Бюджетный процесс и его содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система России – важнейший элемент финансовой системы страны, поэтому проблемы правового регулирования бюджетной системы занимают огромное место в финансовом праве и даже выделяются в особую подотрасль – бюджетное право. Построение бюджетной системы России во многом определяет эффективность функционирования финансовой системы государства [12, стр. 145].
Правовое регулирование бюджетной системы призвано разрешить многие вопросы: разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, принципы формирования доходной и расходной части бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований при формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многое другое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации…………………………..
Понятие бюджетной системы РФ…………………………………….
Принципы формирования бюджетной системы РФ……….……….
Глава 2. Бюджетный процесс и его содержание…………………………………
2.1. Сущность и содержание бюджетного процесса……………………..
2.2. Стадии и участники бюджетного процесса ………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс и его содержание.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации…………………………..

    1. Понятие бюджетной системы РФ…………………………………….
    2. Принципы формирования бюджетной системы РФ……….……….

Глава 2. Бюджетный процесс и его содержание…………………………………

2.1.    Сущность и содержание бюджетного процесса……………………..

2.2.   Стадии и участники бюджетного процесса ………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетная система России – важнейший элемент финансовой системы страны, поэтому проблемы правового регулирования бюджетной  системы занимают огромное место  в финансовом праве и даже выделяются в особую подотрасль – бюджетное право. Построение бюджетной системы России во многом определяет эффективность функционирования финансовой системы государства [12, стр. 145].

Правовое регулирование  бюджетной системы призвано разрешить  многие вопросы: разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, принципы формирования доходной и расходной  части бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований  при формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и  взаимодействия различных государственных  органов в бюджетной сфере  и многое другое.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и  утверждению бюджетной отчетности.

Правовые основы организации  бюджетного процесса подразумевают  раскрытие таких понятий как, понятие и принципы бюджетного процесса, порядок составления проектов бюджетов, стадии бюджетного процесса, распределение  компетенции между органами государственной  власти (органами местного самоуправления) по осуществлению стадий бюджетного процесса и закреплены в Бюджетном  кодексе РФ.

Цель данной работы –  изучение бюджетного прцесса и его  содержания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть бюджетную систему Российской Федерации;
  • Изучить принципы формирования бюджетной системы РФ;
  • Изучить понятие бюджетного процесса и его содержание;
  • Рассмотреть стадии и  участников бюджетного процесса.

При написании данной работы использовались труды как отечественных  авторов, так и зарубежных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации

    1. Понятие бюджетной системы РФ

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Финансовые ресурсы, направляемые в бюджетную систему, обеспечивают органам власти выполнение возложенных на них функций [7, стр. 74].

Бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

2) бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в  том числе:

  • бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального назначения - Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет является одним из механизмов, позволяющих  проводить государственную экономическую  и социальную политику. Федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов принимаются в  форме законов субъектов РФ. Местные  бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных  обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления  отдельных государственных полномочий. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских  и сельских поселений, входящих в  состав муниципального района (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части  бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, а также других территорий, не являющихся муниципальными образованиями [8, стр. 63].

Бюджеты всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации исполняются  на основе принципа единства кассы, который  предусматривает зачисление всех поступающих  доходов бюджета, привлечение и  погашение источников финансирования его дефицита и осуществление  всех расходов с единого счета  бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Этапами санкционирования являются:

    • составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
    • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям. Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;
    • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств - предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета;
    • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
    • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается  в расходовании бюджетных средств. Финансирование - обеспечение финансовыми  ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества. Осуществляется средствами хозяйствующих субъектов  бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов и других источников [5, стр. 85].

 

 

 

 

    1. Принципы формирования бюджетной системы РФ

 

Структура бюджетной системы  Российской Федерации основана на принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства означает единство бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной  документации и отчетности, бюджетной  классификации РФ, санкций за нарушение  бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, входящих в бюджетную систему  РФ, ведения бюджетного учета и  отчетности бюджетов всех уровней и  бюджетных учреждений.

Разграничение доходов и  расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов  и расходов в бюджетной системе  Российской Федерации, а также определение  полномочий органов государственной  власти (местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств [4, стр. 131].

Принцип самостоятельности  бюджетов выражает право и обязанность  органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих  бюджетов и эффективное использование  бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (за исключением случаев, предусмотренных  Бюджетным кодексом РФ); право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Самостоятельность бюджетов также означает недопустимость: установления расходных обязательств и их непосредственного исполнения за счет средств бюджетов других уровней; введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и местного самоуправления решений и изменений бюджетного и налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах; изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Равенство бюджетных прав понимается как определение бюджетных  полномочий органов власти всех уровней  страны, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов, определение объема, форм и порядка  предоставления межбюджетных трансфертов [7, стр. 87].

Принцип полноты заключается  в том, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым  и бюджетным законодательством  Российской Федерации, а также законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах всех уровней в обязательном порядке и в полном объеме.

Сбалансированность бюджета - соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает необходимость получения  прогнозируемых результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов состоит в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой его  доходов и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита.

Информация о работе Бюджетный процесс и его содержание