Экономический анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность и методы анализа, изучить основные показатели объема производства и реализации продукции.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….c. 3


1.Теоретические основы экономического анализа производства и реализации продукции……………………………………………………………c. 5

1. Показатели объема производства и реализации продукции
2. Цели, задачи и источники анализа объема производства и реализации продукции
3. Методика анализа объема производства и реализации продукции

2.Методы, используемые при экономическом анализе производства и реализации продукции……………………………………………..c. 12

1. Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции
2. Анализ ассортимента, структуры и качества продукции
3. Анализ ритмичности производства и реализации продукции



Выводы и рекомендации……………………………………………….c. 26


Список использованной литературы …………………………...…….c. 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТЭА.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)
 

     Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

    • по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);
    • по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);
    • по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn : ВП0 х 100%, где ВПа - выполнение плана по ассортименту; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции.

     Для нашего примера ВПа = 77664 : 81600 х 100% = 95,2%.

     При этом изделия, выпускаемые сверх  плана или не предусмотренные  планом, в расчет выполнения плана  по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным  только в том случае, если выполнено  задание по всем видам изделий. План по ассортименту в нашем случае не выполнен.

     Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры  рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым  от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).[7, c. 236]

     Для выполнения плана по номенклатуре и характеристики интенсивности структурных преобразований в организации используют коэффициент структурной активности по формуле:

 

      ,        (8)

 

     где ∆di – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выпуска (продажи) за исследуемый период, n – число номенклатурных групп (видов) продукции.

     Чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента, это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

     Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

     Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. [24, c. 152]

     Для расчета влияния структурных  сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета  по всем изделиям, метод средних  цен и пр.

     Прямой  счет по всем видам изделий производится по формуле

 

       ,        (9)

     где     – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; 
ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; 
ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

     Фактический выпуск продукции при плановой структуре  рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

 

                           Таблица 2

Изделие Опт. цена за единицу продукции, руб. Объем производства продукции в натуральных  измерителях Товарная  продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение

ТП за счет структуры, тыс. руб.

План. Факт. План. Факт пересчи-танный на план. структуру Факт.
1 2 3 4 5 6 7 8= 7-6
А 500 57600 50400 28800 28900 25200 - 3700
В 600 56000 55470 33600 33717 33282 -435
С 700 27430 35650 19201 19267 24955 5688
Итого:   141030 141520 81601 81884 83437 1553
 

     Если  коэффициент перевыполнения плана  равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).

     Как показывают данные таблицы 2, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.

     При использовании средних цен расчет производится по формуле

       ,        (10)

     где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно, VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

     Качество  продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. [21, c. 32]

     Различают обобщающие индивидуальные и косвенные  показатели качества.

     К обобщающим показателям качества относят:

    • удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
    • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
    • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
    • удельный вес аттестованной продукции.

     Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

     Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

 

 В процессе анализа  изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины  их изменений.

     Для обобщающей оценки выполнения плана  по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

     Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

     Качество  продукции является параметром, оказывающим  влияние на такие стоимостные  показатели работы предприятия, как  выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

     Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:

              (11)

               (12) 
 .     (13)

     где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; 
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; 
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; 
РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

     Косвенным показателем качества продукции  является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

     Выпуск  брака ведет к росту себестоимости  продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

     В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. [ 7, c. 345]

     Рассмотрим  на примере.

  1. Себестоимость забракованной продукции - 500 тыс. руб.
  2. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб.
  3. Стоимость брака по цене возможного использования - 150 тыс. руб.
  4. Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб.
  5. Потери от брака (1 + 2 – 3 – 4) = 420

     Для определения потерь продукции нужно  знать фактический уровень рентабельности.

     Путь  для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.

     Тогда фактический уровень рентабельности:

     (104300 - 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%.

     Потери  товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб.

     После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака  продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются  мероприятия по их устранению.

     Основными причинами снижения качества продукции  являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня [7, c. 324]

 
 

       2.3. Анализ ритмичности, факторов и резервов увеличения объема производства и реализации продукции

 

     Большое значение для целей исследования финансово-хозяйственной деятельности организации имеет комплексный анализ ритмичности производства продукции, под ритмичностью понимается равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. О степени ритмичности в работе предприятия можно судить по проценту выполнения запланированной производственной программы. Для оценки ритмичности используют прямые и косвенные показатели. Среди прямых показателей – коэффициенты ритмичности и аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-период в годовом объеме производства. Коэффициенты ритмичности и аритмичности равны. Ритмичность можно определять за каждый временной промежуток.

     Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

     Аритмичность  производства продукции влияет на все  экономические показатели: снижается  качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль. [24, c. 98]

     Существуют  прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят [7, c. 253 ]:

    • коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0  к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0: Крит. = VВП1,0 : VВП0;
    • коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску (   ):

Информация о работе Экономический анализ производства и реализации продукции