Экономический анализ его роль в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Экономический анализ является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В условиях рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – экономическое, производственное, финансовое и др. Экономический анализ предполагает всестороннее изучение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования.

Содержание работы

Введение 3стр.
1. Экономический анализ его роль в системе управления. 4стр.
1.1 Понятие экономического анализа и направления его использования.
1.2 Роль экономического анализа в разработке и принятии управленческих решений. 6 стр.
2. Предмет, задачи, содержание и виды экономического анализа. 7стр.
2.1 Определение предмета (сущность) экономического анализа.
2.2 Задачи экономического анализа. 8стр.
2.3 Признаки классификации видов экономического анализа. 9стр.
2.4 Принципы экономического анализа. 12стр.
3. Экономический анализ деятельности кафе «Вечернее». 14стр.
3.1 Общая характеристика предприятия питания.
3.2 Анализ конкурентной среды. 17стр.
3.3 Анализ финансового состояния кафе «Вечернее». 19стр.
3.4 Выводы экономического анализа деятельности кафе «Вечернее». 25стр.
Заключение 26стр.
Список литературы 27стр.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word_0 - копия_0.docx

— 65.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                    3стр.                                                                                                                   

1. Экономический анализ  его роль в системе управления.                        4стр.   

1.1  Понятие экономического  анализа и направления его  использования.

1.2 Роль экономического  анализа в разработке и принятии  управленческих решений.                                                                                                   6стр.                                                                                                                                         

2. Предмет, задачи, содержание  и виды экономического анализа.            7стр.

2.1  Определение предмета (сущность) экономического анализа.

2.2 Задачи экономического  анализа.                                                         8стр.     

2.3 Признаки классификации  видов экономического анализа.                 9стр. 

2.4 Принципы экономического  анализа.                                                  12стр.     

3. Экономический анализ деятельности кафе «Вечернее».                       14стр.

3.1 Общая характеристика  предприятия питания.

3.2 Анализ конкурентной  среды.                                                                  17стр.

3.3 Анализ финансового  состояния кафе «Вечернее».                              19стр.

3.4 Выводы экономического  анализа деятельности кафе «Вечернее».    25стр.

Заключение                                                                                           26стр.

Список литературы                                                                                        27стр.                                         

 

 

 

 

Введение

Знание методов и владение приемами экономического анализа в со-временных условиях рыночной экономики приобретают особую актуаль-ность, особенно для организаций, которые, осуществляя предприниматель-скую деятельность, стремятся при ограниченности используемых ресурсов максимизировать получение прибыли. Поэтому перед субъектами хозяйствования стоит проблема поиска и реализации альтернативных решений, неважно, касается ли это проблем выпуска новых товаров на рынок, способов их производства, приобретения средств и предметов труда и т.д. При принятии решения происходит сравнительная оценка конкурирующих, альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации. Без экономического анализа это невозможно осуществить. Особенно возрастают роль и значение экономического анализа как важнейшей функции управления организацией на стадии реализации принятого решения. С помощью приемов и методов экономического анализа субъекты хозяйствования осуществляют контроль и регулирование процесса реализации принятого решения.  Сравнивая фактические результаты с плановыми,  выявляя отклонения,  анализируя причины,  вызвавшие их,  руководство предприятия может корректировать возникшие отклонения и приводить фактические результаты в соответствие с запланированными.  Если выявляются потенциальные проблемы,  данные,  полученные с помощью экономического анализа, используются также для пересмотра целей и долгосрочных планов организации.  Результаты экономического анализа дают возможность принять меры, направленные на изменение целей и обязательств,  чтобы избежать в будущем возникновения потерь и снижения эффективности работы.

 

 

1. Экономический анализ  его роль в системе управления.

1.1 Понятие экономического  анализа и направления его  использования.

Экономический анализ,  как одна из разновидностей анализа вообще,  представляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, имеющих целью получение заключений,  выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого объекта. Экономический анализ –  наука прикладная.  Опираясь на теоретические познания,  она обеспечивает практическую полезность,  повышает результативность практической деятельности человека. При этом необходимо отличать общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне  (на уровне общественно-экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей),  и экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. на микроуровне (на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подраз-делений). Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа в первую очередь на макроуровне, поскольку вышеназванные низовые звенья  (при любой форме собственности)  составляют основу рыночной экономики.  Анализ на макроуровне наполняется совершенно конкретной направленностью,  связанной с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий,  их коллективов,  менеджеров,  владельцев-собственников:  анализ обоснования и выполнения бизнес-планов;  сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени;  анализ возможностей производства и сбыта,  выяснение внутренних и общеэкономических ситуаций,  влияющих на производство и сбыт;  анализ деловых сценариев и их реального осуществления;  анализ соотношения спроса и предложения; анализ конкретных поставщиков сырья и комплектующих изделий;  анализ конкретных потребителей и оценки последними качества выпускаемых товаров;  анализ наполняемости кредитного  "портфеля" фирмы; анализ затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией; анализ конечных финансовых результатов производственной,  сбытовой,  маркетинговой деятельности;  анализ коммерческого риска с оказываемым на него влиянием политических,  демографических, экологических, структурно-организационных и других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль экономического  анализа в разработке и принятии  управленческих решений.

Являясь важным элементом в системе управления,  экономический анализ занимает в ней вполне определенное место между сбором и обработкой информации об исследуемом объекте и принятием управленческого решения.  Экономический анализ играет исключительно важную роль в разработке и принятии управленческих решений,  обеспечивая глубокое и всестороннее исследование информации,  подготовку вариантов управленческих решений и выбор оптимального из них. Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой, изображенной на рис. 1. В условиях неопределенности и непредсказуемости тенденций развития рынка умение использовать анализ для принятия наиболее рациональных управленческих решений является необходимой предпосылкой успешной работы хозяйствующих субъектов.

 

2. Предмет, задачи, содержание  и виды экономического анализа.

2.1  Определение предмета (сущность) экономического анализа.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Определение предмета имеет принципиальное значение для обоснования самостоятельности и обособленности той или иной отрасли знаний. Нужно отметить,  что определение предмета любой науки –  весьма сложная задача,  в том числе и в экономическом анализе. Несмотря на то, что этот вопрос разрабатывается уже несколько десятилетий,  окончательная точка в определении предмета экономического анализа еще не поставлена.  Различными авторами предлагаются разные определения предмета. Но большинство авторов и хозяйственная практика признали, что именно хозяйственная деятельность является предметом анализа,  и предлагали разные формулировки этого определения, чтобы уточнить его содержание и границы. Учитывая коренные принципиальные изменения общественных отношений,  вызванные переходом от централизованного планирования и управления деятельностью хозяйствующих субъектов к их самостоятельному функционированию в условиях рынка, а также распространению рыночных отношений на объекты,  ранее работавшие исключительно за счет бюджетного финансирования, целесообразно использовать следующее определение предмета анализа как самостоятельной области экономической науки. Предметом экономического анализа является деятельность конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов, изучаемая комплексно с целью объективной оценки ее эффективности и выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего субъекта.  Для достижения этой цели необходимо привлекать и обобщать все внутренние и внешние источники информации,  в первую очередь данные бухгалтерского учета и отчетности.

2.2 Задачи экономического  анализа.

Экономическая деятельность в условиях рыночной экономики весьма разнообразна,  включает стадии маркетинга,  проектирования,  освоения, производства и реализации продукции  (работ, услуг), получение конечных финансовых результатов.  Роль и многообразие экономической деятельности определяют сложность содержания экономического анализа и задач, стоящих перед ним. Важнейшими задачами экономического анализа в настоящее время являются:

1) повышение научно-экономической  обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов  и нормативов предприятий (в процессе  их разработки);

2) объективное и всестороннее  исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения  нормативов  (по фактическим данным  учета и отчетности);

3) определение результативности  использования трудовых,  материальных  и финансовых ресурсов (отдельно  и в совокупности);

4) обоснование требований  коммерческого расчета,  контроль  за их осуществлением и оценка  финансовых результатов деятельности  субъектов хозяйствования;

5) выявление и измерение  внутренних резервов  (на всех  стадиях производственного процесса) и определение путей их мобилизации;

6) проверка оптимальности  управленческих решений.

 

 

 

 

2.3 Признаки классификации  видов экономического анализа.

Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ классифицируется по следующим признакам:

1)   Признак времени:

− предварительный анализ – проводится до осуществления хозяйственных операций; он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий;

− ретроспективный анализ – проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов. В свою очередь его подразделяют на оперативный анализ  (осуществляется сразу после совершения хозяйственной операции и отслеживает изменение ситуации за каждый период времени) и итоговый анализ  (проводится по данным отчетности, предприятие анализируется комплексно).

2)   Пространственный  признак:

− внутрихозяйственный –  анализирует деятельность предприятия и его структурных подразделений;

− межхозяйственный – осуществляется по ряду предприятий, что позволяет выявить определенный передовой опыт и имеющиеся резервы.

3)   Объекты управления:

− технико-экономический анализ –  им занимаются технические службы предприятия, изучают влияние технических параметров на экономические показатели деятельности предприятия;

− финансово-экономический –  основной акцент делается на финансовое состояние предприятия; − социально-экономический –  изучает влияние социальных показателей на экономические параметры;

− экологический –  исследует взаимодействие экологических и экономических показателей;

− аудиторский –  изучает диагностику финансового оздоровления предприятия, проводится внешними аудиторами.

4)   Методика изучения  объекта:

− сравнительный –  ограничивается сравнениями различных показателей;

− факторный – направлен на выявление влияния факторов на результаты;

− диагностический –  это способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов, характерных для данного нарушения;

− стохастический анализ – используется для исследования стохастических зависимостей между явлениями и процессами хозяйственной деятельности;

− маржинальный – это метод оценки и обоснований управленческих решений на основе причинно-следственной взаимосвязи между объемом продаж, себестоимостью и прибылью;

− функционально-стоимостный –  это метод выявления резервов на базе анализа функций изделия.

5)   Субъекты пользователей:

− внутренний анализ –  осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного управления хозяйственной деятельностью;

− внешний анализ – проводится на основе финансовой и статистической отчетности внешними органами.

6)   Содержание программы:

− полный  (комплексный)  анализ –  охватывает все стороны деятельности предприятия;

− тематический анализ –  охватывает какую-либо одну сторону,  как правило, при отрицательных отклонениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Принципы экономического  анализа.

Независимо от направленности и целей анализа деятельности субъектов хозяйствования в его основу должны быть заложены принципы, адекватные сущности изучаемых явлений и процессов.  Учитывая специфику хозяйственной деятельности как объекта анализа, в качестве основных целесообразно выделить следующие принципы:

1)   Научность, т.е. базирование  на положениях диалектической  теории познания,  реализация  требований экономических законов,  раскрытие экономической сущности  изучаемых явлений и процессов,  правильной их оценки. Важной  составной частью научности является  использование передового опыта  и новейших методов экономических  исследований,  выбор надежных  и обоснованных методов и процедур  анализа.

2)  Системность, предполагающую  рассмотрение изучаемого хозяйствующего  субъекта как звена более крупной  хозяйственной системы  (отрасли, региона, народного и мирового  хозяйства); как сложную динамическую  систему, объединяющую структурные  подразделения, позволяющие реализовывать  процесс производства, и включающую  различные факторы производства  как целенаправленно развивающейся  системы.

Информация о работе Экономический анализ его роль в системе управления