Экономический анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность и методы анализа, изучить основные показатели объема производства и реализации продукции.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….c. 3


1.Теоретические основы экономического анализа производства и реализации продукции……………………………………………………………c. 5

1. Показатели объема производства и реализации продукции
2. Цели, задачи и источники анализа объема производства и реализации продукции
3. Методика анализа объема производства и реализации продукции

2.Методы, используемые при экономическом анализе производства и реализации продукции……………………………………………..c. 12

1. Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции
2. Анализ ассортимента, структуры и качества продукции
3. Анализ ритмичности производства и реализации продукции



Выводы и рекомендации……………………………………………….c. 26


Список использованной литературы …………………………...…….c. 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТЭА.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

     Цель  анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении  наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства [18, c. 78].

     Задачи  анализа объема производства и реализации продукции [18, c. 80]:

     1) оценка степени выполнения плана  и динамики производства и  реализации продукции;

     2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

     3) выявление резервов увеличения  выпуска и реализации продукции;

     4) разработка мероприятий по освоению  выявленных резервов.

     В процессе анализа производства и  реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

     – недостатки в организации производства и труда;

     – нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

     – брак продукции.

     Источниками информации для проведения анализа объема производства и реализации продукции на исследуемом предприятии служат формы статистической и бухгалтерской отчетности (информация по счетам разделов III и IV плана счетов), а также данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами, о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. При анализе выполнения плана производства и реализации продукции отдельными участками необходимую информацию можно получить из бизнес-планов предприятия, планов производственных участков, отчетов о работе цехов, оперативных планов-графиков, журналов ордеров, карточек складского учета и др. [ 24, 121]

 
 

    1.3. Методика анализа  объема производства  и реализации продукции 

 

     Анализ  производства и реализации продукции  нельзя проводить, не зная технологии. Только осведомленный в этой области экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время необходимо отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований.

     Из  предыдущего параграфа мы знаем, что при анализе объема производства продукции и реализации используются различные виды показателей. Стоимостные  измерители считаются более предпочтительными, но тогда встает вопрос о сопоставимости цен. В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. [4]

     Первая  соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в  денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. В ходе анализа динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты – коэффициент-дефлятор. Он соответствует индексу изменения потребительских цен на товары, работы и услуги в текущем году относительно базового года. Коэффициент – дефлятор в Российской Федерации на предстоящий год устанавливается Правительством РФ и публикуется в средствах массовой информации. При сопоставлении стоимостных экономических показателей за различные годы, значение каждого из них умножается на значение коэффициента-дефлятора соответствующего года.

     Вторая  концепция лежит в основе «Методики  переоценки объектов бухгалтерского учета  в текущую стоимость». Она ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие способы:

     - пересчета объема производства  товаров за отчетный год по  ценам аналогичных товаров базисного  периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемых товаров);

     - корректировки на агрегатный  индекс изменения цен (Jц) по  группе однородных товаров (работ,  услуг) или по отрасли в целом: 

 

     Jц  = ∑ Q1 * Р0 / Q0 * Р0,        (1)

 

     где Q1 – объем выпуска товаров в отчетном периоде в натуральном выражении;

     Q0 – объем выпуска товаров в базисном периоде в натуральном выражении;

     Р0 – цена единицы товара в базисном периоде.

     Тогда сопоставимый с базисным фактический  объем выпуска товара в стоимостном  выражении (V1ЦБ) рассчитывается по формуле:

 

 

     V1ЦБ = V1 /Jц ,          (2)

 

     где V1 – фактический объем выпускаемых товаров в стоимостном выражении.

     С применением вышеназванных методов  нейтрализуется влияние изменения  цен на конкретный товар или товарную группу. Товар может быть продан по оптовым, розничным и договорным ценам. Оптовые цены устанавливаются на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данной организации. Основной целью анализа объема производства является получение максимальной прибыли от реализации продукции.

     Как заметил П. Дракер, известный американский экономист, «результатом бизнеса должен являться удовлетворенный клиент, внутри же предприятия существуют лишь затраты». Для удовлетворения самых разнообразных  потребностей потребителей, средние и крупные предприятия организуют сеть фирменных магазинов, или заключают договора с оптовыми покупателями, длительные и на большие объемы поставок. Руководители малых предприятий считают серьезным достижением заключение длительного контракта с крупным предприятием или большое количество постоянных клиентов. Для сохранения завоеванных позиций требуется соблюдение жестких условий: выполнение поставок в сроки, поддержание уровня качества продукции (работ, услуг). Предприятие всегда должно быть готово к изменению ассортимента выпускаемой продукции, расширения номенклатуры предлагаемых изделий. [18, c. 58]

 

     2. Методы используемы  при экономическом  анализе производства  и реализации продукции

 

     2.1. Анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции.

 

     В условиях рынка предприятию необходимо проводить постоянный контроль за состоянием различных видов продукции, при  формировании ассортимента и структуры  продукции предприятие должно учитывать  с одной стороны спрос на различные виды изделия, а с другой стороны объективную возможность по эффективному производству изделия. Цель анализа – это выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребности рынка и возможности организации.

     Итак, по степени готовности продукция  подразделяется следующим образом [ 21, c.44]:

    • валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства.
    • готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, которая сдана на склад и снабжена сдаточной документацией;
    • реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

     Объем производства и реализации продукции  может выражаться в натуральном, условно-натуральном и стоимостных  измерителях.

     Анализ  объема производства начинается с изучения динамики валовой (товарной) продукции на основе расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводится полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный [18, c. 83].

     Базисные  темпы роста определяются относительно базисного периода:

 

     Тб=Vi / V0 * 100%,         (3)

 

     Цепные – относительно предыдущего периода:

 

 

     Тц= Vi / V1 * 100%.         (4)

 

     где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

     Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

     На  основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) данных показателей по среднеарифметической (Тсра) или среднегеометрической (Тсрг) взвешенной:

 

       ,         (5)

      ,         (6)

 

     Тпр = Тср – 100 .          (7)

 
 

     Важным  направлением комплексного анализа  является оценка риска невостребованности продукции, он определяется величиной возможного материального и морального ущерба организации, вызванного этой причиной. Необходимо проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.

 

     2.2.  Анализ ассортимента, структуры и качества продукции

 

     Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

     Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребности покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но также и по ассортименту (номенклатуре). Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечение покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях.

     Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.[8, c.41]

     Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.[8, c.42]

     Расширение  ассортимента выпускаемой продукции  – это наиболее надежное средство завоевание конкурентных преимуществ. Изучение степени устаревания продуктов  данного ассортимента дает возможность обозначить естественную связь с понятием жизненного цикла продукта из сферы маркетинга и служит основой для принятия практических решений об обновлении ассортимента. Для этого следует анализировать структуру товарной продукции.

     Оценка  выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру. Оценка выполнения плана по ассортименту проводится с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту, он определяется как отношение фактического выпуска продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с применяемой в организации товарной стратегией (определяется как наименьшее число из планового и фактического значение показателя объема) к общему плановому выпуску продукции. Коэффициент ассортиментности можно определить также методом наименьшего процента: из всех показателей выполнения производственной программы по каждому виду продукции выбирается наименьший. Оптимальное значение этого показателя должно быть равно единице. Отклонение от оптимального значения свидетельствует об изменении в структуре продукции организации.

     Рассмотрим  на примере анализ выполнения плана  по ассортименту:

                                                                 Таблица 1

Изделие ТП в  план. ценах,  

тыс. руб.

Выполнение  плана, % ТП, зачтенная  в выполнение плана по ассортименту,

тыс. руб.

План. Факт.
А 28800 25200 87,5 25200
В 33600 33264 99,0 33264
С 19200 23176 120,7 19200
Итого: 81600 81640 100,049 77664

Информация о работе Экономический анализ производства и реализации продукции