Методы бюджетного планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Поисковый прогноз – это определение возможного положения явления в будущем; нормативный – определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель. Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.
Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

Содержание работы

Введение
1. Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики
2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования, применяемые в России
3. Совершенствование методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ"

Кафедра финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Бюджетное  планирование и прогнозирование

Тема: Методы бюджетного планирования и прогнозирования

Казань 2010

 

Содержание

Введение

1. Методы бюджетного планирования  и прогнозирования и их характеристики

2. Методы бюджетного планирования  и прогнозирования, применяемые  в России

3. Совершенствование методов,  используемых в бюджетном планировании  и прогнозировании

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Для того чтобы управлять  будущим, человечество создало определенные механизмы, которые в экономической  науке называются – прогнозирование, макроэкономическое планирование и  экономическое программирование. Прогнозирование  – это получение информации о  будущем; это предвидение, которое  делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное  – на так называемом жизненном  опыте, связанном с аналогиями, приметами  и т.д.; религиозное предвидение  ещё называют пророчеством, то есть верой в сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.

Прогнозирование – это  предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Поисковый прогноз – это определение  возможного положения явления в  будущем; нормативный – определение  путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято  за цель. Прогнозирование имеет два  конкретных аспекта: предсказывать  и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.

Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.

Чтобы эффективно управлять  народным хозяйством или любым его  структурным звеном, необходимо четко  знать, какими должны быть воздействие  на экономику и его последствия.

В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование  и планирование являются важнейшим  инструментом государственного регулирования  экономики. Нацелено применяя такой  инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом  прогрессе, повышении уровня жизни  населения и других социально-экономических  областях.

В настоящее время следует  отметить непрерывно растущую потребность  в прогнозах.

Теория прогнозирования  и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя  изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических  формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения  величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные  методы регулирования социально-экономических  процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования  и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика  строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и  планирования в системе экономических  дисциплин определяется тем, что  она является как бы связующим  звеном экономической теории, с одной  стороны, и отраслевыми экономиками  – с другой. Данная наука имеет  тесную связь со статистикой, от которой  она заимствует методы анализа и  необходимые сведения для расчетов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

-  рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;

-  изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;

-  выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

 

1. Методы бюджетного планирования  и прогнозирования и их характеристики

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление  проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах  власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных  и представительных органах государственной  власти разных уровней и в органах  местного самоуправления; поквартальное  распределение финансовыми органами государственных, региональных и муниципальных  уровней доходов и расходов, а  также составление сводных бюджетных  росписей [2, с.234].

Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты  предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его  доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета  на данный момент; определении в  соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. Прогнозирование бюджета ориентирует  на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных  вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования  рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с  учетом множества экономических  и социальных задач, объективных  и субъективных факторов, действующих  на государственном, региональном и  местном уровнях. При этом непрерывность  прогнозирования бюджета обусловливает  систематическое уточнение бюджетных  показателей по мере формирования новых  данных [11, с.23].

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и  прогнозирования относят:

-  Индексный метод (от достигнутого);

-  Нормативный метод;

-  Балансовый метод;

-  Бюджетирования ориентированного на результат;

-  Программно - целевой метод;

-  Метод экспертного прогнозирования;

-  Метод экстраполяции;

-  Метод моделирования;

-  Метод экономического анализа.

Традиционным методом  бюджетного планирования и прогнозирования  является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в  основном при планировании средств  на финансирование бюджетных мероприятий  и составлении смет бюджетных  учреждений. Нормы устанавливаются  законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

-  денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

-  нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

-  нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается  в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в  целом.

Индексный метод основан  на использовании разнообразных  индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов  населения. В настоящее время  в бюджетном планировании достаточно хорошо применяются индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит  в том, что в индексе количественно  несравнимые величины приводятся к  некоторому общему единству, делающему  их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании  числа получателей бюджетных  услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных  услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в  будущем каких-либо условий по сравнению  с настоящими условиями. Такой метод  выражается в следующей формуле [10, с.113]:

С(t+1) = С(t) * I, (1.1)

где С - прогноз числа получателей  бюджетной услуги на

(t+1) - следующий период  времени;

(t) - момент времени t

I - индекс изменения экономических,  демографических, организационно-технических  и других условий, влияющих  на количество оказываемых бюджетных  услуг.

Для повышения точности расчетов рекомендуется увеличить число  учитываемых факторов, а также  определять их значимость.

Использование балансового  метода позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной  власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции  распределения средств между  бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы [13, с. 84-87].

С помощью балансового  метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется  при разработке прогнозов, планов и  программ. Сущность его заключается  в увязке потребностей страны в различных  видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями  производства продукции и источниками  ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в  которой одна часть, характеризующая  ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к  рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых  на макроуровне: платежного баланса, баланса  доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и  кредитно-денежной политики, а также  политики занятости и внешнеэкономической  деятельности. Балансы применяются  также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых  пропорций [8, с.243].

Бюджетирования, ориентированное  на результат (БОР) – система организации  бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой  планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

Так, бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих  мер по повышению эффективности  государственного управления и как  таковое способно дать максимально  положительный эффект при условии  применения комплексного подхода к  реформированию системы государственного управления.

БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и  подготовки проекта бюджета, при  котором:

¾  Определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;

¾  Определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;

¾  Распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;

¾  Повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;

¾  Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

Программно-целевой метод  – представляет собой системное  планирование, выделение бюджетных  средств на реализацию установленных  законом или иным правовым актом  целевых программ. Целевая программа  – это комплексный документ, целью  которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:

¾  Программы развития отраслей ("Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.);

¾  Программы развития регионов ("Юг России", "Социально-экономическое развитие РТ");

¾  Программы решения социальных задач ("Старшее поколение").

Программно-целевой метод  расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному  использованию денежных средств  для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных  территорий.

По сравнению с другими  методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и  недостаточно разработанным. Широкое  распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался  еще при разработке плана Государственной  комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими  методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей  и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого  метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается  в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных  мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении  ресурсами с учетом эффективного их использования.

Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования