Бюджетное планирование (прогнозирование) и бюджетный процесс, их содержание и совершенствование в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть, что представляет собой понятие бюджет.
2. Рассмотреть различные факторы, влияющие на формирование бюджета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Основы бюджетного процесса
1.1 Понятие бюджетного процесса………………….…………………….….5
1.2 Участники бюджетного процесса их полномочия………………………10
1.3 Составление проекта бюджета……………………………………….…..15
1.4 Рассмотрение проекта бюджета………………………………………....19
1.5 Исполнение бюджета…………………………………………………….24
Глава 2.
Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008-2010 годы
2.1. Анализ доходов……………………………………………………...….29
2.2. Анализ расходов………………………………………………………..33
2.3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения..41
Заключение………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………....45
Приложения…………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИКР.docx

— 163.81 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

 

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет менеджмента

Тема:

Бюджетное планирование (прогнозирование) и бюджетный процесс, их содержание и совершенствование в условиях перехода к рынку

 

Курсовая  работа

студентки 2 курса очной формы обучения группы 2 МО-2

по  дисциплине «Финансы и кредит» Расиловой Кристины

 

 

 

Научный руководитель:

           к.э.н., доцент 

Хаванов К.Е.

Ассистент:

             Солодова Е.П.

 

                                                 _____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2010

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Основы бюджетного процесса

    1. Понятие бюджетного процесса………………….…………………….….5
    2. Участники бюджетного процесса их полномочия………………………10
    3. Составление проекта бюджета……………………………………….…..15
    4. Рассмотрение проекта бюджета………………………………………....19
    5. Исполнение бюджета…………………………………………………….24

Глава 2.

Анализ состава и структуры  доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008-2010 годы

2.1. Анализ доходов……………………………………………………...….29

2.2. Анализ расходов………………………………………………………..33

2.3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения..41

Заключение………………………………………………………………….43

Список литературы………………………………………………………....45

Приложения…………………………………………………………………48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной  жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная  политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная  политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими  весь бюджетный процесс.

Бюджетный процесс –  регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Целью данной работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных  путей их решения на примере  бюджетного процесса Российской Федерации.

           Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть, что представляет собой понятие бюджет.

2. Рассмотреть различные факторы, влияющие на формирование бюджета.

3.Ознакомиться с полномочиями участников бюджетного процесса .

4. Проанализировать  и оценить бюджетное планирование  на 2008-2010г.

5.Сделать выводы по работе.

           Объектом исследования курсовой работы стали процессы    планирования и реализации бюджетного проекта.

Предметом исследования является бюджетный процесс и его совершенствование в условиях перехода к рынку.

Структура курсовой работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, обзора используемых источников для написания данной работы и приложений.  

Тема курсовой работы весьма актуальна, так как проблемы в бюджетном планировании препятствуют нормальному темпу развития рыночных отношений.                                                                                                              
Глава 1. Основы бюджетного процесса

1.1. Понятие бюджетного процесса

Наименее исследованными областями  бюджетного права в современной  финансово-правовой науке являются различные правовые механизмы обеспечения  эффективности бюджетного строительства  и бесперебойного функционирования бюджетной системы. В советское  время в силу определенных политических и организационных причин указанные проблемы не стояли так остро, а следовательно, не вызывали надлежащего внимания исследователей.

Во многом поэтому, обосновывая  в начале 1990-х гг. необходимость проведения научно разработанной бюджетной реформы, ведущие российские экономисты выделяли такие необходимые направления, как теоретическая разработка и обоснование принципов построения бюджетной системы Российской Федерации; создание реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике; разработка и принятие нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня; создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления; разработка новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления1.

Однако и в современных условиях многократного повышения значения юридических механизмов обеспечения функционирования бюджетной сферы, обострения бюджетных горизонтальных (между субъектами Российской Федерации) и вертикальных (между центром и регионами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины, указанная проблематика приобретает особую актуальность, но в рамках юридической науки практически не нашла своего исследователя.

Основными организационными механизмами, эффективное функционирование которых  выступает необходимым и достаточным условием нормальной работы бюджетной системы, выступают бюджетный процесс, а равно бюджетная классификация. Охранительными механизмами обеспечения эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы являются бюджетный контроль и ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Под бюджетным процессом понимается регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также утверждению отчетов об их исполнении.

Стадии бюджетного процесса:

1.Составление проекта бюджета

2.Рассмотрение и утверждение бюджета парламентом

3.Исполнение бюджетов

4.Составление и утверждение отчета об исполнении

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально  приближенный к реальности расчет доходов  бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической  программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить  и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

- единства бюджетной системы;

- принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;

- принцип самостоятельности; 

- сбалансированности;

- гласности; 

- достоверности; 

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все эти принципы в той  или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс  органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся  примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они  рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет  об исполнении бюджета - в этом и  выражается последовательность).

 Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

Принцип публичности и  гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура  абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного  уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета или  о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые  сведения о причинах принятия такого решения.

Принцип специализации  бюджетных показателей - он основан  на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и  расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация  РФ входят:

классификация доходов  бюджетов РФ;

функциональная классификация  расходов бюджетов РФ;

экономическая классификация  расходов бюджетов РФ;

классификация источников внутреннего финансирования дефицитов           бюджетов РФ;

 классификация источников  внешнего финансирования дефицитов  федерального бюджета и бюджетов  субъектов РФ;

классификация видов государственных  внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;

 классификация видов  государственных внешних долгов  РФ и субъектов РФ, а также  государственных внешних активов  РФ;

 ведомственная классификация  расходов РФ.

Принцип специализации  показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.

 

 

1.2 Участники бюджетного процесса  и их бюджетные полномочия.

Круг участников бюджетного процесса в Российской Федерации очерчен в ст. 152 БК РФ. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Участниками бюджетного процесса являются:

1)Президент Российской Федерации;

2) Органы законодательной (представительной) власти;

 3) Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

4) Органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк Российской Федерации);

5) Органы государственного и муниципального финансового контроля;

     6) Государственные внебюджетные фонды;

7) Главные  распорядители  и  распорядители  бюджетных средств;

8) Иные органы, на которые законодательством  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации возложены  бюджетные, налоговые и иные полномочия.

9) Получатели бюджетных средств  — бюджетные учреждения, государственные  и муниципальные унитарные предприятия,  др.;

10) Кредитные организации, осуществляющие  отдельные операции со средствами  бюджетов.

При этом отметим, что в нормативно-правовых актах, принимаемых на региональном и местном уровне, может уточняться и конкретизироваться состав участников бюджетного процесса. Так, например, согласно ст. 1 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 г. № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области» участниками бюджетного процесса в Тюменской области являются Тюменская областная Дума, Губернатор области, Администрация Тюменской области, финансовый орган Администрации области, Счетная палата Тюменской области, территориальные государственные внебюджетные фонды, главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, органы местного самоуправления Тюменской области, иные органы, учреждения и организации, на которые возложены бюд жетные полномочия. В свою очередь перечень участников бюджетного процесса г. Тюмени (муниципальный уровень) содержится в «Положении о бюджетном процессе в городе Тюмени», утвержденном решением Тюменской городской думы от 26 апреля 2001 г. № 160: «Участниками бюджетного процесса являются Глава города, Тюменская городская Дума, Счетная палата города, Финансово-казначейское управление Администрации г. Тюмени, Главное управление Центрального банка Российской Федерации, Управление федерального казначейства Российской Федерации по Тюменской области, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета города» .

Информация о работе Бюджетное планирование (прогнозирование) и бюджетный процесс, их содержание и совершенствование в условиях перехода к рынку