Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

По Российскому законодательству бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, его содержанием, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц.

Содержание работы

1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………3
1.1. Содержание бюджетного процесса……………………………………..3
1.2. Задачи, принципы и участники бюджетного процесса………………..5
1.3. Стадии бюджетного процесса…………………………………………...7
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….14
2.1. Задание…………………………………………………………………..14
2.2. Исходные данные для составления проекта бюджета района……….14
2.2.1. Исходные данные для расчета доходов бюджета…………………..14
2.2.2. Исходные данные для расчета расходов бюджета………………….18
2.3. Расчет проекта бюджета района……………………………………….22
2.3.1. Доходы бюджета……………………………………………………...22
2.3.2. Расходы бюджета……………………………………………………..24
2.3.3. Проект бюджета по форме №1-Б…………………………………….37
2.4. Анализ проекта бюджета района………………………………………38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ контрольная.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. БЮДЖЕТНЫЙ  ПРОЦЕСС, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ  И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………3

1.1. Содержание бюджетного процесса……………………………………..3

1.2. Задачи, принципы и участники бюджетного процесса………………..5

1.3. Стадии бюджетного  процесса…………………………………………...7

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ……………………………………………….14

2.1. Задание…………………………………………………………………..14

2.2. Исходные  данные для составления проекта  бюджета района……….14

2.2.1. Исходные данные  для расчета доходов бюджета…………………..14

2.2.2. Исходные  данные для расчета расходов бюджета………………….18

2.3. Расчет проекта  бюджета района……………………………………….22

2.3.1. Доходы бюджета……………………………………………………...22

2.3.2. Расходы  бюджета……………………………………………………..24

2.3.3. Проект бюджета  по форме №1-Б…………………………………….37

2.4. Анализ проекта  бюджета района………………………………………38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………42

 

 

1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС,  ЕГО СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Содержание бюджетного процесса

 

По Российскому законодательству бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, его содержанием, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в  Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:

- прогнозируемый  объём доходов в очередной  год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;

- приложения, с  нормативами распределения доходов  между уровнями бюджетной системы; 

- общий объём  расходов;

- верхний предел  государственного внешнего и  внутреннего долга; 

- нормативная  величина резервного фонда; 

- дефицит или профицит федерального бюджета.

По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать  доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. в случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

1) Предоставить  законопроект в согласительную  комиссию(состав: совет федерации,  правительство, Госдума);

2) Вернуть в  правительство на доработку; 

3) Поставить  вопрос о доверии правительству.

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

- приложение  к ФЗ, устанавливающие перечень  главных администраторов доходов  и главных администраторов источников  финансирования дефицита бюджета; 

- бюджетные  ассигнования по разделам;

- программа  предоставления государственных  финансовых и государственных  экспортных кредитов;

- программа  государственно внутренних и внешних заимствований.

В третьем чтении – по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета Госдумой, в  течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.

Продолжительность бюджетного процесса, который включает четыре стадии, длится около трех лет:

1)      составление проекта бюджета,

2)      рассмотрение и утверждение занимают около года,

3)      исполнение, или бюджетный период – с 1 января по 31 декабря (календарный год),

4)    составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение – восемь месяцев.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня РФ, а также контроль за исполнением и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ регулируется Законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ» и Бюджетным  кодексом РФ. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

 

1.2. Задачи, принципы и участники бюджетного процесса

 

Задачи бюджетного процесса:  

1) максимальное  выявление всех материальных  и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;

2) определение  доходов бюджета по отдельным  налоговым и другим платежам, а также общего объема в  соответствии с прогнозами и  целевыми программами социально-экономического развития;

3) установление  расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

4) согласование  бюджета с общей программой  финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

5) сокращение  и ликвидация бюджетного дефицита  за счет экономически оправданных  источников;

6) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;

7) повышение  роли перспективного бюджетного  планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

8) контроль за  финансовой деятельностью юридических  лиц и доходами отдельных граждан  при выполнении ими налоговых обязательств;

9) автоматизация  процесса составления и исполнения  бюджетов через автоматизированную систему финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Принципы организации бюджетного процесса:

1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;

2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюджетный процесс. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;

3) балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов. Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное условие метода — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип — главная цель всей финансовой политики.

Участниками бюджетного процесса являются:

-          Президент РФ,

-          Органы законодательной (представительной) власти,

-          Органы исполнительной власти,

-          Органы денежно – кредитного регулирования,

-          Государственные внебюджетные фонды,

-          Главные распорядители и распорядители бюджетных средств,

-          Иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.     

1.3. Стадии бюджетного  процесса

 

Первая  стадия бюджетного процесса – составление проекта бюджета. Составлению проекта бюджетов предшествует разработка прогнозов социально – экономического развития Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проекта  федерального бюджета осуществляется Правительством РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта  федерального бюджета на очередной  финансовый год осуществляется в  соответствии с бюджетной политикой  Российской Федерации, определенной в  Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развитияна планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения  Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджетана планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы  и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством РФ они могут быть представлены в Совет Федерации  и Государственную Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и среднесрочную перспективу.

На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределениепредельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также   адресное      распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

Для проведения работы по составлению проекта бюджета  в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

В случае, если у  бюджетополучателей имеются разногласия  по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей  проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета. Государственная Дума РФ рассматривает проект федерального бюджета в четырех чтениях.

При рассмотрении Государственной Думой проекта  федерального бюджета  в первом чтении (в течении 30 дней) обсуждается его концепция и прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ, а также основные характеристики федерального бюджета:

доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией,

распределение доходов от федеральных налогов  и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ,

Информация о работе Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации