Ситуационный анализ в управлении: роль и методика проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическая разработка и анализ исследования систем управления с помощью ситуационного анализа, а так же практическое решение задач эффективности исследования системы управления деловой организацией в условиях риска и неопределенности методами теории принятия решений. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:
– обобщить особенности ситуационного подхода к исследованию систем управления;
– определить цели использования центрального инструмента этого подхода, т.е. ситуационного анализа, его методов и инструментария оценки текущего состояния фирмы, его прошлых успехов и неудач, прогнозов для дальнейшей деятельности;
– рассмотреть последовательность этапов проведения ситуационного анализа в организации; а также методы, которые используются в исследовании систем управления;
- практически освоить методы теории принятия решений в исследовании эффективности систем управления деловой организацией в условиях риска и неопределенности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………....4
1 Теоретические и методические основы ситуационного анализа в управлении…………………………………………………………………….……....7
1.1 Понятие, цель, и роль ситуационного анализа……………………………...7
1.2 Методика проведения ситуационного анализа……………………………...13
2 Ситуационный анализ на предприятии ООО «Томас» и разработка рекомендаций по улучшению деятельности организации на основе деятельности ситуационного анализа …………………………………………………………..…18
2.1 Краткая характеристика деятельности организации……………………......18
2.2 Проведение ситуационного анализа на предприятии ООО «Томас»…..…20
2.3 SWOT-анализ……………………………………………………………..…...21
2.4 Оценка позиции фирмы относительно конкурентов……………………....25
2.5 Прогноз развития фирмы…………………………………………………..…27
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………..…...31
Приложение……………………………………………………………………..……33

Файлы: 1 файл

Курсовая. Ситуационный Анализ в управлении.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономический анализ».

 

на тему: «Ситуационный  анализ в управлении: роль и методика проведения»

 

 

 

Выполнил: Яковенко А.Н.

Группа: ФКД-41

Руководитель: Суховейко О.Б.

 

 

Работа защищена «___»_______________________20__г.

Оценка__________________________________________

Подпись научного руководителя_____________________

 

 

 

Новосибирск

2011

 

АННОТАЦИЯ

 

В данной курсовой работе на основе обобщения теории и практики формирования и анализа  финансовых результатов дана оценка запаса финансовой прочности и качества прибыли, предложенные пути повышения  прибыли и рентабельности для  коммерческих предприятий.

Работа изложена на 33 страницах и содержит 3 таблицы, 3 рисунка и 1 приложение.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………....4

1  Теоретические и методические основы ситуационного анализа в управлении…………………………………………………………………….……....7

1.1 Понятие, цель, и роль ситуационного анализа……………………………...7

1.2 Методика проведения ситуационного анализа……………………………...13

2 Ситуационный анализ на предприятии ООО «Томас» и разработка рекомендаций по улучшению деятельности организации на основе деятельности ситуационного анализа …………………………………………………………..…18

2.1 Краткая характеристика деятельности организации……………………......18

2.2 Проведение ситуационного анализа на предприятии ООО «Томас»…..…20

2.3 SWOT-анализ……………………………………………………………..…...21

2.4 Оценка позиции фирмы относительно конкурентов……………………....25

2.5 Прогноз развития фирмы…………………………………………………..…27

Заключение…………………………………………………………………………..29

Список используемой литературы……………………………………………..…...31

Приложение……………………………………………………………………..……33

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. В данной курсовой работе исследована тема «Ситуационный  анализ». В настоящее время в  мире происходят постоянные изменения  стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет  актуальный характер. В последнее десятилетие преобразования в России происходят на фоне общемировых процессов глобализации экономики и информатизации бизнеса. Кризисные явления этого периода, в отраслях и на отдельных предприятиях обусловлены не только национальными проблемами переходного периода, но и изменившимися мировыми экономическими условиями, адаптация к которым всего народного хозяйства и каждого хозяйствующего субъекта наиболее сложна. Трансформационные процессы требуют от предприятий освоения и внедрения современных методов управления. Обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития предприятия должно основываться на мобилизации всех его ресурсов и реальной оценке собственного потенциала. Для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является теоретическая разработка и анализ исследования систем управления с помощью ситуационного анализа, а так же практическое решение задач эффективности исследования системы управления деловой организацией в условиях риска и неопределенности методами теории принятия решений. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:

– обобщить особенности  ситуационного подхода к исследованию систем управления;

– определить цели использования центрального инструмента  этого подхода, т.е. ситуационного  анализа, его методов и инструментария оценки текущего состояния фирмы, его прошлых успехов и неудач, прогнозов для дальнейшей деятельности;

– рассмотреть  последовательность этапов проведения ситуационного анализа в организации; а также методы, которые используются в исследовании систем управления;

- практически  освоить методы теории принятия  решений в исследовании эффективности  систем управления деловой организацией  в условиях риска и неопределенности.

Объект и  предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает ООО «Томас», занимающаяся ремонтно-реставрационными работами. Предметом исследования является ситуационный анализ, научную основу которого составляет ситуационный подход к исследованию систем управления. Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении С одной стороны, он сегодня один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации. Сущность подхода заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией. Ситуационный анализ является одним из источников разработки прогнозов предприятия, бизнес-плана и других разделов перспективных планов. В международной практике принято проводить ситуационный анализ один-два раза в год не только в целях управления маркетинговой деятельностью, но и контроля за ней. Основным предметом ситуационного анализа является непосредственное окружение предприятия, система, в которой оно действует: это потребители, конкуренты, торговцы, посредники по сбыту, а также поставщики.

 

1 Теоретические и методические основы ситуационного анализа в управлении

 

1.1  Роль, цель, понятие и методы системного анализа

 

В настоящее  время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

В этих случаях  следует использовать ситуационный подход к исследованию СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.

Ситуационный  подход может использоваться в следующих  случаях.

1. Если сравнительно часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ и этапов изучения СУ, когда заранее вырабатываются стандартные исследовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ;

2. Когда возникают  ситуации, отличающиеся от типовых  и не имеющие стандартных готовых  исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:

- при отклонение  от типовой ситуации, вызванной  информационной неопределенностью  имеющейся информации, можно использовать  специально разрабатываемые советующие  компьютерные программы с нечеткой  логикой; выполнение таких "советов"  позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

- при полном  отклонении от типовой ситуации  и отсутствии информации для  принятия исследовательских выводов  следует использовать методы  ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компьютерных программ.

При использовании  ситуационного подхода объектами  исследования могут быть методы и  стиль управления, ОСУ, стратегия  развития организации, внутренняя и  внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и СУ в целом.

Ситуационный  подход к исследованию СУ развивается  вместе с наукой и техникой. В  настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками.

Ситуационный  подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных  в современной науке об управлении. С одной стороны, он сегодня один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации.

Ситуационный подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением объекта управления и его функционирования во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения. Этот подход позволяет принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения, а не исходя из традиционного принципа проб и ошибок. Возможность осуществления предварительного анализа ситуации и предвидения ее ожидаемых изменений делает ситуационный подход гораздо более эффективным и позволяет избежать порой значительных потерь ресурсов и времени.

В основу ситуационного  подхода положен ситуационный анализ. Ситуационный анализ — это комплексные  технологии подготовки, принятия и  реализации управленческого решения, в основе которых анализ отдельно взятой управленческой ситуации. Ситуационный анализ является в некотором смысле противоположностью стратегическому управлению: его технологии позволяют не ограничиваться принятием управленческих решений в конкретной управленческой ситуации, а, основываясь на более глубоком анализе ситуаций, установлении тенденций, закономерностей и факторов, определяющих их развитие, более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей организации.

В ситуационном анализе, так  же как в системном анализе  и в любой другой науке об управлении, разработаны универсальные технологии, методы, приемы, которые годятся  не только для одной отдельно взятой ситуации принятия решения, но и для  целого класса ситуаций. Более детально мы ознакомимся с ними в следующих разделах курсовой работы. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, мозгового штурма (атаки) (с аргументами за и против), с использованием кейсов (от англ. случай) деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения. Однако только специально проведенный анализ именно той ситуации, которая сложилась для объекта управления именно на момент принятия решения, позволяет профессиональному менеджеру выбрать ту или иную, подчас единственную, конкретную управленческую технологию, метод, прием, решение, приводящие к цели. При проведении ситуационного анализа используются специально разработанные технологии, базирующиеся в значительной степени на использовании современных методов поучения, анализа и обработки экспертной информации.

Центральную роль при ситуационном подходе играет определение ситуационных переменных. Они — ключ к пониманию ситуации, а значит, к принятию эффективных управленческих решений. Поэтому одной из основных проблем, решаемых ситуационным анализом, является установление факторов, определяющих развитие ситуации. Если мы захотим выделить все факторы, в той или иной степени влияющие на развитие ситуации, то это будет задачей, с одной стороны, нереальной, а с другой — лишенной смысла. Нереальной она будет потому, что на развитие ситуации влияние, может быть, незначительное, оказывает очень много факторов.

Задача установления всех факторов, влияющих на развитие ситуации, является лишенной смысла потому, что сколько-нибудь полный, доведенный до конечной логической точки анализ ситуации становится практически невозможным. Все связи и взаимодействия факторов проследить невозможно. Трудоемкость анализа резко возрастает. Качество получаемого результата в силу перечисленных выше причин не повышается, а снижается.

Поэтому одной из основных задач ситуационного анализа  является установление не всех, а именно основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказать не могут.

Сегодня известны и используются несколько технологий установления основных влияющих факторов в результате анализа той или иной конкретной ситуации, т.к.:

- "Мозговая атака" 

Информация о работе Ситуационный анализ в управлении: роль и методика проведения