Специальное направление экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Основной целью экономического анализа является подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных и стратегических целей предприятия.

Файлы: 1 файл

Маркетинговый и инвестиционный анализы.docx

— 104.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Индивидуальное задание №1.

Специальное направление экономического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Панферова М.Н.

ДЛФ-302

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В основе типологии анализа, прежде всего, лежат его цели, которые  определяются уровнем анализируемых  объектов, особенностью изучаемых явлений  и процессов, направленностью анализа.

Основной целью экономического анализа является подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования  текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных  и стратегических целей предприятия. 
Реализация данной цели экономического анализа предполагает оценку сложившейся ситуации, диагностику и прогнозирование ее развития и поиск путей достижения желаемых результатов наиболее эффективными способами. В соответствии с этим выделяют три функции анализа: оценочную, диагностическую и поисковую. 
Оценочная функция экономического анализа состоит в определении соответствия состояния экономики предприятия ее целевым параметрам и потенциальным возможностям, диагностическая – в исследовании причин отклонений от целевых параметров и прогнозировании дальнейшего развития ситуации, а поисковая – в выявлении потенциальных возможностей достижения поставленных целей. 
Исходя из целей и основных функций анализа формируются и его задачи: 
1) изучение состояния и тенденций экономического развития предприятия за прошлые периоды; 
2) прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе; 
3) научное обоснование текущих и перспективных планов (целевой программы предприятия); 
4) контроль за выполнением планов и управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы; 
5) изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной 
деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные пути повышения его эффективности; 
6) поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений 
науки и практики; 
7) оценка результатов деятельности предприятия по достижению поставленных целей – выполнению планов, уровню результативности и эффективности бизнеса, использованию имеющихся возможностей, положению на рынке товаров и услуг; 
8) оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;

9) обоснование мероприятий  по устранению выявленных недостатков  и освоению резервов повышения  эффектив- 
ности функционирования предприятия с целью повышения его конкурентных преимуществ.

Аналитическое исследование, его результаты и их использование  в управлении производством должны соответствовать определенным методологическим принципам. Кратко остановимся на важнейших  из них.

1. Анализ должен носить  научный характер, т.е. базироваться  на положениях диалектической  теории познания, учитывать требования  экономических законов развития  производства, использовать достижения  НТП и передового опыта, новейшие  методы экономических исследований.

2. Анализ должен быть  комплексным. Комплексность исследования  требует охвата всех звеньев  и всех сторон деятельности  и всестороннего изучения причинных  зависимостей в экономике предприятия.

3.Одним из требований  к анализу является обеспечение  системного подхода, когда каждый  изучаемый объект рассматривается  как сложная динамическая система,  состоящая из ряда элементов,  определенным способом связанных  между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно  осуществляться с учетом всех  внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности  его отдельных элементов.

4. Анализ должен быть  объективным, конкретным, точным. Он  должен базироваться на достоверной,  проверенной информации, реально  отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться  точными аналитическими расчетами.  Из этого требования вытекает  необходимость постоянного совершенствования  организации учета, внутреннего  и внешнего аудита, а также  методики анализа с целью повышения  точности и достоверности его  расчетов.

5. Анализ должен быть  действенным, активно воздействовать  на ход производства и его  результаты. руководство предприятия должно быть своевременно информировано о выявленных недостатках, просчетах и упущениях в работе. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

6. Анализ должен проводиться  по плану, систематически, а не  от случая к случаю. Из этого  требования вытекает необходимость  планирования аналитической работы  на предприятиях, распределения  обязанностей по ее выполнению  между исполнителями и контроля за ее проведением.

7.Анализ должен быть  оперативным. Оперативность означает  умение быстро и четко проводить  анализ, принимать управленческие  решения и претворять их в  жизнь.

8. Один из принципов  анализа - его демократизм, предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

9.Анализ должен базироваться  на государственном подходе при  оценке экономических явлений,  процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные  проявления экономической жизни,  нужно учитывать их соответствие  государственной экономической,  социальной, экологической, международной  политике и законодательству.

10. Анализ должен быть  эффективным, т.е. затраты на  его проведение должны давать  многократный эффект.

В зависимости от уровня анализируемого объекта выделяют макроэкономический анализ, который охватывает народное хозяйство или носит межстрановой характер, и микроэкономический анализ деятельности конкретного субъекта хозяйствования — предприятия или объединения предприятий (холдинга, финансово-промышленной группы и т.п.). 
Особое место занимает анализ отдельных отраслей народного хозяйства или их блоков, направленных на производство взаимозаменяемых продуктов (например, отрасли топливно-энергетического комплекса, отрасли пищевой промышленности и т.п.) 
Самостоятельное значение для ряда экономических явлений и процессов имеет региональный анализ. Например, если необходимо проанализировать использование трудовых ресурсов или обеспеченность трудовыми ресурсами созданного или развивающегося комплекса производства, то анализ целесообразно вести в привязке к конкретной территории. Та же ситуация возникает, если речь идет об анализе водных ресурсов, земельных угодий и т.п. 
При проведении программно-целевого анализа часто необходимо использовать различные материалы по группе отраслей и регионов. Так, если анализируется уровень жизни, оценивается социальная обеспеченность населения, приходится интегрировать данные о развитии реальных отраслей (здравоохранение, просвещение, культура и т.п.), данные о разных доходах населения, оценке потребительской корзины, социальных льготах и т.п. 
Развитие рыночной экономики рождает потребность по аналогии с бухгалтерским учетом в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. 
Внутренний управленческий анализ базируется на данных управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия необходимой информацией. Внешний финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, проводится самостоятельными субъектами экономического анализа для подтверждения устойчивости своего финансового состояния. 
Финансовый анализ становится объектом работы аудиторов, которые выражают свое мнение независимого эксперта о достоверности отчетности субъектов хозяйствования, соответствии ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и финансовом состоянии предприятия, т.е. возможности реализации непрерывности деятельности и выполнения обязательств перед партнерами. 
Рассматривая экономический анализ как основной метод обоснования управленческих решений, его типологию рационально строить, ориентируясь на функции управления. Причем общие функции управления (целеполагание, программирование, координация, регулирование, оценка и стимулирование) определяют основные методики анализа, а специальные функции управления (техническая, экономическая, производственная) — направления анализа. 
В зависимости от масштабов и сложности производства в субъектах хозяйствования функции управления могут детализироваться, а вместе с этим процессом появляется необходимость соответствующей детализации видов анализа. 
В этой связи следует отметить, что в любой функции управления учет, контроль и анализ являются основной формой обратной связи, дающей возможность оценить реальную эффективность управляющего воздействия.Так же существуют маркетинговый и инвестиционный анализы, которые будут рассмотрены более подробно ниже.

 

 

 

Маркетинговый анализ.

 Анализ это процесс  получения выводов из собранной  и надлежащим образом сгруппированной  и обработанной информации, т.е результат маркетингового исследования.

Маркетинговый анализ призван  выявить и охарактеризовать состояние  и тенденции развития рынка, оценить  приемлемый уровень риска маркетинговой  деятельности, создать научную основу для реализации управленческих решений, создать основу регулирования рыночных процессов. Маркетинговый анализ создает  предпосылки разработки стратегии  фирмы, выявляет взаимосвязи фирмы с окружающей средой в частности дает оценку реакции рынка на маркетинговые мероприятия фирмы.

Существует две ветви  анализа в маркетинге: стратегический анализ и оперативный анализ. Предметом  маркетингового анализа является исследование рыночных процессов и явлений. Объектом маркетингового анализа являются: отдельное  предприятие или совокупность предприятий, отрасль в целом, а также отдельные  индивидуумы и их совокупность, отдельные  домохозяйства/семьи и их совокупность.

Анализ внешней среды  представляет собой оценку состояния  и перспектив развития важнейших, с  точки зрения организации, субъектов  и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может  оказывать непосредственное влияние.

Существует большое количество методов анализа внутренней и  внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

SWOT-анализ -- это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

- Сильные стороны (Strengths) -- преимущества организации;

- Слабости (Weaknesses) -- недостатки организации;

- Возможности (Opportunities) --преимущества организации на рынке;

- Угрозы (Threats).

SNW - анализ - это усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральная сторона),

Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - анализ так  же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной  стороны является, то что «зачастую  для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным  состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих  конкурентов по всем кроме одной  ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». Для составления SNW - анализа необходимо заполнить таблицу.

Таблица 1.1 SNW – анализ

 

Наименование стратегической позиции

 
   
     
       
       
       
       
       
       
       

Качественная оценка позиции

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации

 

Бизнес - стратегии

 

Оргструктура

 

Финансы

 

Продукт как конкурентоспособность

 

Структура затрат

 

PEST - анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST - Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Таблица 1.2 PEST - Анализ

 

Политика

Экономика

1

1

2

2

Социум

Технология

1

1

2

2


   
     
     
     
     
     
     

Профиль среды удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка. 

Анализ внутренней и внешней  среды ООО «Строительная Компания»

Для выделения объекта ООО «Строительная Компания» из окружающей среды воспользуемся моделью «черного ящика».

С позиций системного анализа  предприятие вовлечено в три  процесса:

· получение ресурсов из внешней  среды (вход);

· превращение ресурсов в  продукт (производственный процесс);

· передача продукта во внешнюю  среду (выход);

Рассмотрим каждый из процессов  применительно к выбранному объекту.

К материальным ресурсам, используемым на предприятии, являются:

- строительные материалы;

- спецтехника и строительное  оборудование.

Трудовые ресурсы - работники, соответствующей квалификации (каменщики, подсобные рабочие, мастера, прорабы).

Необходимым ресурсом для  успешной работы предприятия на современном  рынке является информация. Сведения о конкурентах, новых технологиях, разработанных в сфере строительства, об изменяющемся предложении материалов и так далее должны регулярно  поступать в соответствующие  отделы.

Информация о работе Специальное направление экономического анализа