Шпаргалка по "Теории экономического анализа"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории экономического анализа"

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 88.18 Кб (Скачать файл)

Принцип второй. Полнота и системность анализа. Системность проявляется в определении логически обоснованной последовательности изучения показателей производственно-финансовой деятельности, ее эффективности и резервов дальнейшего улучшения.

Принцип третий. Согласованность и одновременность. Согласованность комплексного анализа проявляется в применении единой методики, единой классификации факторов и резервов дальнейшего повышения эффективности производства.

 

 

31. Этапы проведения комплексного  эк. анализа

Процедуру комплексного экономического анализа можно расчленить на этапы.

Первый  этап. Определяют цели и условия функционирования объекта исследования. Для этого объект исследования представляется как система из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. Входом этой системы являются материально-вещественные потоки ресурсов и потоки трудовых ресурсов; выходом – материально-вещественные потоки готовой продукции. Производственный процесс переводит вход системы в ее выход. Вся система представлена совокупностью подсистем. Задача системного анализа – рассмотреть все частные факторы, обеспечивающие более высокий уровень рентабельности.

Второй  этап. Осуществляют отбор показателей, характеризующих производственную деятельность предприятия. Рассматривают синтетические (общие) и аналитические (частные) показатели для каждой подсистемы анализа и системы в целом.

Третий  этап. Составляют общую схему системы, устанавливают ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, разрабатывают схему подсистем,  которая показывает соподчинение их элементов.

Четвертый этап. Определяют в количественном выражении все основные взаимосвязи и факторы, влияющие на результативность производственно-финансовой деятельности.

Пятый этап. Строят модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах. Для этого вводят конкретные данные о работе предприятия, и получают параметры модели в числовом выражении.

Шестой  этап. Работают с моделью. Объективно оценивают результаты хозяйственной деятельности, комплексно выявляют резервы для повышения эффективности производства.

Главное преимущество комплексного анализа  состоит в том, что в процессе проведения строится логико-методологическая схема, соответствующая внутренним связям показателей и факторов, которая  открывает широкие возможности  для применения электронной вычислительной техники и математических методов.

Взаимосвязь основных групп показателей  хозяйственной деятельности предприятия  определяет схему и последовательность проведения их комплексного экономического анали

 

32. Взаимосвяз. основных  гр. пок-ей, использ. в эк. анализе.

Главное преимущество комплексного анализа  состоит в том, что в процессе проведения строится логико-методологическая схема, соответствующая внутренним связям показателей и факторов, которая  открывает широкие возможности  для применения электронной вычислительной техники и математических методов.

Взаимосвязь основных групп показателей  хозяйственной деятельности предприятия  определяет схему и последовательность проведения их комплексного экономического анализа (рисунок

Главное в комплексном анализе  – системность, увязка отдельных разделов – блоков анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

Чтобы выжить в конкурентной борьбе и укреплять  свои рыночные позиции, каждое предприятие должно осуществлять постоянный поиск резервов повышения эффективности своей деятельности. Комплексный эко-

номический анализ производственно-хозяйственной деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, определять факторы и резервы повышения эффективности деятельности, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования.

 

33. Факторы повышения  эк. эффект. ф-ия предприятия

Классификация факторов представляет собой распределение  их по группам в зависимости от общих признаков. Она позволяет  глубже разобраться в причинах изменения  исследуемых явлений, точнее оценить  место и роль каждого фактора  в формировании величины результативных показателей. Факторы, которые исследуются  в анализе, могут быть классифицированы по разным признакам. С точки зрения воздействия на результаты хозяйственной  деятельности они делятся на основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие  и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные.

К основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающее воздействие на результаты хозяйственной деятельности в данных услов.

Внутренние и внешнии.

По сроку воздействия на результаты производства  постоянные и переменные. Постоянные факторы оказывают влияние  на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, Большое значение для оценки деятельности предприятий имеет деление факторов на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не качественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения поголовья скота, количество рабочих и т. д. Интенсивные факторы характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства, например, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, уровня производительности труда.

Если при анализе ставится цель измерить влияние каждого фактора  на результаты хозяйственной деятельности, то их разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизмеримые.

Количественными считаются факторы, которые выражают количественную определенность явлений(количество рабочих, оборудования, сырья и т. д). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов(производительность труда, качество продукции, плодородие почвы и т.д)

Большинство изучаемых в анализе факторов состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не складываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (элементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого- количество рабочих дней в отчетном периоде. Как уже указывалось, одни факторы оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, другие- косвенное. В зависимости от этого различают факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. К факторам первого уровня относятся те, которые непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, которые определяют результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называются факторами второго уровня

 

34. Резервы повышения  эк. эффект. ф-ия предприятия

 

Классификация резервов повышения эффективности деятельности предприятия

Резервы –  это неиспользованные возможности  повышения эффективности хозяйственной  деятельности. Они классифицируются по следующим признакам:

– по видам  различают три вида ресурсов:

а) трудовые ресурсы;

б) средства труда;

в) предметы труда;

По каждому  виду ресурсов различают резервы  экстенсивного и интенсивного воздействия. Например, рост производительности труда  за счет ликвидации потерь рабочего времени  рассматривается как экстенсивный путь улучшения этого показателя, повышение выработки рабочего в  единицу времени рассматривается  как интенсивный путь роста производства;

– по стадиям  процесса воспроизводства. Различают  резервы, находящие в сфере снабжения, производства и сбыта продукции;

– по стадиям  жизненного цикла изделия различают  три стадии:

а) предпроизводственную (конструкторская и технологическая 
подготовка производства);

б) производственную (период освоения новых изделий и новых 
технологий в производстве и сам выпуск изделий);

в) эксплуатационную (гарантийный и послегарантийный период);

– по показателям  эффективности хозяйствования, различают  резервы:

а) увеличения объема производства;

б) улучшения  ассортимента и качества продукции;

в) роста  производительности труда;

г) снижения материалоемкости и фондоемкости изделий;

д) сокращения производственного цикла;

е) улучшения  использования основных производственных фондов;

ж) снижение себестоимости и роста прибыли;

– по срокам использования резервы подразделяются на текущие и перспективные текущими считаются резервы, которые могут  быть мобилизированы в течение года. Для использования текущих резервов необходимы, как правило, улучшение хозяйствования, устранения явных потерь и непроизводительных расходов. Текущий резерв должен быть комплектным, т. е. обеспечен трудовыми ресурсами, средствами труда и предметами труда;

– по способам обнаружения резервы делятся  на явные и скрытые. К явным резервам относятся:

а) прямые безусловные  потери, связанные с бесхозяйственностью, нарушением договорных обязательств, хищением, например недостача продукции  и материалов, производственный брак, порча материальных ресурсов. Для  мобилизации этих резервов необходимо наведения элементарного порядка  в работе предприятия;

б) сверхплановый  расход всех видов ресурсов. Он может  быть вызван неудовлетворительным состоянием оборудованием, недостаточной квалификацией  работников и другими причинами. Задача экономического анализа заключается  в выявлении причин этих потерь и  перерасходов и изыскании путей  их устранения.

Скрытые резервы  связаны с внедрением достижений науки и техники и передового опыта. Обнаружить их можно путем  проведения внутрихозяйственного и  межхозяйственного сравнительного анализа.

                   

 

 

35. Этапы развития эк. анализа

В мировой  практике в развитии теории экономического анализа можно проследить три основные этапа.

Первый  этап связан с развитием идей детерминированного равновесия, наиболее полно сформулированных в работах К. Вальраса (70-90-е гг. XIX в). Роль Вальраса определяется тем, что, опираясь на теорию предельной полезности и механизм цен равновесия, он сформировал основные направления координации децентрализованной рыночной экономики. На основе принципа максимума полезности Вальрас впервые построил модель общего равновесия, которая предназначалась для анализа взаимосвязей капиталистического хозяйства.

Второй  этап связан с теорией сравнительной статистики, сформулированной в работах Ю.В. Янсона (1878-1880 гг.) которая позволяла уже количественно оказать влияние на изменение внешних воздействий.

Третий, современный этап развития теории экономического анализа (с 1947 до настоящего времени) характеризуется использованием теории сравнительной динамики, отличительной чертой которой является то, что время входит в качестве независимой переменной в каждый исследуемый экономический процесс.

В отечественной  практике развития экономического анализа  просматривается шесть этапов.

Первый этап. Обособление экономического анализа в самостоятельную научную дисциплину «Анализ баланса», путём дифференциации науки о бухгалтерском учёте, состоялось в первое десятилетие после установления советской власти. Первым отечественным трудом, посвященным проблемам анализа деятельности предприятий, является книга Аринушкина «Балансы акционерных предприятий». Но в это время наблюдается однобокое развитие науки, поскольку оценка деятельности хозяйствующих субъектов основывалась на степени выполнения ими планов, т.е. чем больше они перевыполнялись, тем успешнее считалась работа. Отсутствие заинтересованности у предприятий в объективной оценке степени использования своего экономического потенциала и выявления резервов его улучшения приводило к преимущественному развитию лишь одного из видов экономического анализа - финансового. Теоретическими центрами были Наркомфин СССР (под руководством профессора Э.Я. Локшина) и Московский кредитно-экономический институт (под руководством доктора экономических наук, профессора Н.А. Кипарисова).

Второй этап связан с выходом в 1937 г. книги профессора Н.Р. Вейцмана «Счётный анализ», позднее – ряд изданий под названием «Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий», в которых высказывается позиция о том, что только на основе всестороннего комплексного экономического анализа можно давать оценку деятельности предприятия и выявлять возможности её улучшения. Однако несправедливые нападки на его работы вынудили Вейцмана Н.Р. изменить направление своих исследований.

Третий этап. В 1954 г. выходит книга С. Б. Барнгольц «Экономический анализ работы промышленных предприятий», новизна которой заключалась в том, что в ней впервые была обоснована необходимость определять в процессе анализа не только выполнение плана, но и качество самого планирования. Рассматривались способы выявления и измерения величины неиспользованных резервов, однако методика была ещё несовершенной. В это же время получает развитие внутризаводской (внутрифирменный анализ).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории экономического анализа"