотренных по бюджету  доходов и обеспечить финансированием  все запланированные по бюджету  расходы.

Особая  роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих  доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление  всех предусмотренных расходов с  единого счета бюджета. Осуществление  бюджетных операций через счета  Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа  исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено  открытие в Казначействе лицевых  счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств  бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные  операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа  о поквартальном распределении  доходов и расходов бюджета и  поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение  бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы  санкционирования: составление и  утверждение бюджетной росписи (в  течение 15 дней со дня утверждения  бюджета), утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств  и бюджетным учреждениям, утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных  средств.

Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета  Федерации для субъектов Федерации  и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Все изменения бюджета, связанные с  его исполнением, должны обязательно  отражаться через бюджетную роспись.

Завершается работа по исполнению бюджета, и это  касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных  обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным  казначейством 28 декабря. До 31 декабря  включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

После завершения операции по принятым бюджетным  обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджету наступившего финансового года в качестве остатка средств.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других доходов в  целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Глава 2.

Анализ  состава и структуры доходов  и расходов федерального бюджета  Российской Федерации на 2008-2010 годы

  Федеральный бюджет на 2008-2010 год  направлен на повышение уровня  жизни населения и повышения  всех обязательств перед гражданами  в поддержку стратегических и  инновационных отраслей, обеспечение  безопасности и создание потенциала  для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону  «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и  2010 годов» прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.

 

 

2.1 Анализ доходов

Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1.(см. приложение)

Информация о работе Бюджетное планирование (прогнозирование) и бюджетный процесс, их содержание и совершенствование в условиях перехода к рынку