Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа
Внебюджетные фонды широко распространены не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме стран Содружества Независимых Государств, структура внебюджетных фондов в которых напоминает российскую, внебюджетные фонды существуют и в странах Восточной Европы, в США, Японии, Франции, Германии. Распространенность таких фондов ясно показывает определенную общность факторов, вызвавших к жизни само это явление [19].
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1. Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе 5
1.2. Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 9
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
2.1. Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 13
2.2. Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов 19
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Проблемы развития внебюджетных фондов в России 27
3.2. Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1. Эволюция внебюджетных фондов в России
и за рубежом, их роль в национальной финансовой
системе
1.2. Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 9
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Источники формирования и направления
расходования средств социальных внебюджетных
фондов Российской Федерации
2.2. Анализ структуры и динамики доходов
и расходов средств государственных внебюджетных
фондов
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проблемы развития внебюджетных фондов
в России
3.2. Предложения по развитию внебюджетных
фондов и направления их дальнейшего совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике изменил содержание хозяйственного механизма в России, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Общепризнано, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Мировой
финансовый кризис обусловил снижение
уровня жизни подавляющего числа
населения. В этих условиях, с одной
стороны, возникает потребность
в концентрации ограниченных финансовых
ресурсов на государственном уровне,
а с другой стороны, у государства
возникает необходимость
На сегодняшний день тема внебюджетных фондов актуальна, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Специфика внебюджетных социальных фондов заключается в четком закреплении за ними доходных источников и, как правило, строго целевом использовании их средств.
Цель написания работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- определить экономическую
- провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе;
- на основании результатов анализа предложить пути совершенствования функционирования внебюджетных фондов.
В ходе написания работы использовались следующие методологические подходы и методы:
- абстрактно-логический метод
- монографический, балансовый методы - в процессе анализа результатов деятельности социальных внебюджетных фондов России;
- расчетно-конструктивный и экспериментальный методы - при разработке вариантов оптимизации деятельности внебюджетных фондов.
Объектом курсовой работы являются государственные социальные внебюджетные фонды РФ.
Предмет курсовой работы – состояние государственных социальных внебюджетных фондов РФ.
Методологической и
Массовое появление внебюджетных фондов относится к началу 90-х годов XX века, что обусловлено системным кризисом экономики государства. Резкий спад производства повлек снижение поступлений в бюджет, доходы которого перестали покрывать социальные расходы.
Основным недостатком бюджетного финансирования является обезличивание бюджетных средств и, как следствие этого, возможность недостаточного финансирования социальных и экономических программ, в этих условиях возникла необходимость в обособленных от бюджетов целевых фондах денежных средств с закрепленными за ними доходными источниками. Такого рода фонды позволяют государству эффективнее аккумулировать денежные ресурсы и расходовать их в соответствии с целевым назначением.
Внебюджетные фонды широко распространены не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме стран Содружества Независимых Государств, структура внебюджетных фондов в которых напоминает российскую, внебюджетные фонды существуют и в странах Восточной Европы, в США, Японии, Франции, Германии. Распространенность таких фондов ясно показывает определенную общность факторов, вызвавших к жизни само это явление [19].
Первый внебюджетный фонд был создан во Франции в 1792 году -пенсионный фонд марсельских моряков. С середины 20-х до конца 30-х годов XX века внебюджетные фонды формировались как специальные автономные образования для выхода из великой депрессии: в США создан фонд поддержки малого бизнеса, фонд пенсионного обеспечения и т.д. Конец 40-х – начало 60-х годов XX века, послевоенный период охарактеризовался активным формированием фондов в США, Скандинавских странах, Европе. Аккумуляция осуществлялась в социальных фондах.
Большое
количество внебюджетных фондов существует
во Франции. Самым крупным их них
является Фонд экономического и социального
развития (ФЭСР), созданный в 1955 г. как
инвестиционный. Управление этим фондом
осуществляет казначейство. Во французском
государственном бюджете
Массовое создание фондов по всему миру и дробление их по направлениям пришлось на период 70-х – середину 90-х годов XX века. Например, в Великобритании в середине 80-х гг. насчитывалось свыше 80 крупных внебюджетных фондов, в США - 60, в Японии - 40. Во Франции, Италии и Германии получили развитие кредитные фонды, создаваемые государством совместно с крупными банками с целью финансирования жилищно-коммунальной сферы, транспортного комплекса, связи и коммуникаций, а также фирм, участвующих в выполнении государственных заказов.
На сегодняшний день объем средств, который концентрируется во внебюджетных фондах зарубежных стран значителен: во Франции он приближается к бюджету страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании – треть.
Необходимость формирования государством целевых фондов денежных средств закреплена в международных документах, например, принятые 29 июня 1933 года две конвенции Международной организации труда: Конвенция № 35 «Об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги» и Конвенция № 36 «Об обязательном страховании по старости трудящихся в сельском хозяйстве» [5], предусматривают, что управление финансовыми средствами финансовых страховых социальных фондов ведется отдельно от управления государственными средствами (ст. 10). Эти конвенции не были ратифицированы ни СССР, ни Российской Федерацией, однако именно они закрепили на международно-правовом уровне принцип отделения средств социального страхования от государственного бюджета.
Целевые государственные фонды денежных средств возникли в нашей стране задолго до экономического кризиса 90-х годов XX века. До 1938 года существовал так называемый бюджет социального страхования, утверждаемый отдельно от государственного бюджета [4, 17]. С 1938 года этот бюджет стал составной частью Государственного бюджета СССР и формировался за счет страховых взносов предприятий, учреждений, организаций. Бюджет государственного социального страхования составлялся Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (далее - ВЦСПС) [1].
С 1970 по 1991 год в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1970 года № 214 в составе государственного бюджета существовал специальный фонд, предназначенный для социального страхования колхозников и формировавшийся за счет отчислений колхозов в размере 2,4% фонда оплаты труда.
Одним из первых внебюджетных фондов в начале 90-х годов прошлого столетия был Пенсионный фонд СССР, сформированный в соответствии с законом СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» [12]. С этого времени в СССР, а затем и в РСФСР начался активный процесс образования многочисленных, внебюджетных фондов социальной и экономической направленности, пик которого пришелся на период с 1993 по 1998 год. На тот момент на федеральном уровне существовали Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, Фонд развития исполнительного производства и т.д.
Не меньшее
число внебюджетных фондов существовало
на уровне субъектов Российской Федерации,
а также в муниципальных
Новым этапом развития целевых фондов стало вступление в силу с 1 января 2000 года положений Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, согласно которому на федеральном уровне могут действовать только четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее – ПФР, ФСС, ФОМС и ГФЗН соответственно) [3]. Остальные целевые фонды продолжили свое существование в качестве бюджетных фондов. С 1 января 2001 года, в связи с консолидацией в федеральном бюджете ГФЗН прекратил свое самостоятельное существование [9]. Сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости.
К 2007 году доходы трех внебюджетных фондов были равны одной трети доходов федерального бюджета. В последующие годы отмечена устойчивая динамика в пользу увеличения бюджетов внебюджетных фондов.
Таким образом, существующие в настоящее время внебюджетные фонды составляют своего рода второй, «социальный» бюджет Российской Федерации.
внебюджетный фонд финансовый социальный средство
Проблемы формирования и развития внебюджетных фондов, их роль в формировании и развитии финансовой системы России исследуются многими учёными и практиками.