Финансовое состояние предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать финансовое состояние предприятия и наметить меры по его улучшению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы анализа финансового состояния предприятия.
Изучить финансовое состояние ОАО «Молочник».
Наметить пути улучшения финансового состояния ОАО «Молочник».

Файлы: 1 файл

курсовая КЭАХД.docx

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

По данным табл. 5 можно сделать следующие выводы: наблюдается повышение выручки на 70310 тыс. руб. или 14,5%, но при более интенсивном повышении себестоимости на 16,8%. Обращает на себя внимание резкое повышение управленческих расходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Они выросли на 50,2% или 10694 тыс. руб., что в итоге привело к снижению прибыли от продаж с 66761 тыс. руб. в 2008 году до 59739 тыс. руб. в 2009 году. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль также снизились на 7,2% и 4,4% соответственно.

Структурно – динамический анализ по данным табл. 5, в целом показывает, что, не смотря на повышение выручки, имеет место отрицательно складывающиеся в 2009 году по сравнению с 2008 годом тенденции, выразившиеся в ухудшении финансовых результатов почти по всем показателям: повысился удельный вес затрат на 1,5%, снизился удельный вес всех видов прибыли, в частности валовой прибыли – на 1,5%; прибыли от продаж – на 3%; прибыли до налогообложения – на 2,2%, чистой прибыли – на 1,4% и по другим элементам.

Следует обратить внимание на тот факт, что чистая прибыль  в отчетном году по сравнению с  предыдущим снизилась в основном за счет повышения себестоимости  проданных товаров на 1,5.

Также необходимо обратить внимание на повышение затрат на коммерческие и управленческие расходы доля которых  увеличилась: коммерческие расходы -  на 0,1%, а управленческие расходы - на 1,4%, что негативно отразилось на прибыли от продаж. Необходимо минимизировать расходы по данным статьям отчета о прибылях и убытках.

Проведу анализ влияния факторов на изменение прибыли от продаж.

Расчет прироста прибыли  от продаж ( П): 59739-66761 = -7022 тыс. руб.

Влияние факторов на изменение  прибыли от продаж рассчитывается на основании данных табл. 5  следующим образом:

Рассчитаю темп роста объема продаж в сопоставимых ценах:

(415399,5/483556)*100% = 85,9%;

тогда темп прироста объема продаж составил -14,1% (85,9%-100%).

Рассчитаю изменение прибыли в связи с уменьшением объема продаж на 14,1%:

Пv = (-14,1*66761) / 100% = -9413,5 тыс. руб.

Итак, влияние первого  фактора – изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил -9413,5 тыс. руб.

Таблица 6 - Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение прибыли от продаж ООО «Маско»

Показатель и его условное обозначение

2008 год

Реализация 2009 года по ценам  и затратам 2008 года (специальный расчет)

2009 год

1. Выручка от продажи  товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб., (В)

2. Себестоимость проданных  товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб., (С)

3. Коммерческие расходы,  тыс. руб., (КР)

4. Управленческие расходы,  тыс. руб., (УР)

5. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб., (П)

483556

 

 

383301

 

 

12206

 

21288

 

66761

415399,5

 

 

329412

 

 

10385

 

18278

 

57325

553866

 

 

447569

 

 

14576

 

31982

 

59739


 

- Рассчитаем изменение  себестоимости проданных товаров,  продукции и услуг: 447569-329412 = 118157 тыс.  руб.

Это означает, что прибыль  от продаж уменьшилась на эту сумму  в связи с увеличением себестоимости  продукции, то есть второй фактор оказал влияние на  -118157 тыс. руб. Пс = -118157 тыс. руб.

- Рассчитаем изменение  коммерческих расходов при неизменном  объеме продаж: 14576-10385 = 4191 тыс. руб.

 Этот фактор тоже  уменьшил прибыль от продаж  на 4191 тыс. руб., то есть  Пкр составило -4191 тыс. руб.

- Рассчитаем изменение  управленческих расходов при  неизменном объеме продаж: 31982-18278 = 13704 тыс. руб. 

Данный фактор снизил прибыль  от продаж, то есть Пур составило

-13704 тыс. руб.

- Рассчитаем влияние на  изменение прибыли от продаж  увеличения цен на продукцию  предприятия. Сравним два объема  продаж отчетного периода, рассчитанных  по ценам предыдущего и отчетного  годов: 

553866-415399,5 = 138466,5 тыс. руб. 

Это свидетельствует о  том, что продукцию продавали  по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль  Пц на сумму 138466,5 тыс. руб.

- Рассчитаем влияние изменения  структурных сдвигов в реализации  продукции (в сторону увеличения  или уменьшения продаж более  рентабельных товаров) на изменение  прибыли от продаж. Для этого  найдем темп роста выручки  от продаж, рассчитанный в ценах  2008 года:

415399,5/483556*100% = 85,9%;

57325-(66761*0,859) = 57325-57348 = -23 тыс.  руб.

 Расчеты показывают, что  прибыль от продаж уменьшилась  на 23 тыс. рыб. в связи с изменением  структуры продаж, в частности,  за счет увеличения объема  продаж нерентабельных товаров:  Пстр = -23 тыс. руб.

Баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение  в 2009 году по сравнению с 2008 годом, подтвердит правильность проделанных расчетов:

Пv + Пс + Пкр + Пур + Пц + Псир = П

(-9413,5)+(-118157)+(-4191)+(-13704)+138466,5+(-23) = -7022 тыс. руб.

Обобщим результаты проведенного факторного анализа прибыли от продаж в табл. 7.

Комплексный факторный анализ прибыли от продаж ОАО «Молочник» показал, что она увеличилась  только за счет влияния фактора: роста  цен на продукцию (на 138466,5 тыс. руб.). Остальные факторы – изменение  себестоимости продаж, управленческих расходов, а также изменение структуры  продаж – привели к понижению  прибыли от продаж на общую сумму 131444,5 тыс. руб.

 

 

 

 

 

Таблица 7

Влияние факторов на изменение  прибыли от продаж ОАО «Молочник»

Факторы изменения прибыли  от продаж

Оценка влияния фактора  на изменение прибыли от продаж, тыс. руб. (+, -)

Изменение прибыли от продаж за сет факторов:

- изменение объема продаж

- изменение себестоимости

- изменение коммерческих  расходов

- изменение управленческих  расходов

- изменение цены

- изменение структурных  сдвигов в объеме продаж

Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж

 

-9413,5

-118157

-4191

-13704

+138466,5

-23

-7022


 

Произведенные расчеты говорят  о том, что у предприятия имеются  достаточные резервы увеличения прибыли от реализации продукции  и, прежде всего, за счет большего снижения производственной себестоимости реализации, управленческих расходов,  изменения  объема продаж, а также за счет возрастания  удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладывают капиталы, и  проводимых предпринимателем хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.

Показатели рентабельности ОАО «Молочник» за 2008 год:

Рпр = 66761/483556*100% = 13,8;

Рз = 66761/383301*100% = 17,4;

Ра = 55640/144799,5*100% = 38,4;

 

                                                                                                                            

 

 

 

Таблица 8

Анализ уровня и динамики рентабельности ОАО «Молочник»

 

Показатели

2008 год

2009 год

Изменение

1. Выручка от продаж (В), тыс. руб. 

483556

553866

70310

2. Полная себестоимость  продукции (С), тыс. руб.

383301

447569

64268

3. Средняя стоимость активов  (Аср), тыс. руб.

144799,5

205677

60877,5

4. Среднегодовая стоимость  собственного капитала (СКср), тыс.  руб.

95528,5

136343,5

40815

5. Среднегодовая стоимость  заемного капитала (ЗКср), тыс. руб.

49271

69333,5

20062,5

6. Среднегодовая стоимость  основных средств (ОСср), тыс. руб.

56985,5

62604

5618,5

7. Прибыль (убыток) от продаж (Ппр), тыс. руб.

66761

59739

-7022

8. Прибыль (убыток) до налогообложения  (Пдн), тыс. руб.

55640

51647

-3993

9. Чистая прибыль (убыток) (Пч), тыс. руб.

41243

39435

-1808

10. Рентабельность продаж (%)

Рпр = Ппр/В*100%

13,8

10,8

-3

11. Рентабельность затрат  на продукцию (%)

Рз = Ппр/С*100%

17,4

13,3

-4,1

12. Рентабельность активов  (%)

Ра = Пдн/Аср*100%

38,4

25,1

-13,3

13. Рентабельность собственного  капитала (%)

Рск = Пч/СКср*100%

43,2

28,9

-14,3

14. Рентабельность заемного  капитала (%)

Рзк = Пч/ЗКср*100%

83,7

56,9

-26,8

15. Рентабельность основных  фондов (%)

Рос = Пч/ОСср*100%

72,4

63

-9,4


 

Рск = 41243/95528,5*100% = 43,2;

Рзк = 41243/49271*100% = 83,7;

Рос = 41243/56985,5*100% = 72,4.

Показатели рентабельности ОАО «Молочник» за 2009 год:

Рпр = 59739/553866*100% = 10,8;

Рз = 59739/447569*100% = 13,3;

Ра = 51647/205677*100% = 25,1;

Рск = 39435/136343,5*100% = 28,9;

Рзк = 39435/69333,5*100% = 56,9;

Рос = 39435/62604*100% = 63.

Все показатели рентабельности в 2009 году снизились в сравнении  с 2008 годом. Из табл. 8 видно, что по сравнению с предшествующим периодом в отчетном рентабельность продаж упала на 3% и составила 10,8%. Это говорит о том, что предприятие в 2009 году с каждого рубля продаж получило 10,8 копеек прибыли. Факторами, обусловившими снижение рентабельности продаж, являются:

- цены на продукцию  предприятия;

- себестоимость продукции.

Влияние факторов рассчитаем способом цепной подстановки, а для  этого определим условный показатель рентабельности продаж:

Русл = (В1-С0)/В0*100% = (553866-383301)/483556*100% = 35,27%

Определим влияние изменения  цен на снижение рентабельности:

Рц = Русл-Р0 = 35,27-13,8 = 21,47%

Влияние себестоимости на уровень рентабельности составил:

Рс = Р1-Русл = 10,8-35,27 = -24,47%

Итог влияния двух факторов равен: 21,47+(-24,47) = -3%

Анализ показал, что повышение  цен способствовало росту рентабельности продаж на 21,47%, однако более резкое повышение себестоимости продукции  привело к падению рентабельности на 24,47%.

Снижение рентабельности затрат на 4,1% - с 17,4% до 13,3%, является следствием превышения темпов роста себестоимости  реализованной продукции над  темпами роста прибыли от продажи.

Доходность всего совокупного  капитала, вложенного в активы также  снизилась, о чем свидетельствует  падение рентабельности активов  на конец 2009 года до 25,1%.

Снижение рентабельности собственного капитала в 2009 году говорит  об ухудшении эффективности его  использования по сравнению с 2008 годом, так же наблюдается ухудшение использования и заемного капитала. В 2009 году каждый рубль заемных средств приносил 56,9 копеек прибыли, хотя в 2008 году данный показатель бал значительно выше (83,7 копеек с одного рубля)

 

 

 

2.3. Анализ деловой активности ООО «Маско»

Деловая активность предприятия  в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота  его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней  и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости, которые  являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ деловой активности ОАО «Молочник» осуществляется через  систему наиболее важных показателей:

Коэффициент оборачиваемости  активов (Ка)  

Ка 2008 = 483556/144799,5 = 3,3;

Аср 2009 = (164370+246984)/2 = 205677 тыс. руб.;

 Ка 2009 = 553866/205677 = 2,7.

Продолжительность одного оборота  в днях (То)

То = 360/ Ка

То 2008 = 360/3,3 = 109 дней;

То 2009 = 360/2,7 = 133 дня.

 

Коа 2008 = 483556/85964 = 5,6;

То 2008 = 360/5,6 = 64 дня;

Коа 2009 = 553866/139599 = 4;

То 2009 = 360/4 = 90 дней.

 

Кз 2008 = 383301/38394 = 10;

То 2008 = 360/10 = 36 дней;

Зср 2009 = (53384+38666)/2 = 46025 тыс. руб.;

 Кз 2009 = 447569/46025 = 9,7;

То 2009 = 360/9,7 = 37 дней.

 

ДЗср 2008 = (40380+38970)/2 = 39675,5 тыс. руб.;

Кдз 2008 = 483556/39675,5 = 12,2;

То 2008 = 360/12,2 = 29 дней;

 

Кдз 2009 = 553866/48212 = 11,5;

То 2009 = 360/11,5 = 31 день.

 

Ккз 2008 = 383301/23624,5 = 16,2;

То 2008 = 360/16,2 = 22 дня;

 

КЗср 2009 = (23318+36948)/2 = 30133 тыс. руб.;

Ккз 2009 = 447569/30133 = 14,8;

То 2009 = 360/14,8 = 24 дня.

Целесообразно учитывать  сравнительную динамику этих показателей. Данные анализа деловой активности ОАО «Молочник» приведены в табл. 9.

Таблица 9

Показатели деловой активности ОАО «Молочник» за 2008 – 2009 гг.

Показатели

2008 год

2009 год

Изменение

1. Коэффициент оборачиваемости  активов, количество раз

3,3

2,7

-0,6

2. Период оборота активов,  дни

109

133

24

3. Коэффициент оборачиваемости  текущих активов, количество раз

5,6

4

-1,6

4. Период оборота текущих  активов, дни

64

90

26

5. Коэффициент оборачиваемости  запасов, количество раз

10

9,7

-0,3

6. Средний возраст запасов,  дни

36

37

1

7. Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности, количество  раз

12,2

11,5

-0,7

8. Период оборота дебиторской  задолженности, дни

29

31

2

9. Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности, количество  раз

16,2

14,8

-1,4

10. Период оборота кредиторской  задолженности, дни

22

24

2

Информация о работе Финансовое состояние предприятия