Учет и анализ товарооборота в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексное изучение методик бухгалтерского учета реализации товаров, оценка и комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере ООО "Волгаконтракт", а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 106.43 Кб (Скачать файл)

Далее необходимо разделить товары по признаку его предназначения для оптовой или розничной продажи. Для этого к счету 41 можно открыть субсчета 41.1 - товары на складах, 41.2 - товары в розничной торговле.

  В общем смысле товарооборот – это обращение товаров, процесс продвижения их от производителя к потребителю.

Таким образом, полный и достоверный учёт и глубокий анализ движения товаров даёт возможность  торговой организации влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать  затоваривания, осуществлять контроль сохранности товаров, предупреждать  образование недостач и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль.

 

    1.  Порядок анализа товарооборота в торговле

Анализ товарооборота предприятия позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами.

Анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо так же проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.

Анализ объема и динамики оптового товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Целью анализа товарооборота является оценка положения оптового предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли. Высшей, основной целью деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. Однако предприниматели, менеджеры и владельцы предприятий на определённом этапе ставят задачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу, сократить или завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост показателей и т.п. Каждая из этих промежуточных целей всегда выступает средством для достижения основной (главной) цели. Такой подход явл. типичным во многих сферах торговли, в том числе и в оптовом звене.

В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый ряд задач и оценивают их с позиции достижения поставленных целей. Множество таких задач целесообразно разделить на две группы: 
задачи, связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками товаров и услуг. 

В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их потребностей и оценить уровень конкуренции и какое место занимает оптовое предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков. 

Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провести маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок (использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику цен, осуществлять контроль за поступлением товаров.  
Из приведённых положений видно, что главным для предприятия явл. определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного удовлетворения указанных потребностей. Деление задач на две группы позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг. 
В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели:

- динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;

- долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона;

- долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;

- заявки покупателей и структуру оптового товарооборота; 
- отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом).

Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности.

На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п.

Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности. 

Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей - обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.

Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах.

В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров. 

Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот же показатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношение фактического объёма поставок к её величине по контракту.

При анализе необходимо установить и абсолютное отклонение фактического количества поставленных товаров от объёма их поставок по контракту. В случаях изменения цен рассчитывается влияние этого изменения на стоимостную величину поставок.

Оптовые предприятия изучают и ритмичность поставок:

V = b * 100 : П                                                                                         (1.1),

где V - коэффициент вариации;

b - среднее квадратическое отклонение фактического объёма 

поставок от среднго уровня поставок, исчисленное по формуле:

 bn = ? (Пi - П)2 / n                                                                            (1.2),

где Пi - поставка за первый период;

П - средний уровень поставки, рассчитанный как П = ? П / n;

n - число поставок.

 При оценке исчисленного показателя нужно иметь в виду, что чем ближе его величина к нулю, тем ритмичнее поставка, и наоборот, чем больше этот показатель, тем ритмичнее поставка товваров.

Оптовое предприятие при анализе поставок и оценке их влияния на товарооборот должно учитывать целый ряд факторов, связанных с ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать: 

1) в какой степени действующие цены могут обеспечить реализацию товаров и услуг;

2) какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах;

3) каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации;

4) каков уровень рентабельности.

Такая политика в области цен может быть признана успешной в том случае, если она позволит восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия.

В процессе анализа товарооборота и закупок товаров и услуг нужно разобраться в маркетинговой стратегии предприятия и установить имело ли место проникновение товаров на новый рынок; как происходило развитие рынка товаров, которыми торгует оптовая база; какие сегменты рынка товаров сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как повлияло на развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование активных мер в области ценообразования. 

На практике предприятие имеет возможность выбирать одно из трёх типовых ценовых стратегий:

1) установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов;

2) установление цен на уровне конкурентов;

3) установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.

В процессе анализа предприятие должно привести доказательства обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные результаты оптового предприятия - объёмы товарооборота и прибыли. 
Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия явл.:

  • расчёт влияния на изменение складского товарооборота изменений поставок товаров и товарных запасов (путём использования балансовой увязки показателей товарооборота: З1 + П = Р + З2;
  • изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);
  • разработка мер по использованию резервов увеличение товарооборота и прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.
    1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в торговле.

Ведение бухгалтерского учета в РФ осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса разделяются на следующие уровни указаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Система нормативных документов.

1-й уровень

Закон "О бухгалтерском  учете"

Гражданский кодекс РФ

Другие законы по бухгалтерскому учету

Указы Президента РФ

Постановления Правительства  РФ

2-й уровень

Положения по бухгалтерскому учету (стандарты)

3-й уровень

Нормативные документы Минфина  России:

- приказы 

- методические рекомендации (указания)

- инструкции 

- комментарии 

- письма 

4-й уровень

Приказ по учетной политике организации 

Другие рабочие документы  организации


 

Основным актом первого уровня является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон содержится четыре главы, в которых раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, прежде всего, в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации; регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушения действующего законодательства по бухгалтерскому учету. Федеральным законом установлены общие положения по бухгалтерскому учету, порядок учета финансово-хозяйственной деятельности.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, Приказ Минфина РФ "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета…», Аудиторские стандарты и д.р.

К нормативным документам первого  уровня также относится Гражданский  кодекс РФ. Гражданский кодекс определяет такие понятие как «сделка», «договор купли-продажи», «договор поставки», «цена  товара», «качество товара» и д.р. Также в Гражданском кодексе определены обязанности продавца и покупателя, порядок совершения сделок, виды оплаты товара, условия поставки товара, порядок обмена товара, основания изменения и расторжения договора и т.д.

Налоговый кодекс РФ регулирует вопросы  торгового товарооборота в части  порядка формирования налоговых  баз по налогам и сборам, в случае если налоговым законодательством  допускается вариантность их определения, а также в части ведения  налогового учета.

К данному уровню нормативного регулирования  относятся также Трудовой кодекс, Законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства», « Об акционерных обществах», «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ», постановление правительства  «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности»  и т. п.

Нормативные акты второго уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные и утвержденные Министерством финансов РФ.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий  порядок учета и оценки определенного  объекта или их совокупности. Учетные  стандарты (в отечественном бухгалтерском  учете – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете  и отчетности. В настоящее время  в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету  и отчетности. Положения (стандарты), разрабатываемые в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в  международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, а также Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, являются теми документами, которые устанавливают основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Последние служат обязательными для исполнения организациями. Однако данное условие не исключает в определенных рамках использования своих различных учетных процедур (методов, вариантов), их воплощения в практической организации бухгалтерского учета.

Информация о работе Учет и анализ товарооборота в торговле