Примечание  - Источник: собственная 
разработка
 
Из данных таблицы 3 можно сделать 
следующие выводы: по сравнению с прошлым 
годом розничный товарооборот в действующих 
ценах возрос на 1 817,9 млн.руб. или на 16,7%, 
в том числе за счет продажи покупных товаров 
уменьшился на  425,9 млн.руб. (10,4%), а за 
счет реализации изделий собственного 
производства увеличился на 2 243,8 (32,9%). Однако 
на развитие товарооборота большое влияние 
оказало повышение продажных цен. Фактический 
розничный товарооборот отчетного года 
в сопоставимых ценах равен  10 708,7млн.руб. 
(12 722,1/1,188). Таким образом, за счет ценового 
фактора розничный товарооборот предприятия 
питания увеличился на 2013,4 (12 722,1 – 10 708,7), 
что составляет 18,5%  к товарообороту 
прошлого года (2013,4/10 904,2). 
Важным показателем, характеризующим 
торгово-производственную деятельность 
торгового комплекса, является доля собственной 
продукции в розничном товарообороте. 
Этот показатель в отчетном году возрос 
на 8,7 процентных пунктов и составил 71,2%, 
что является достаточно высоким уровнем 
для предприятия питания.
По сравнению с прошлым годом 
наблюдается увеличение валового дохода 
в сопоставимых ценах на 62,1 млн.р или на 
1,7%, при этом темп роста валового дохода 
превысил темп роста себестоимости продукции, 
что является положительной тенденцией.
Темп роста выручки от текущей 
и финансовой деятельности превышает 
темп роста расходов по текущей  и финансовой 
деятельности, что является положительной 
тенденцией.
Производительность труда в 
отчетном году выросла на 18,8% и составила 
116,7 млн.руб., однако рост производительности 
полностью обусловлен ценовым фактором. 
Выработка в сопоставимых ценах составила 
98,24млн.руб. (116,7:1,188), т.е. по сравнению с 
отчетным годом не изменилась.
Совокупная прибыль в сопоставимых 
ценах составила в отчетном периоде 242,9 
млн. руб., и возросла по сравнению с  
предыдущим годом на 63,9 млн. руб. или на 
35,7 %. Следует отметить, что прибыль увеличилась 
как за счет роста доходов, так и за счет 
снижения расходов.
В тоже время рентабельность 
товарооборота увеличилась на 0,62% и составила 
в отчетном году  2,26%, а рентабельность 
продаж на 1,3% и составила  2,9%, что свидетельствует 
о положительных результатах деятельности 
торгового комплекса.
Таким образом, проанализировав 
основные показатели финансово-хозяйственной 
деятельности центра «Торговый комплекс 
БГЭУ» можно сделать вывод, что наблюдается 
положительный рост большинства результатных 
показателей торгово-производственной 
деятельности.
 
 
 
 
 
2.2 Нормативно-правовое 
регулирование объекта общественного 
питания «Торговый комплекс БГЭУ»
Основными нормативными документами, 
регламентирующими ключевые направления 
деятельности центра «Торговый комплекс 
БГЭУ» являются:
  - ГОСТ Р 50764—95. Услуги 
  общественного питания. Общие требования;
 
  - ГОСТ Р 50762—95. Общественное питание. Классификация 
  предприятий;
 
  - ГОСТ 28—1—95. Стандарт отрасли. 
  Общественное питание. Требования к производственному 
  персоналу;
 
  - ГОСТ Р 50763—95. Общественное 
  питание. Кулинарная продукция, реализуемая 
  населению. Общие технические требования;
 
  - ГОСТ Р 50647—94. Общественное 
  питание. Термины и определения;
 
  - СП 2.3.6.1066—01. Санитарно-эпидемиологические 
  требования к организациям торговли и 
  обороту в них продовольственного сырья 
  и пищевых продуктов;
 
  - СП 2.3.6.1079—01. Санитарно-эпидемиологические 
  требования к организациям общественного 
  питания, изготовлению и оборотоспособности 
  в них пищевых продуктов и продовольственного 
  сырья;
 
  - СанПиН 2.3.2.1324—03. Гигиенические 
  требования к срокам годности и условиям 
  хранения пищевых продуктов;
 
  - СП 1.1.1058—01. Организация и проведение 
  производственного контроля за соблюдением 
  санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических 
  (профилактических) мероприятий;
 
  - МУК 4.2.1847—04. Санитарно-эпидемиологическая 
  оценка обоснования сроков годности и 
  условий хранения пищевых продуктов.
 
Единый перечень основных 
нормативных и технологических документов, 
которые должны находиться в объектах 
розничной торговли и общественного питания 
утвержден Министерством торговли Республики 
Беларусь и согласован с Министерством 
здравоохранения (в лице главного санитарного 
врача РБ), Министерством по налогам и 
сборам (в лице министра или его заместителя) 
и Комитетом по стандартизации, метрологии 
и сертификации при Совете Министров РБ.
В настоящее время в РБ действует 
постановление Министерства торговли 
от 27 марта 2002 года №10 «Перечень основных нормативных и технологических 
документов, которые должны находиться 
в объектах розничной торговли и общественного 
питания», в приложении к которому 
перечислены основные документы, регулирующие 
деятельность любого объекта розничной 
торговли общественного питания, в том 
числе и центра «Торговый комплекс БГЭУ».Это, 
прежде всего, лицензия, разрешающая занятие 
розничной торговлей и торгово-производственной 
деятельностью. Лицензия заполняется 
по установленному образцу и по истечении 
срока действия разрешения подлежит возврату. 
Обязательным является наличие 
в торговом предприятии документов, удостоверяющих 
качество и безопасность реализуемых 
товаров, прежде всего, сертификатов соответствия, 
выданных или зарегистрированных в Национальной 
системе сертификации РБ. 
Сертификат выписывается на 
бланке специального образца и заверяется 
печатью и подписью выдавшей стороны. 
Верной признается также цветная копия 
сертификата, заверенная печатью и подписью 
уполномоченного представителя органа 
по сертификации. 
Санитарный журнал находится 
у администратора. В нем представители 
санэпидемслужбы записывают сведения 
о проверках, проведенных в универсаме. 
Журнал получают в санстанции, его нумеруют, 
шнуруют и скрепляют печатями центра «Торговый 
комплекс БГЭУ» и представителями санслужбы.
Помимо перечисленных выше, 
обязательными являются: товарно-транспортные 
накладные, ассортиментный перечень товаров, 
утвержденный в установленном порядке, 
контрольная лента кассового аппарата, 
бракеражный журнал или журнал по контролю 
за качеством готовой пищи, положения(рекомендации) 
об организации питания отдельных категорий 
населения, личные медицинские книжки, 
санитарные правила, технологические 
и калькуляционные карточки, книга отзывов 
и предложений и некоторые другие документы 
– всего около 30 наименований.
Спектр дополнительных услуг, 
которые могут предоставляться покупателям 
включает в себя :
  - Изготовление кулинарной продукции и 
  кондитерских изделий по заказам работников, 
  в том числе в сложном исполнении и с дополнительным 
  оформлением;
 
  - Изготовление блюд из сырья заказчика 
  в организации;
 
  - Организация диетического питания;
 
  - Организация и обслуживание торжеств, 
  семейных обедов и ритуальных мероприятий;
 
  - Организация питания и обслуживание 
  участников семинаров, совещаний, конференций 
  и других мероприятий;
 
  - Продажа талонов и абонементов на обслуживание 
  скомплектованными рационами;
 
  - Реализация кулинарной продукции и кондитерских 
  изделий через магазин и отделы кулинарии;
 
  - Реализация кулинарной продукции вне 
  организации.
 
Рассчитаем коэффициент дополнительного 
обслуживания:
 
Кд =,
где Кд — коэффициент дополнительного 
обслуживания;
        у— количество 
фактически предоставляемых дополнительных 
услуг;
       У — количество 
дополнительных услуг, предусмотренных 
для данного типа магазина; 
       n — количество проверок
 
Кд = = 1
 
Значение этого коэффициента 
говорит о высоком уровне обслуживания 
в данном кафе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 Пути совершенствования 
государственного регулирования общественного 
питания в Республике Беларусь
 
3.1 Совершенствование 
нормативно-правовой базы
 
Общественное питание представляет 
собой отрасль народного хозяйства, основу 
которой составляют предприятия, характеризующиеся 
единством форм организации производства 
и обслуживания потребителей и различающиеся 
по типам, специализации.
Развитие общественного питания:
• дает существенную экономию 
общественного труда вследствие более 
рационального использования техники, 
сырья, материалов;
• предоставляет рабочим и 
служащим в течение рабочего дня горячую 
пищу, что повышает их работоспособность, 
сохраняет здоровье;
• дает возможность организации 
сбалансированного рационального питания 
в детских и учебных заведениях. Общественное 
питание одной из первых отраслей народного 
хозяйства стало переходить на рыночные 
отношения. После приватизации предприятий 
изменилась организационно-правовая форма 
системы общественного питания, появилось 
большое количество частных малых предприятий. 
Многие предприятия общественного питания 
являются чисто коммерческими (шашлычные, 
пельменные, пиццерии, бистро и др.), но 
наряду с этим развивается и социальное 
питание: столовые при производственных 
предприятиях, студенческие, школьные. 
Появляются комбинаты питания, фирмы, 
которые берут на себя задачи организации 
социального питания.
Государственные органы в пределах 
их полномочий в области торговли и общественного 
питания осуществляют мероприятия по: 
  созданию условий для эффективной 
  работы субъектов торговли, субъектов 
  общественного питания; 
 
  стимулированию реализации 
  инвестиционных проектов по строительству 
  торговых объектов, объектов общественного 
  питания, торговых центров, рынков; 
 
  стимулированию использования 
  результатов научных исследований и разработок, 
  новых технологических процессов; 
 
  стимулированию деловой активности 
  субъектов торговли и обеспечению взаимодействия 
  субъектов торговли и поставщиков товаров 
  путем организации и проведения ярмарок 
  для заключения договоров, предусматривающих 
  поставки товаров; 
 
  привлечению субъектов торговли, 
  субъектов общественного питания на договорной 
  основе к реализации государственных 
  и отраслевых программ и заказов; 
 
  поддержке и развитию малого 
  и среднего предпринимательства в области 
  торговли и общественного питания; 
 
  приватизации торговых объектов, 
  объектов общественного питания; 
 
  освоению экономически малоэффективных 
  зон, экологически неблагоприятных районов; 
 
  содействию в создании общественных 
  объединений и иных некоммерческих организаций, 
  объединяющих субъектов торговли, субъектов 
  общественного питания, поставщиков товаров, 
  потребителей и специалистов в области 
  торговли и общественного питания; 
 
  содействию субъектам торговли, 
  субъектам общественного питания в развитии 
  устойчивой и эффективной системы товародвижения. 
 
Мероприятия, 
необходимые для совершенствования регулирования 
деятельности предприятий общественного 
питания:
  Участие в разработке 
  нормативно-правовых актов администрации 
  районов, регулирующих предпринимательскую 
  деятельность на территории района;
 
  Привлечение руководителей 
  предприятий торговли и общественного 
  питания к участию в организации торгового 
  обслуживания обще-районных мероприятий;
 
  Проведение мониторинга 
  обеспеченности населения района услугами 
  общественного питания в целях выявления 
  зон с недостаточным уровнем развития;
 
  Участие в расширение 
  комплекса дополнительных услуг, предоставляемых 
  предприятиями общественного питания;