Ситуационный анализ в управлении: роль и методика проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическая разработка и анализ исследования систем управления с помощью ситуационного анализа, а так же практическое решение задач эффективности исследования системы управления деловой организацией в условиях риска и неопределенности методами теории принятия решений. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:
– обобщить особенности ситуационного подхода к исследованию систем управления;
– определить цели использования центрального инструмента этого подхода, т.е. ситуационного анализа, его методов и инструментария оценки текущего состояния фирмы, его прошлых успехов и неудач, прогнозов для дальнейшей деятельности;
– рассмотреть последовательность этапов проведения ситуационного анализа в организации; а также методы, которые используются в исследовании систем управления;
- практически освоить методы теории принятия решений в исследовании эффективности систем управления деловой организацией в условиях риска и неопределенности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………....4
1 Теоретические и методические основы ситуационного анализа в управлении…………………………………………………………………….……....7
1.1 Понятие, цель, и роль ситуационного анализа……………………………...7
1.2 Методика проведения ситуационного анализа……………………………...13
2 Ситуационный анализ на предприятии ООО «Томас» и разработка рекомендаций по улучшению деятельности организации на основе деятельности ситуационного анализа …………………………………………………………..…18
2.1 Краткая характеристика деятельности организации……………………......18
2.2 Проведение ситуационного анализа на предприятии ООО «Томас»…..…20
2.3 SWOT-анализ……………………………………………………………..…...21
2.4 Оценка позиции фирмы относительно конкурентов……………………....25
2.5 Прогноз развития фирмы…………………………………………………..…27
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………..…...31
Приложение……………………………………………………………………..……33

Файлы: 1 файл

Курсовая. Ситуационный Анализ в управлении.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Клиентами предприятия  являются Министерство культуры РФ, Администрация  Ростовской области, пансионат «Луч», а также частные лица. Проблемами для фирмы здесь является низкая осведомленность потребителей о  фирме. Для органов власти фирма является не очень привлекательной, так как себестоимость оказываемых ею услуг выше, чем у конкурентов. Фирма «Злата-2» выигрывает тендерные торги, объявляемые государственными учреждениями на осуществление крупных проектов реставрации памятников культуры только при условии назначения ею цены ниже, чем у конкурентов. Но для фирмы это означает работу практически без прибыли или даже в убыток. Кроме того, оплата за оказанные фирмой услуги поступает не в срок.

У фирмы практически  отсутствуют постоянные поставщики. Хозяйственные связи с поставщиками не налажены, вследствие чего фирма сталкивается с периодическими задержками поставок сырья и поставок материалов ненадлежащего качества, что существенно увеличивает издержки фирмы. Единственным критерием оценки поставщиков сырья является цена, в то время когда следовало бы использовать также такие параметры как надежность поставщика, качество поставляемой продукции и продолжительность выполнения заказа.

 

2.3 SWOT-анализ

 

Проведение SWOT-анализа. . Оценка основных блоков стратегии - сильных сторон ее деятельности; слабые стороны важны, так как они представляют источник повышенного внимания и требуют корректирующих действий. Внешние благоприятные возможности и угрозы следует учитывать, так как хорошая стратегия должна способствовать накоплению положительных возможностей и защите от возможных угроз.

Сильные стороны:

1.Опыт, навыки, умение работы в данной отрасли.  К настоящему времени в ООО  «Злата-2» накоплен богатый опыт  проведения СМР, капитального  ремонта и реконструкции объектов, подобран высококвалифицированный состав специалистов, знающих свое дело, что и позволяет фирме выполнять работы точно в сроки согласованные заказчиком.

2. Высокое качество  СМР, зависит от качества используемых  материалов и используемой технической базы.

3. Стандартизация  и сертификация материалов. Работы  выполняются в соответствии с  проектно-сметной документацией.  Качество работ соответствует  требованиям СНиПов, ТУ и государственных  стандартов.

4. Фирма использует  современные материалы и технологии при выполнении работ.

Слабые  стороны:

1. Финансовая  неустойчивость.

Финансовый  анализ показал наличие высокой  степени зависимости организации  от внешних источников финансирования и, как следствие, финансовую неустойчивость. На предприятии наблюдается недостаток собственных оборотных средств.

2. Высокая себестоимость  продукции связана с высокими  затратами на ее производство. В структуре издержек высока  доля транспортных и накладных  расходов.

3. Низкая рентабельность  производства.

Рост затрат фирмы превышает темпы роста прибыли.

4. Отсутствие  некоторых услуг, предлагаемых  фирмами-конкурентами.

Фирмы конкуренты оказывают потребителям следующие  услуги: профессиональный дизайн интерьеров, в том числе «под ключ», ландшафтный  дизайн, консультации архитекторов, согласование перепланировки жилья специалистом фирмы.

5. Низкая осведомленность  потребителей о фирме.

Фирма теряет своих  потенциальных клиентов из-за того, что они не знают о ее существовании.

6. Отсутствие имиджа фирмы сказывается на привлекательности ее для потребителей.

Возможности:

1. Политика реставрации памятников культуры, проводимая государством может привести к увеличению объема заказов на фирме.

2. Неактивное продвижение фирмами-конкурентами своих услуг.

Конкуренты  фирмы не имеют четко определенной маркетинговой стратегии.

3. Повысились барьеры входа на рынок. Для того чтобы получить лицензию на осуществление строительно-монтажных, ремонтных и реставрационных работ в настоящее время фирма должна иметь функционирующую систему обеспечения качества СМР.

Угрозы:

1. Рост числа конкурентов. Строительная отрасль является привлекательной, поэтому число конкурентов фирмы постоянно увеличивается.

2. Низкий уровень  заработной платы населения оказывает  влияние на спрос на услуги  фирмы. 

3. Задержка оплаты услуг, оказанных предприятием.

Матрица SWOT состоит  из четырех квадратов, каждый из которых  имеет свое значение и название:

 

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Благодаря опыту  работы, высокому качеству СМР, стандартизации и сертификации материалов, применению современных технологий, используя низкую активность конкурентов и появление барьеров для входа в отрасль, фирма может увеличить свою долю на рынке.

Благодаря опыту  работы, высокому качеству СМР, стандартизации и сертификации материалов, применению современных технологий фирма способна преодолеть угрозу роста конкурентов.

Слабые стороны

Разработав  эффективную маркетинговую стратегию, включающую создание имиджа организации, повышение осведомленности потенциальных  потребителей о фирме и расширение номенклатуры оказываемых услуг, фирма может захватить значительную долю рынка.

В условиях роста  конкуренции такие слабые стороны  фирмы как финансовая неустойчивость, высокая себестоимость продукции  и низкая рентабельность производства могут стать серьезными препятствиями для расширения ее доли на рынке


Табл. 2. Матрица SWOT-анализа

 

Первое поле показывает, может ли фирма использовать благоприятную ситуацию на рынке  для своего развития.

Благодаря имеющемуся опыту работы в данной отрасли, высокому качеству СМР, стандартизации и сертификации материалов, применению современных технологий фирма может создать конкурентные преимущества, а, воспользовавшись низкой активностью конкурентов и барьерами, ограничивающими вход в отрасль, попытаться расширить свою долю на рынке. Также сильные стороны организации позволяют ей участвовать в тендерных торгах на реставрацию памятников культуры.

Второе поле показывает, есть ли у фирмы возможность  приспосабливаться к рыночным условиям или как она может, используя  свои сильные стороны, противостоять угрозам внешней среды.

Сильные стороны, которые имеются у организации, позволяет ей быть конкурентоспособной  на рынке.

Третий квадрат  носит название «Что изменить?» и  показывает можно ли, используя возможности  среды, компенсировать свои слабые стороны.

Неактивное  продвижение конкурентами своих  услуг позволяет фирме с помощью  разработки эффективной маркетинговой  стратегии, включающей создание имиджа организации, повышения осведомленности  потенциальных потребителей о фирме  и расширения номенклатуры оказываемых услуг захватить значительную долю рынка.

Четвертый квадрат  представляет собой список стратегических угроз и отвечает на вопрос что  мешает предприятию развиваться  и достигать целей, выявленных в  квадрате.

В условиях роста  конкуренции такие слабые стороны фирмы как финансовая неустойчивость, высокая себестоимость продукции и низкая рентабельность производства могут стать серьезными препятствиями для расширения ее доли на рынке.

В приложении представлен  полный SWOT–анализ фирмы «Злата-2».

 

2.4 Оценка позиции фирмы относительно конкурентов

 

Стратегия должна поддерживать стоимостный фактор на уровне соперников, чтобы обеспечить способность компании конкурировать.

Основными конкурентами фирмы ООО «Томас» являются предприятия, специализирующиеся в основном на строительстве объектов, но также оказывающие ремонтно-реставрационные услуги. Это: строительная компания ЗАО «Стройсервис», ООО «Единство»; ОАО «Строитель», ООО «Комплекс-строй». Их сильными сторонами являются: наличие достаточных производственных мощностей, налаженные хозяйственные связи с поставщиками, авторитет в правительственных кругах и в глазах заказчиков.

Также конкуренцию  фирме ООО «Томас» составляют фирмы, занимающиеся оказанием ремонтных  услуг частным лицам. Это компания «Южстрой», строительное бюро «Альмира». Их конкурентным преимуществом перед фирмой «Томас» является наличие широкой номенклатуры услуг, которые являются привлекательными для частных лиц.

Необходимо  учитывать конкуренцию частных  лиц, предлагающих услуги по ремонту квартир, офисов, коттеджей, осуществляющие сантехнические и электромонтажные работы. Их отличительной особенностью по сравнению с фирмой «Томас» является низкая цена, однако качество оказываемых услуг значительно хуже. Кроме того, частные лица редко предоставляют гарантию на оказываемые услуги, и у них отсутствует система контроля качества используемых материалов.

Известно, что  некоторые фирмы-конкуренты планируют:

- внедрить логистическую  систему управления;

- провести маркетинговые  исследования, включая сбор информации по конкурентам, потребителям и поставщикам, имеющимся на рынке;

- повысить осведомленность  потребителей об услугах оказываемых  фирмой, путем проведения рекламной  кампании;

- участвовать  в тендерных торгах на осуществление  престижных проектов;

- расширить  свою материально-техническую и  ресурсную базу, обновить основные  фонды;

- расширение  номенклатуры оказываемых услуг.

 

Факторы конкурентоспособности

ООО ТОМАС

Конкуренты

Стройсервис

Единство

Строитель

Комплекс

Строй

Южстрой

Альмира

Имидж фирмы

2

5

5

4

4

3

2

Ассортимент услуг

3

5

4

4

3

1

2

Цена

2

4

4

5

3

3

2

Качество услуг

4

5

4

3

2

1

2

Опыт работы в отрасли

2

4

5

3

2

3

1

Реклама

2

5

3

2

4

3

2

Налаженные  связи

1

4

4

3

5

1

2

Всего баллов

16

32

29

19

23

15

13


Табл. 3 Лист оценки конкурентоспособности предприятия

 

Оценка  конкурентной позиции компании и  ее конкурентной силы. Этот этап показывает, как расположена компания относительно соперников по главным показателям конкурентного успеха. Анализ конкурентной силы показывает, где компания сильна, а где слаба.

Результаты  оценки положения в конкурентной среде фирмы ООО «Томас» показали, что эта фирма имеет серьезных  конкурентов, которые уже заслужили  авторитет и сильные позиции  и как со связями с поставщиками и с потребителями. ООО «Томас» имеет недостаточную популярность в окружающей среде, из-за этого, хотя и качество услуг отличное, спрос на оказание услуг реставрации очень мал. Из-за постоянных сбоев в связях с поставщиками фирма терпит некоторую финансовую затрудненность, поэтому приходится повышать цены на оказываемые услуги, а также нет возможностей расширить ассортимент услуг, иначе фирма в скором будущем потерпит банкротство.

 

2.5 Прогноз развития фирмы

 

Для успешного  функционирования фирмы в ближайшее  время большое значение будут иметь следующие факторы:

- предоставление  фирме долгосрочного кредита;

- уменьшение  доли рынка ремонтных услуг,  оказываемых частными лицами;

- рост благосостояния  потенциальных клиентов;

- увеличение  спроса населения на ремонтные  услуги;

- неактивное продвижение фирмами-конкурентами своих услуг.

Поэтому хотя фирма  ООО «Томас» и имеет проблемы (неустойчивое финансовое положение, сбои с поставщиками, высока стоимость  оказываемых услуг, низкая популярность и т.д.) , которые могут помешать фирме стать конкурентноспособной на рынке, все же у предприятия есть и сильные стороны (качество услуг, применение современных технологий),которые при условии разработки эффективной программы могут фирму вывести на более высокий уровень, расширить потребителей, и ,что в конечном итоге приведет к получению прибыли, как основной целью ООО «Томас»

Наиболее благоприятной  возможностью внешней среды является отсутствие активности фирм-конкурентов  в продвижении своих услуг  на рынке. Разработав рекламную кампанию, фирма может занять значительную долю рынка, повысить объем реализации своих услуг и тем самым улучшить свое финансовое положение.

Однако следует  учитывать и возможные ответные действия конкурентов. В настоящее  время фирма имеет очень мало сведений о существующих и потенциальных конкурентах. Предприятию следует уделять больше внимания исследованию рынка. Также необходимо создавать долгосрочные планы, чтобы эффективно планировать свою деятельность. А также для реализации задуманного необходимо, в связи с финансовыми проблемами, взять долгосрочныйкредит.

Информация о работе Ситуационный анализ в управлении: роль и методика проведения