Теория анализа хозяйственной деятельности. Научные основы хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:20, лекция

Описание работы

Изучение всего вокруг происходит с помощью анализа. Анализ – расчленение явлений на составные части или элементы для изучения их как частей целого. Этот прием помогает заглянуть внутрь исследуемого предмета или явления (определить его внутреннюю сущность и определить роль каждого этапа в случайном порядке).

Файлы: 1 файл

ахд.docx

— 84.82 Кб (Скачать файл)

Алгоритм расчета  способа цепной подстановки: 
1. Рассчитывается валовая продукция, плановая = КР пл. х ГВ пл. = 160 000 
2. Валовая продукция условная = КР факт. х ГВ план = 120 х160 = 192 000 
4. 192 - 160 = 32 т. зачет увеличения количества  раб. Валовая продукция возросла на 32 тыс. 
5. Валовая продукция фактическая = КР ф. х ГВ ф. = 240 000 
6. 240 000 - 192 000 = 48 тыс. 
7. 32 =+ 48 = 80 тыс. - увеличение валовой продукции. 
Если исследуются более 2-х факторов, то для расчета на один меньше количества общих показателей. 
8. ВП план = КР пл. х Д пл. х П пл. х СВ пл. = 1000 х 160 х 7,6 х 102,796

ВП усл. = КР ф. х  ГВ пл. х ПВ пл. х СВ пл.

ВП усл. = КР ф. х  Д ф. х П пл. х СВ пл.

ВП усл.з. = КР ф. х Д ф. х П ф. х СВ пл.

Изменение за счет каждого фактора: 
1) Изменение количества рабочих - ∆VП= VП усл.1 - VП плпн. 
2) За счет изменения количества отработанных дней в году:  ∆VП дн. = VП усл.- VП усл. е. 
3) За счет изменения средней продолжительности рабочего дня. ∆ VП усл.- VП усл. 
4) За счет изменения среднечасовой выработки ∆ VП св. =  VП факт. - VП усл.з.

ВП план = 1000 х 250 х 8 х 80 = 160 000 000 
 
ВП усл.= 1200 х 250 х 8 х 80 = 192 000 000 
 
ВП усл. 2= 1200 х 256 х 8 х 80 = 196 608 000 
 
ВП усл. = 1200 х 256 х 7,6 х 80 = 186 777 600 
 
ВП ф. = 100 х 256 х 7,6 х 102,796 = 239998,877 
 
   ∆ ВП кр. = 192 - 160 = 32 000 000 
 
   ∆ ВПд = 196,608 - 192 = 4,608000 
 
   ∆ ВПп. = 186,777,6 - 196 608 = -9830,400 
 
   ∆ВПсв. = 239,998,877 - 1867760 = 53222277 
 
∑ = ∆ВП кр. + ∆ВПД + ∆ВПп. + ∆ВПср. = 79,99877.

Лекция  № 4 от 08.08.2002

Индексный метод.    

Основан на относительных  показателях динамики в решающих отношениях фактического уровня, анализируемого показания отчетного периода  в его уровня в обозначенном периоде  или наш показатель разделить  на показатель другого объекта. 
Iвп = ВП ф. : ВП план - индекс валовой продукции 1,5. Индекс валовой продукции из произведения индекса изменения валовой продукции за счет изменения количества рабочих и индекса изменения валовой продукции за счет изменения годовой выработки  Iвп = I(кр х Iгв.Iкр = КР ф. х ГВ план) : (КР пл. х ГВ план) - 1,2. Iгв = (Крф. х ГВ ф.) : (Крф. х ГВплан) - 1,25.

Способ абсолютных разниц.   

При его использовании  влияния факторов рассчитывается путем  уменьшения абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую или плановую величину факторов, которые находятся  справа от него и на фактическую  величину факторов. которые находятся  слева от него моделей.

∆ВПкр = (КРф - КРплан) х Дпл. х Ппл. х СВпл. = 32000000 
 
∆ВПд = КРф. х (Дф. - Дпл.) х Ппл. х СВпл. = 4608000 
 
∆ВПп. = КРф. х Дф. х (Пф. - Ппл.) х СВпл. = -9830400 
 
∆ВПф. = КРф. х Дф. х Пф. х (СВф. - СВпл.) = 53222777,12 
 
∑ = ∆ВПкр. + ∆ВПд. + ∆ВПп. + ∆ВПф. = 79,999877

Способ относительной  разницы: 
   В начале необходимо рассчитать  относительное отклонение факторных показателей (тема прироста). 
   Для расчета влияния первого фактора необходимо базисную или плановую величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора в % и разделить на 100. 
   Чтобы рассчитать влияние второго фактора необходимо к плановой величине результативного показателя, добавить его изменение за счет первичного фактора, эту сумму умножить на относительный прирост второго фактора и разделить на 100. и т.д.

∆ВПкр = (ВПплан х  ∆КР%) : 100 = 32 000

∆ВПд = [(ВПплан + ∆ВПкр) х ∆Д%] : 100 = [(160 000 + 32 000) х 2,4 ] : 100 = 4608

∆ВПп = [(ВПплан + ∆ВПкр. + ∆ВПд) х П%] : 100 = -9830,400

∆ВПсв = [(ВПплан + ∆ВПкр. + ∆ВПд. + ВПп.) х ∆СВ%]

∑ = ∆ВПкр + ∆ВПд + ∆ВПп + ∆ВПф = 79,994

Информационное  обеспечение анализа и оформление его результатов. 
Источники данных для АХД 
Документальное оформление результатов анализа.   

Состав, содержание и качество информации, которые привлекаются к  анализу, имеет справедливую роль в  обеспечении деятельности АХД. 
   Все источники данных для АХД делятся на: плановые. учетные и внеучетные. 
Плановые источники - все типы планов, нормативные материалы. сметы, проектные задания и т.д. 
   Учетные источники - данные БУ. статистического учета и оперативного, а также данные отчетности, первичная документация. 
   Внеучетные источники - разного рода документы. регулирующие хозяйственную деятельность. К ним относятся  официальные документы. указы, акты ревизий, хозяйственно-правовые документы. договора, решение суда, решение собрания коллектива, материалы передового опыта, техническая, технологическая документация, материалы специальных исследований, устная информация. 
   Требование к информации: аналитичность, объективность, единство - сопоставимый вид, оперативность - своевременность, рациональность. 
   Подготовка и аналитическая обработка: 
- осуществляется  проверка доброкачественности информации (полнота, правильность); 
- проверка по существу (соответствие действительности); 
- сопоставимость показателей, упрощение информации, непосредственный анализ.

Документальное  оформление результатов анализа.   

Как правила результаты анализа  оформляются в виде объяснительной записи, справки или заключения. Наиболее полно оформляется результат  анализа в  объяснительной записке. Содержит общие вопросы - экономический уровень развития предприятия, условия хозяйствования (экономический паспорт предприятия). Аналитическая связь - результаты выполнения плана, динамика показателей, влияние факторов. величина резервов и т.д. Она должна быть обоснованной и конкретной по стилю. Делаются выводы о результате деятельности предприятия. Особое внимание необходимо уделить предложению - они должны быть обоснованны и направлены на улучшение. Справки и заключения могут быть более конкретными, акцентированными на отражение недостатков или достижений, выявлении резервов и т.д. Безтекстовая - разные таблицы и отсутствие объяснительного текста.

Анализ производства и реализация продукции.

1. Анализ выполнения плана  по объему и ассортименту продукции. 
2. Анализ вычисления плана по структуре и качеству производственной продукции. 
3. анализ ритмичности производства. 
4. Анализ отгрузки и реализации продукции.    

Анализ обычно начинается с выпуска продукции или оказания услуг. Основные задачи:  
- оценка степени выполнения план, динамики производства и реализации продукции; 
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; 
- выявление внутрихозяйственного резервоувеличения выпуска и реализации продукции; 
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.   

Объем производства продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и и стоимостных  показателях. Основные показатели производства: валовая и товарная продукция. Валовая  продукция - стоимость всей  произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Обычно выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. 
   Источники информации: планы социально-экономического развития, формы отчета предприятия по продукции, отчеты о экспорте продукции, ведомость № 16  - движение готовых движений их отгрузка и реализация, журнал - ордер № 11 - синтетический учет, анализ объема производства и т.д. Обычно начинается см анализа выполнения плана. Для этого используем абсолютные и относительные величины. Относительная величина планового задания и выполнения плана. 
   Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики, т.е. базисные и ценные темпы роста и прироста. а так же средне-годовые темпы роста и прироста.

Анализ выполнения плана по выпуску продукции предприятием за 2001г.

Изделия

Объемы производства

отклонение плана от предыдущего  года

Отклонение фактического выпуска текущего года

Прошлый год

Отчетный

Р

%

от плана

от текущего года

План

Фактически

Р

%

Р

%

А

30500

28800

25200

-1700

-5,574

-3600

-12,5

-5300

-17,377

В

30200

33600

33264

3400

11,258

-336

-1

3064

10,146

С

18600

19200

22176

+600

3,226

2976

-15,5

3576

19,226

Итого:

79300

81600

80640

2300

29,004

-960

-1,1

1340

1,690


 

   В отчетном году запланировано увеличение на 2,9 % (2300р.). В фактическом составило  повышение 1,69 % (1340р.). по отношению к  прошлому году. По отношению плана  текущего: снизился на 1,1 % (960). При этом: А - снизился на 12,5 %, В на 1 %; С- перевыполнен на 15,5 %.

Лекция  № 5 от 12.08.2002.

Анализ производства и реализации продукции 
Анализ структуры производственной продукции.

1. Анализ выполнения плана  по объему и ассортименту продукции. 
2. Анализ выполнения плана по структуре и качеству произведенной продукции. 
3. Анализ ритмичности производства. 
4. Анализ отгрузки и реализации продукции.

Основные задачи анализа выпуска продукции.

1. Оценка степени выполнения  плана и динамики производства  и реализации продукции. 
2. Определения влияния факторов на изменение величины этих показателей. 
3. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции. 
4. Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Объем производства продукции может выражаться: в натуральных, условно-натуральных, стоимостных показателей.

Основные показатели обьема производства.   

Валовая и товарная продукция. Валовая - это собственность всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция - отличается от валовой тем, что в нее не включают незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. В качестве источника информации используются бухгалтерские документы и др. Анализ √ производства начинается с анализа выполнения плана. Для анализа выполнения плана используют относительные и абсолютные величины. 
   Относительные в6еличины, это которые используются при анализе: относительная величина планового задания - это отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 лет, предшествующих лет.. Относительная величина выполнения плана - это отношение фактического уровня показателя к плановому. 
      Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины6 динамики (темпы роста и прироста, базисные и ценные).

Таблица анализа  выполнения плана по выпуску продукции (товарной или валовой) предприятия  х за какой-то год.

Изделие

Объем производства продукции (млн.р.) план

Отклонение плана  выпуска от прошлого года

Отклонение фактического выпуска продукции

Прошлый год

Отчетный год

От плана

От прошлого года

План

Фактический

ДЕ

%

Р

%

Р

%

Ф

30500

28800

25200

-1700

-5,57

-3600

-12,5

-5300

-17,4

В

30200

33600

33264

3400

11,26

-336

-1

3064

10,1

С

18600

19200

22176

600

3,23

2,976

15,5

3576

19,2

Итог:

79300

81600

80640

2300

8,92

-960

-1,1

1340

1,7


А = (-1700 : 30500) х 100% = -5,57%, (28800 - 30500 = -1700).

В = (3400 : 30200) х 100% = 11,26%, (33600 - 30200 = 3400).

С = [(19200- 18600) : 18600] ^ 100% = 3,23%. гр.5,5.

гр. 7,8  {(факт - план): план] х 100% = [(25200 - 28800) : 28800] : 100% = -12,5.

гр. 9,10 [(факт - прошл.) : прошл : 100% = [(25200 - 30500) : 30500] : 100%.   

Вывод: в отчетном году было запланировано выпустить продукцию  на 2,9% больше по сравнению с достигнутым  уровнем прошлого года, что составляет 2300 ДЕ. При этом  запланировано выпустить изделий А на 5,5% меньше выпуска прошлого года или на 1700 ДЕ меньше по изделию В. Запланировали выпустить больше на 11,26% или на 3400ДЕ больше. По изделию С план выполнен на 3,23 или на 600ДЕ. 
Анализ выполнения плана. В текущем году фактически выпустили.

Лекция  № 6 от 13.08.2002.

Анализ качества производственной продукции.   

Качество продукции это  понятие. которое характеризует  параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделий, уровень стандартизации и  унификации, долговечность и надежность и т.д. 
   Различают: обобщение, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели - характеризуют качество всей производимой продукции независимо от  ее вида и назначения. К ним относятся:  
1. Удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска. 
2. Отечественная и не отечественная - удельный вес. 
3. Удельный вес продукции высшей категории качества. 
4. Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам. 
5. Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны..

Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции: 
1. Показатели полезности. 
2. ненадежность. 
3. Технологичность - характеризует эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.д.). 
4. Энергетичность изделий.

Косвенные показатели:  
1. Штрафы за некачественную продукцию. 
2. Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака и т.д.

Первая задача анализа  качества продукции: изменить  динамику перечисленных показателей, выполнения плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции  используются различные методы: 
1. Бальный метод - состоит в определении средне-взвешенного бала качества продукции, затем сравнивается фактический и плановый его уровень. Тем самым находится процент выполнения плана по  качеству. 
2. Для продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается доля каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности и средне-взвешенная цена изделия сопоставимых цен: а)- при оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества, сравнивают с данными прошлых лет; б)- средний коэффициент можно определить двумя способами: во-первых отношением количества первого сорта к общему количеству, - отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта

Информация о работе Теория анализа хозяйственной деятельности. Научные основы хозяйственной деятельности