Анализ затрат на добычу и реализацию нефти предприятия ООО «Бугурусланнефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Себестоимость представляет собой денежное выражение затрат предприятия на производство транспортной продукции.
Управление затратами занимает важнейшее место в структуре управления любой фирмы. Величина расходуемых производственных ресурсов непосредственно влияет на эффективность производства, рентабельность и величину прибыли, поэтому необходимо своевременно планировать, учитывать и контролировать издержки производства. Принятие любого рационального управленческого решения напрямую зависит от точности и корректности информации, которая может быть получена различными методами.

Файлы: 1 файл

что то к кр.docx

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Возрастают затраты на амортизация, так в 2010 году по сравнению  с 2008 годом  увеличились на 95,02 %. Такое  увеличение вызвано увеличением  стоимости основных производственных фондов.

Ситуация  с прочими  затратами на протяжении рассматриваемого периода практически не изменяется. В 2009 года они   увеличиваются на 139 %, а в 2010 году снижаются по сравнению с 2009 годом на 32,5 %.

Ресурсоемкость в отчетном году увеличивается по всем элементам  затрат, кроме отчислений на социальные нужды, что связано с сокращением численности работников. При этом выручка от реализации нефти снижается.

Положительным моментом на увеличение прибыли  явилось снижение ресурсоемкости прочих затрат.

Для более полной характеристики влияния затрат на получаемую прибыль  проведем факторный анализ затрат.

 

 

2.3 Применение метода коэффициентов для факторного анализа затрат по экономическим элементам

 

 

Одним из важнейших приемов экономического анализа является сравнение показателей  в динамике и статике. Для получения  объективных результатов при  использовании методического приема сравнения необходимо привести сравниваемые показатели к сопоставимости. В экономической  литературе предложены следующие основные способы приведения показателей  к сопоставимости [23]:

1 Устранение  влияния изменения цен. Для  этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах. Например, фактические объемы продаж предыдущего и отчетного периодов времени выражаются в единой оценке, т. е. в ценах базисного периода.

2 Устранение  влияния различий в объеме  и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей. Это достигается путем пересчета последних на одинаковый объем и ассортимент продукции.

3 Приведение  сравниваемых показателей к единой  методике их исчисления. Инструкции, регламентирующие методику исчисления отдельных показателей, систематически меняются. В этих случаях для обеспечения сопоставимости показатели, исчисленные до изменения методики, пересчитываются по методике отчетного периода.

4 Периоды  времени, за которые производится  сравнение, должны быть тождественными.

Указанные способы приведения показателей  к сопоставимости являются важнейшими. В практике экономического анализа используются и другие способы в зависимости от специфики отрасли, например устранение сезонных особенностей, территориальных различий и т. д.

В условиях номенклатурной экономики обеспечение  принципа сопоставимости показателей  предусматривалось непосредственно  в формах бухгалтерской отчетности. Например, в отчете о себестоимости продукции содержалась специальная графа «себестоимость по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции»; в отчете о реализации продукции — специальная графа «по плану, пересчитанному на фактически реализованную продукцию».

В настоящее  время ни одна из форм официальной  бухгалтерской отчетности не предусматривает  приведения показателей к сопоставимости, хотя проблема обеспечения сопоставимости приобрела особую актуальность, так как с переходом к рыночным отношениям усилилось влияние следующих факторов:

- конъюнктура  рынка вынуждает организации  динамично обновлять номенклатуру и ассортимент, а также изменять структуру продаж продукции, работ, услуг;

- инфляционные  процессы объективно приводят  к изменению стоимостных показателей объемов производства и продаж продукции, работ, услуг;

- в  организациях имеют место дополнительные  инфляционные затраты на производство и продажи.

Под влиянием названных факторов изменяются показатели прибыли и рентабельности, показатели эффективности использования ресурсов.

По  указанным причинам результаты сравнительного анализа экономических показателей  на основе данных официальной отчетности как в статике, так и в динамике не дают объективной оценки происходящих изменений. В постоянно изменяющихся, нестабильных условиях развития экономики усложнилась проблема динамических и статических сравнений множества абсолютных показателей [24].

Выходом из создавшейся ситуации является использование  для сравнений метода коэффициентов. Поскольку коэффициенты являются относительными величинами, получаемыми путем сопоставления абсолютных показателей, можно считать, что в основном нивелируется влияние таких факторов, как изменение цен реализации, цен и тарифов на потребляемые ресурсы и услуги, а также структурные сдвиги: Именно поэтому для статических и динамических сравнений предпочтительно использовать относительные показатели.

Необходимость применения относительных показателей  четко проявляется при анализе  затрат коммерческой организации по данным формы № 5 годового отчета «Приложение  к бухгалтерскому балансу», а также  по данным формы № 1 - предприятие  «Основные сведения о деятельности предприятий за 20... г.», где представлена информация о затратах коммерческой организации в разрезе экономических  элементов за два года. Многие экономисты проводят анализ путем сравнения  абсолютных сумм затрат за два аналогичных  периода времени и на этой основе делают выводы о снижении или повышении  уровня затрат.

Сравнение абсолютных сумм затрат за два периода  не дает ответа на вопрос об изменении  эффективности затрат в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, так как суммы затрат различаются  по многим факторам, в частности:

- за  конкретный отчетный период затраты  складываются на объем; продаж  товаров, продукции, работ, услуг  данного периода;  

- за  каждый отчетный период затраты  формируются в соответствии с  конкретной структурой товаров,  продукции, работ, услуг;

- инфляционные  процессы по-разному влияют на  отдельные экономические элементы  затрат. Инфляция в большей степени  влияет на такие элементы, как  «Материальные затраты» и «Прочие  затраты», в которых преобладает  оплата услуг сторонних организаций.  В меньшей степени инфляция  влияет на элемент «Затраты  на оплату труда». На амортизационные  отчисления инфляция влияет в  тех случаях, если имели место  переоценка основных фондов, движение  объектов основных фондов, изменение  способов начисления амортизации.

Влияние названных факторов делает по существу несопоставимыми абсолютные суммы затрат за сравниваемые периоды  времени. Поэтому для анализа  необходимым использовать относительные. показатели, т. е. коэффициенты затрат в копейках (или процентах) на; один рубль выручки (нетто) от продаж, поскольку  в относительных' показателях нивелируется влияние названных выше факторов. Сравнение коэффициентов за два аналогичных периода времени дает возможность определить, имела ли место относительная экономия затрат или их относительное повышение.

В настоящее время метод коэффициентов  применяется для анализа некоторых  показателей:

- уровня общепроизводственных, общехозяйственных  расходов 
и расходов на продажу;

- показателей деловой активности  и рентабельности;

- показателей финансовой устойчивости  и ликвидности.

Предметом нашего исследования является изучение возможности более широкого применения метода коэффициентов в  анализе затрат на производство, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности коммерческих организаций [24].

Коэффициенты  имеют особые аналитические возможности, так как позволяют получить реальную картину затратоемкости продукции  в целом и по каждому элементу в отдельности, оценить уровень  планирования, сравнить коэффициенты затрат различных организаций с целью определения конкурентных преимуществ.

Коэффициенты  затрат в копейках (или в процентах) на один рубль выручки (нетто) от продаж можно рассчитать не только по итогу  затрат, но и по каждому элементу затрат:

Коэффициенты, рассчитанные по каждому экономическому элементу и по итогу затрат, имеют конкретные наименования, которые отражают их экономический смысл. Например:

- коэффициент  материалоемкости показывает, сколько  копеек составляют материальные  затраты в одном рубле выручки  от продаж;

- коэффициент  зарплатоемкости отражает уровень  затрат на оплату труда в копейках на один рубль выручки от продаж;

- коэффициент  отчислений по ЕСН отражает  размер единого социального налога  в копейках на один рубль  выручки от продаж;

- коэффициент  удельной амортизации показывает, сколько копеек в одном рубле  выручки занимают амортизационные  отчисления;

- коэффициент  удельных прочих затрат отражает  их величину в копейках на  один рубль выручки от продаж;

- коэффициент  полных затрат показывает, сколько  всего затрат в копейках несет  организация на один рубль  выручки от продаж.

Методика  факторного анализа затрат организации  с применением метода коэффициентов приведена в таблице 5.

 

Таблица 5 Методика факторного анализа затрат организации с применением метода коэффициентов

 

Элементы затрат и другие

показатели

 

Базовый вариант

Отчетный вариант

Изменение затрат на один рубль выручки (нетто) от продаж (+, -), коп.

 

Сумма относительной экономии (повышения) затрат, тыс. руб.

сумма, тыс.

руб.

затраты на один рубль выручки, к.

Сумма, тыс. руб.

затраты на один рубль выручки, к.

1

2

3

4

5

6

7

Материальные затраты

Затраты па оплату труда


 

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

7

Отчисления  на социальные нужды

Амортизация

Прочие  затраты

Итого затрат

Выручка (нетто) от продаж

Рентабельность  продаж, коп.


 

В графах 3 и 5  отражается рентабельность продаж в копейках на один рубль выручки от продаж, которая  рассчитывается следующим образом:

 

                                   

                                               (3)

 

где – рентабельность продаж в копейках на один рубль выручки;

       - итоговая сумма затрат  по пяти элементам;

       В – выручка от продаж.

 

На основе методики, представленной в таблице 5 и исходных данных, содержащихся в таблице 6 проведем факторный анализ затрат в разрезе экономических элементов.

 

Таблица 6 - Факторный анализ затрат в разрезе экономических  элементов

 

Элементы затрат и другие показатели

 

2009 год

2010 год

Изменение (+, -), к.

 

сумма, тыс. р.

затраты на один рубль выручки, к.

сумма, тыс.

р.

затраты на один рубль выручки, к.

1

2

3

4

5

6 (5-3)

Материальные затраты

         

 

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

6

Затраты на оплату груда

         

Отчисления на социальные нужды (ЕСН)

         

Амортизационные отчисления

         

Прочие затраты

         

Итого затрат

         

Выручка(нетто) от продаж

         

Рентабельность продаж, к.

         

 

Прокомментируем результаты анализа коэффициентов  затрат.

В отчетном периоде по сравнению с предыдущим имела место экономия затрат. На один рубль выручки от продаж экономия составила    -16,2 к.,   что обусловлено снижением уровня удельных прочих затрат (-18,6 к.), снижением уровня отчислений на социальные нужды (- 0,1 к.).

Информация о работе Анализ затрат на добычу и реализацию нефти предприятия ООО «Бугурусланнефть»