Финансовое состояние предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 01:22, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время внешняя среда любого хозяйствующего субъекта требует применения технологий, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития.
Деятельность любого предприятия при этом находится в прямой зависимости от финансов, которые есть в его распоряжении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ………………………... 6
1.1. Понятие финансового состояния предприятия…………………………… 6
1.2. Анализ финансового состояния: цели, задачи, источники информации. 11
1.3. Методика анализа финансового состояния и финансовой устойчивости…………………………………………………………………….. 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОСКОВСКИЙ ЗАВОД «КРИСТАЛЛ»………………………………. 22
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия………………... 22
2.2. Общая экономико-организационная характеристика предприятия…….. 24
2.3. Анализ финансового состояния ОАО Московский завод Кристалл……. 36
2.4. Анализ финансовой устойчивости ОАО Московский завод Кристалл... 42
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ………………………... 48
3.1. Оценка вероятности банкротства………………………………………….. 48
3.2. Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей…………………... 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 68
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ КРИСТАЛЛ с коррект..docx

— 427.19 Кб (Скачать файл)

Основной рост краткосрочной дебиторской задолженности, учитываемой по группе «Прочая», произошел за счет: поступлений векселей по предварительному договору купли-продажи доли в уставном капитале на сумму 577 626 тыс. руб., расчетов по договорам поручительства 578 204 тыс. руб., расчетов с Департаментом земельных ресурсов (аренда) на сумму 9 445 тыс. руб. и др.

Не учитываются в составе дебиторской задолженности: расчеты по банковским гарантиям. На конец отчетного года остаток указанных расходов, подлежащих отнесению в прочие расходы

Общества, составил 46 769 тыс. руб. Также не учтены расчеты по отложенным налогам (на конец отчетного года - 92 072 тыс. руб.) и др.

Просроченная дебиторская задолженность на начало отчетного года составила 1448 тыс. руб., на конец отчетного года 2406 тыс. руб., рост составил 958 тыс. руб.

Необходимо отметить, что специфика работы ОАО «Московский завод «Кристалл», подразумевает предоставление товарного кредита покупателям с отсрочкой платежа до 21 календарного дня, что существенно влияет на увеличение дебиторской задолженности, а на кредиторскую задолженность влияет не только несвоевременно оплаченные поставки поставщикам, ввиду отсутствия необходимого количества денежных средств, но и начисленные, но неуплаченные суммы акциза, которые производители подакцизных товаров согласно действующему Налоговому Кодексу РФ имеют отсрочку 25 дней. Переход в прошедшем году на факторинговое обслуживание улучшил оборачиваемость дебиторской задолженности в разрезе покупателей, но при этом сама дебиторская задолженность увеличилась, как уже было отмечено ранее, за счет появления новых крупных дебиторов.

В структуре кредиторской задолженности Общества за отчетный год отсутствует долгосрочная кредиторская задолженность. Краткосрочная кредиторская задолженность, учтенная по условиям договоров, составила на начало отчетного года 4 362 446 тыс. руб., на конец отчетного года 5 132 765 тыс. руб., рост - 770 319 тыс. руб., или 17,7% (табл.3.2).

Таблица 3.2

Кредиторская задолженность Общества за 2011 год

Наименование показателя

Наличие на 01.01.2011

Наличие на 01.31.2011

Абсолютное отклонение (+,-), тыс. руб.

Темп

прироста (%)

сумма, тыс.

руб.

удельный вес, %

сумма, тыс.

руб.

удельный вес, %

Краткосрочная кредиторская задолженность, всего

4362446

100

5132765

100

+770 319

+17,7

в том числе:

           

расчеты с поставщиками и подрядчиками

1490835

34,2

1343487

26,2

- 147 348

- 9,9

авансы полученные

2 451

0,1

5 734

0,1

+3 283

+133,9

задолженность перед персоналом

организации

74 833

1,7

84 332

1,6

+9 499

+12,7

задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами

1467874

33,6

1831294

35,7

+363 420

+24,8

кредиты и займы

1260219

28,9

1800000

35,1

+539 781

+42,8

прочая

66 234

1,5

67 918

1,3

+1 684

+2,5


ОАО «Московский завод «Кристалл» в отчетном периоде был вынужден привлекать краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств в обслуживающихся банках для покрытия кассового разрыва. Кредиты были необходимы для своевременного погашения задолженности перед поставщиками и подрядчиками, оплаты текущих налоговых платежей и выплаты заработной платы. Кредиты погашались своевременно или досрочно и в полном объеме.

Увеличение сумм краткосрочных заимствований было связано с отсутствием у предприятия собственных оборотных средств, вследствие несвоевременной оплаты со стороны покупателей за отгруженную продукцию и ежемесячным погашением перед Банком ВТБ обязательств по договорам поручительств.

Рост кредиторской задолженности по группе «Задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами» составила 363 420 тыс. руб., или 24,8%, из них увеличена кредиторская задолженность по акцизу +192 191 тыс. руб., НДС +156 024 тыс. руб., и др. Просроченная задолженность отсутствует. В течение отчетного года Общество своевременно производило расчеты с бюджетом и фондами, не допуская просрочки платежей. В основном, за счет привлечения заемных средств, так на 42,8% возросла кредиторская задолженность по кредитам и займам, прирост составил 539 781 тыс. руб.

Просроченная задолженность перед персоналом Общества отсутствует.

Положительным фактором финансово-хозяйственной деятельности Общества является снижение (- 9,9 % или 147 348 тыс. руб.) кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Однако, на начало и конец отчетного года у Общества имеется просроченная кредиторская задолженность по данной группе - соответственно 2 194 тыс. руб. и 2 472 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной проблемой в финансовой деятельности ОАО «Кристалл» является управление дебиторской задолженностью.

Компании необходимо выработать мероприятия по снижению дебиторской задолженностью. Сегодня эффективное управление дебиторской задолженностью означает отсутствие просроченных долгов.

В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

  • предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
  • оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
  • оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

  • срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
  • стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
  • система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
  • система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
  • система предоставляемых скидок.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:

  1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
  2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
  3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
  4. Формирование системы кредитных условий.
  5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.
  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
  7. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
  8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Особое внимание стоит уделить п.4 и 5.

Формирование системы кредитных условий.

В состав этих условий входят следующие элементы:

  • срок предоставления кредита (кредитный период);
  • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
  • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
  • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите – средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации – кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

 

ПСк = ЦСн х 360 / СПк,   (3.3)

 

где ПСк – годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн – ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию; 
в %,

СПк – срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

  • определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
  • формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
  • выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
  • группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
  • дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита – товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

  • объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
  • репутация покупателя в деловом мире;
  • платежеспособность покупателя;
  • результативность хозяйственной деятельности покупателя;
  • состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
  • объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей – обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

Информация о работе Финансовое состояние предприятия