Анализ и оценка ликвидности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Актуальность изучаемой проблемы объясняется тем, что экономическая реформа в России (процессы разгосударствления, демонополизации, приватизации) привела к возникновению новых отношений в сфере хозяйственной деятельности предприятий. Одна из главных задач реформы – переход к управлению ресурсами предприятия на основе анализа его финансово-экономической деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы финансового анализа……………….
1.1
1.2
1.3
Глава 2. Методологические аспекты оценки ликвидности и платежеспособности……………………………………………………….
2.1 Экономическое содержание понятий платежеспособности и ликвидности………………………………………………………………….
2.2 Состав и структура баланса: анализ и оценка…………………………
2.3 Анализ ликвидности баланса……………………………………………
2.4 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности………………………………………………………………….
2.5 Анализ денежных потоков……………………………………………….
Глава 3. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия N……………………………………………………………………………………
3.1 Характеристика предприятия N…………………………………………….
3.2 Аналитическая оценка состава и структуры баланса …………………….
3.3 Оценка ликвидности баланса……………………………………………….
3.4. Анализ ликвидности с помощью финансовых коэффициентов…………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников литературы…………………………
Приложения………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом последний.doc

— 6.37 Мб (Скачать файл)

Затраты на производство ЗАО «Глобус LTD» составляют  91% от общей суммы затрат предприятия

Материальные  затраты предприятий материального  производства также имеют свои особенности. К материальным затратам относятся: сырье и материалы (включая затраты, связанные с использованием природных ресурсов), покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера, износ инструментов, приспособлений и малоценного инвентаря, топливо и энергия. В материальных затратах не учтена амортизация.

Величина затрат на реализуемую  продукцию не совпадает с объемом затрат на производство продукции, что также является отличительной особенностью предприятий материального производства, за счет остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого года и внепроизводственных расходов, которые полностью относятся на реализованную продукцию.

На ЗАО «Глобус LTD» размер остатков нереализованной продукции принято определять следующим образом:

на начало года остатки принимаются  в размере фактического (ожидаемого) наличия по статьям баланса: готовая продукция на складе; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями; товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта;

на конец года остатки определяются исходя из плановых норм запаса готовой продукции на складе и нормально сложившихся запасов товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил. Товары, не оплаченные в срок покупателями, и товары, находящиеся на ответственном хранении, на конец года не планируются, так как их наличие связано с нарушением нормального процесса хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

Реализация продукции ЗАО «Глобус LTD» также имеет ряд особенностей. Реализованной продукцией предприятия считается готовая продукция, отгруженная потребителю или вывезенная им со склада предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на расчетный счет предприятия материального производства. В объеме реализации продукции, кроме того, учитывается стоимость работ промышленного характера. К ним относятся: стоимость нестандартного оборудования, изготовленного для нужд собственного производства; стоимость инструментов, специальной оснастки своего производства, зачисленных в состав основных фондов.

В объем реализации не включается стоимость продукции, оплаченной, но не отгруженной покупателю в отчетном периоде или оставленной на ответственном хранении у предприятия-изготовителя. Стоимость реализуемой продукции определяется в оптовых ценах предприятия.

Основным показателем финансовой деятельности предприятия является объем поставок товаров в розничных ценах, основанных на заключенных договорах с торгующими организациями

Выручка от реализации представляет сумму денежных средств, поступивших  на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателям продукцию. По своему экономическому назначению она является источником денежных доходов. Поступление выручки - важная стадия кругооборота средств предприятия материального производства, имеющая большое значение для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности, которая имеет ряд особенностей. Определяющим моментом в этом процессе является своевременность поступления средств.

Поскольку оплата отгруженной продукции  производится как по оптовым ценам  предприятия, так и по розничным  или расчетным ценам, выручка от реализации может не совпадать с объемом реализованной продукции. На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество и уровень реализационных цен.

Объем выручки от реализации находится  в прямой зависимости от количества реализуемой продукции, которое в свою очередь определяется объемом производства, размером переходящих остатков готовой продукции на складе предприятия и в отгрузке. Немаловажную роль здесь играют ритмичность отгрузки продукции и форма расчетов за нее. От своевременности отгрузки и применения более эффективных форм расчетов зависит выполнение финансового плана по выручке от реализации.

 Ассортимент изготавливаемой  предприятием продукции оказывает  существенное влияние на размер выручки от реализации. Увеличение удельного веса более дорогостоящей продукции в общем объеме реализации приводит к росту выручки от реализации. Однако это увеличение не может быть самопроизвольным. Объем выручки от реализации находится в прямой зависимости от качества выпускаемой предприятием продукции.

Структура предприятия.

Важным моментом внутреннего  анализа является выявление степени  соответствия между структурой предприятия  и принятой стратегией. Процесс внутреннего  анализа компании ЗАО «Глобус-LTD” сосредоточен на выявлении подходит ли структура предприятия для реализации принятой стратегии, и соответствуют ли структурные подразделения показателям эффективности и прибыли, получаемые  компанией ЗАО «Глобус-LTD”.

Финансы.

Функция финансового  планирования, обеспечивающая расчет и анализ важнейших стратегических показателей, находится в центре стратегии компании ЗАО «Глобус-LTD”. Решение всех вопросов находится в компетенции аместителя директора по финансам.

 

 

В процессе стратегического  планирования важную роль играет служба маркетинга. Этот отдел в компании ЗАО “Глобус-LTD” выясняет потребности покупателей и помогает компании удовлетворять их. Служба маркетинга отвечает за формирование ассортимента компании ЗАО “Глобус-LTD” на рынке,  а также несет ответственность за формирование маркетингового комплекса :  товар, цена, сегменты рынка и стимулирование покупателей.

Производственная деятельность.

Стратегический анализ производственного процесса компании ЗАО “Глобус-LTD” сосредотачивается  на следующих проблемах:

Использование производственных мощностей;

Структура производственных затрат;

Общая и удельная эффективность  предприятия , цехов, участков;

Эффективность обслуживания оборудования, контроля качества, запасов, планирования и организации производства;

Квалификация производственного персонала.

Значительное стратегическое преимущество достигается за счет способности  компании ЗАО “Глобус-LTD” снизить себестоимость производства при сохранении заданного качества продукции,  а также оперативно реагировать на изменение в спросе.

Трудовые ресурсы.

Компания ЗАО“Глобус-LTD” располагает необходимым количеством  персонала соответствующей квалификации. Сотрудники компании заинтересованы в реализации стратегических задач, обеспечивают экономию затрат, обладают навыками, которые дают компании источник конкурентного преимущества.

Передача полномочий в вопросах финансового планирования практически  отсутствует, т к. в структуре  ЗАО Глобус LTD нет финансово-экономического отдела. Это приводит к тому, что стратегическому планированию в сфере финансов уделяется недостаточно внимания. Данное обстоятельство вызвано высокой степенью загруженности заместителя директора по финансам, основная часть рабочего времени которого используется на решение текущих вопросов.

3.2. Аналитическая оценка состава и структуры баланса предприятия N.

 

Используя приемы вертикального  и горизонтального анализа, проведем предварительную оценку финансового состояния предприятия. Для этого составляется укрупненный аналитический баланс предприятия (Приложение1), при помощи которого исследуются:

    • показатели структуры баланса;
    • показатели динамики баланса;
    • показатели структурной динамики баланса.

Потенциал предприятия (табл. 5) за три анализируемых периода возрос на 1915,0 тыс. руб., т.е. в   3,5 раза.   Этот рост обусловлен значительным ростом оборотных активов на 1398,8 тыс. руб. и ростом внеоборотных активов на 516,2 тыс. руб. Особое внимание заслуживает резкое увеличение дебиторской задолженности с 231,1 тыс. руб. в 2003 году до 1436,7 тыс. руб. в 2005 году, темп роста которой опережает темп роста потенциала предприятия и является негативной тенденцией. Динамика и структура активов предприятия за три периода представлена на рис. 4. Структура источников финансирования в течение трех лет качественно изменилась в сторону увеличения доли заемных средств (рис 5). Предприятие становится зависимым от внешних источников финансирования активов предприятия и теряет свою финансовую устойчивость.

Рис. 4 Динамика структуры активов  ЗАО «ГЛОБУС LTD»

 

Таблица 5

Состав и структура баланса ЗАО «ГЛОБУС LTD»

Показатель

Абсолютная величина,              тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменения

2003

год

2004

год

2005

год

2003

год

2004

год

2005

год

К 2003 году, тыс. руб.

К 2004 году,     тыс.

руб.

Удельного веса к 2003 году

Удельного веса к 2004 году

Темп роста к 2003 году, %

Темп роста к 2004 году, %

В % к изменению итога баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

АКТИВ

Внеоборотные активы

226,4

295,4

742,6

29,99

44,51

27,81

516,2

       447,2  

-2,18

-16,70

328,00

251,39

22,29

Оборотные активы

528,5

368,2

1927,3

70,01

55,49

72,19

1398,8

    1 559,1  

2,18

16,70

364,67

523,44

77,71

ПАССИВ

Собственные средства

478,3

479,9

916,0

63,36

72,32

34,31

437,7

       436,1

-29,05

-38,01

191,51

190,87

21,74

Заемные средства

276,6

183,7

1753,9

36,64

27,68

65,69

1477,3

    1 570,2  

29,05

38,01

634,09

954,76

78,26

БАЛАНС:

754,9

663,6

2669,9

100,00

100,00

100,00

1915,0

    2 006,0  

— 

353,68

402,34


 

Примечание:

  1. Соотношение внеоборотных и оборотных активов в течение исследуемого периода имеет следующее распределение: .
  2. Соотношение собственных и заемных средств имеет в течение исследуемого периода имеет следующее распределение:

  

Рис. 5. Динамика структуры источников средств ЗАО «ГЛОБУС LTD»

 

Подобные изменения структуры  активов и пассивов и сопоставление  отдельных разделов баланса позволяет дать оценку имущественному положению предприятия ЗАО «ГЛОБУС LTD»:

  • на конец 2005 года собственный капитал превышает внеоборотные активы, что указывает на наличие собственных оборотных средств предприятия. Собственные источники средств направлены не только на создание основных средств — 742,6 тыс. руб., но и на оборотные активы — 173,4 тыс. руб. Собственные оборотные средства предприятия снижаются по сравнению с 2004 годом на 11,01 тыс. руб. и составляют в структуре текущих активов 8,9%, что немного меньше рекомендуемого значения —10%;
  • на ЗАО «ГЛОБУС LTD» в течение всего исследуемого периода наблюдается превышение оборотных активов над основным капиталом. И это является положительным моментом, так как темпы роста текущих активов должны опережать темпы роста внеоборотных активов, что обеспечивает рост физических объемов и финансовых результатов за счет лучшего использования производственных мощностей предприятия;
  • ЗАО «ГЛОБУС LTD» на протяжении всего исследуемого периода с 2003 г. по 2005 г. не привлекало в свой оборот долгосрочные обязательства. Это положительное явление, так как  в настоящее время большинство предприятий, особенно в реальном секторе экономики, имеют этот вид задолженности;
  • в балансе предприятия отсутствует статья «непокрытые убытки», следовательно, обеспечивается прибыльная, рентабельная работа предприятия;
  • сумма нематериальных активов предприятия в 2003г. составила 28,8 тыс. руб. и сократилась в 2005г. до 12,6 тыс. руб. И, тем не менее, наличие нематериальных активов повышает ценность предприятия;
  • на ЗАО «ГЛОБУС LTD» доля долгосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, сокращается с 5% в 2003г. до 0,2% в 2005г. Это является благоприятным фактором  для ЗАО «ГЛОБУС LTD» так как способствует высвобождению денежных средств и вовлечению их в хозяйственный оборот;
  • в течение всего исследуемого периода наибольший удельный вес приходится на краткосрочную дебиторскую задолженность, и если в 2003г. она занимала 31% в имуществе предприятия, то к 2005г. эта доля увеличилась до 54%. Таким образом, стоимость дебиторской задолженности за анализируемый период увеличилась на 1205,6 тыс. руб., что не является позитивным изменением.  Увеличивается отвлечение средств из оборота предприятия и растет косвенное кредитование средствами данного предприятия других предприятий. Предприятие несет убытки от обесценивания дебиторской задолженности.  Такое резкое увеличение дебиторской задолженности делает необходимым углубленный анализ их состава и структуры по данным аналитического учета;
  • кредиторская задолженность также имеет высокие темпы роста за анализируемые периоды, и если в 2003г. ее доля занимала 37% в валюте баланса, то к концу 2005г. эта доля увеличилась до 66%.

Информация о работе Анализ и оценка ликвидности предприятия