Анализ рентабельности продаж и производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:00, реферат

Описание работы

Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Это соотношение называется рентабельностью и может быть представлено тремя группами показателей:
показатели рентабельности, характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции;
показатели рентабельности, характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемых инвестиционных проектов;
показатели рентабельности, характеризующие доходность капитала и таких его составляющих, как собственный и заемный капитал.

Содержание работы

Введение................................................................................................................-3-
1. Основные задачи анализа рентабельности и информационная база для его проведения.............................................................................................................-5-
2. Оценка выполнения плана по рентабельности производства и продаж.....-7-
3. Факторный анализ рентабельности производства и продаж......................-16-
4. Анализ рентабельности отдельных видов продукции................................-24-
5. Предложения и рекомендации по повышению уровня рентабельности...-29-
Заключение..........................................................................................................-31-
Список литературы………………………………………………….................-32-

Файлы: 1 файл

АХД.docx

— 77.78 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

студента 5 курса Э-531 учеб. гр. факультета экономики и управления

Слуховой Ольги Павловны

Учебная дисциплина: «Анализ хозяйственной деятельности»

Тема: «Анализ рентабельности продаж и производства»

     

                                                                  

                                   

         

 

                                                                  Преподаватель:

                                                                  Федорова Татьяна Николаевна

                                                             

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................-3-

1. Основные задачи анализа рентабельности и информационная база для его проведения.............................................................................................................-5-

2. Оценка выполнения плана по рентабельности производства и продаж.....-7-

3. Факторный анализ рентабельности производства и продаж......................-16-

4. Анализ рентабельности отдельных видов продукции................................-24-

5. Предложения и рекомендации по повышению уровня рентабельности...-29-

Заключение..........................................................................................................-31-

Список литературы………………………………………………….................-32-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из основных целей любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является прибыль. Но абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами и т.д. Поэтому для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизить риск невозврата кредитных ресурсов.

Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Это соотношение называется рентабельностью и может быть представлено тремя группами показателей:

  • показатели рентабельности, характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции;
  • показатели рентабельности, характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемых инвестиционных проектов;
  • показатели рентабельности, характеризующие доходность капитала и таких его составляющих, как собственный и заемный капитал.

В данной работе рассматривается анализ рентабельности производства и рентабельности продаж.

Данная тема получила достаточно широкое распространение в литературе. В частности, порядок расчета и интерпретации полученных коэффициентов рентабельности, методики их факторного анализа широко представлены в изданиях таких авторов, как Шеремет А.Д., Ковалев В.В., Стоянова Е.С., Крылов Э.И. и другие. Их труды и послужили основой для написания работы.

Настоящая работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.

В первом разделе перечисляются основные задачи анализа рентабельности, а также рассматриваются источники информации, необходимые для его проведения.

Во втором разделе рассматриваются вопросы, связанные, во-первых, с исчислением показателей рентабельности производства и продаж и, во-вторых, с таким этапом анализа, как оценка выполнения  плана по рентабельности производства и продаж предприятия. Здесь довольно полно раскрывается сущность показателей рентабельности производства и продаж, приводятся формулы для их расчета. Оценка выполнения плана по этим показателям рассматривается на конкретном примере.

Третий раздел посвящен факторному анализу рентабельности производства и продаж. Здесь представлены факторные модели этих показателей, определены факторы, оказывающие влияние на их уровень.

Четвертый раздел рассматривает вопросы, связанные с анализом рентабельности отдельных видов продукции, как одного из важнейших и необходимых этапов проведения анализа рентабельности производства и продаж.

И наконец, в последнем, пятом разделе приводятся рекомендации по повышению уровня рентабельности производства и продаж на предприятии в современных условиях.

Вся методика и последовательность проведения анализа рентабельности производства и продаж рассмотрена на условном сквозном примере, который проходит через всю работу.

 

1. Основные задачи анализа рентабельности и информационная база для его проведения

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью. Рентабельность (в отличие от прибыли) полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение экономического эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и так далее) в том или ином отчетном периоде.

Таким образом, показатели рентабельности как одни из основных показателей эффективности финансовой деятельности позволяют совокупно отразить «качество» финансового состояния организации и перспективы её развития.

Задачами проведения анализа рентабельности являются несколько положений:

  • оценка динамики показателей рентабельности с начала года;
  • оценка степени выполнения плана;
  • определение и количественная оценка влияния факторов на показатели рентабельности;
  • выявление возможных резервов роста уровня рентабельности;
  • разработка мероприятий и предложений по результатам анализа.

Кроме этого в процессе анализа необходимо внимательно изучить и проанализировать причины потерь и убытков, вызванных как упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так и неопределенностью внешней среды (инфляция, налоговая политика государства, действующее законодательство по регулированию цен и тарифов и др.), а также провести межхозяйственные сравнения показателей рентабельности анализируемого предприятия с предприятиями-конкурентами.

Структура показателей рентабельности в общем виде представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам, то есть в любом рассматриваемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов. Исходя из этого, основным источником информации для проведения анализа рентабельности является отчетность компании за год, а именно отчет о прибылях и убытках  и  бухгалтерский баланс. Однако здесь нельзя забывать о недостаточной достоверности данных финансовой отчетности, которые чаще всего не отражают реальное положение компании.

Важными источниками информации являются также:

а) данные бухгалтерского учета, отражающие текущие затраты сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, затраты на оплату труда, расход денежных средств на оплату услуг сторонних организаций и т.д.

б) нормы  и нормативы материальных затрат, затрат на оплату труда, использования услуг сторонних организаций, средств труда и нематериальных активов.

в) бизнес-план предприятия, в котором может содержаться следующая полезная информация для анализа рентабельности производства и продукции:

г) правовая, налоговая и финансовая информация.

При анализе данных бухгалтерского учета и отчетности следует особое внимание обратить на материалы инвентаризации имущества, содержание учетной политики предприятия, основные правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Кроме всего вышеперечисленного, вероятно, может понадобиться информация о средних показателях рентабельности по отрасли, в которой работает анализируемое предприятие. Эти сведения можно найти в различных рейтингах и анализах консалтинговых компаний.

 

2. Оценка выполнения плана по рентабельности производства и продаж предприятия

В настоящее время существует более тридцати различных показателей  (коэффициентов) рентабельности. Использование того или иного из них зависит, прежде всего, от целей анализа.

Рентабельность производства (окупаемость затрат) и рентабельность продаж являются одними из универсальных и самых распространенных показателей, которые позволяют сделать основные выводы о работе фирмы.

С помощью показателя рентабельности производства можно оценить эффективность производственной деятельности компании. Когда этот показатель высокий – деятельность уже эффективна. Если же при этом компания получает низкую прибыль, значит, у нее слишком большие непроизводственные расходы. Тем предприятиям, которые выпускают несколько наименований продукции, необходимо рассчитывать рентабельность производства каждого из товаров. Это позволит определить наиболее выгодную продукцию. Увеличив ее выпуск, компания увеличит и прибыль.

Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Естественно, он нужен для выводов об эффективности предпринимательской деятельности предприятия. Но не менее важную роль он играет, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.

Для проведения анализа рентабельности производства и продаж  необходимо, прежде всего, знать, как рассчитываются данные показатели.

В экономической литературе рентабельность продаж предлагается рассчитывать, как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

Рпр = Ппр / Впр ´ 100 %                                                  (1)

Рпрч = ЧП / Впр ´ 100 %                                                (2)

где Рпр – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж;

Ппр – прибыль от продаж;

Впр – выручка от продаж;

Рпрч – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли;

ЧП – чистая прибыль.

При использовании формулы (1) рассчитывается рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж, представляющей собой разницу между выручкой от продаж и суммой затрат, которые относятся к реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, к величине выручки от продаж. Рентабельность продаж, выраженная в процентах, отражает уровень прибыльности продаж, или процент прибыли, содержащийся в выручке от продаж. Если результат формулы (1) выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции (выручки от продаж).

Расчет рентабельности продаж по чистой прибыли с сохранением в знаменателе показателя «выручка от продаж», как и в формуле (1), по мнению специалистов, правомерен лишь для тех предприятий, в текущей деятельности которых операционная и внереализационная деятельность незначительна. Соответственно чистая прибыль практически отличается от прибыли от продаж только по результатам ее налогообложения. В этом случае рентабельность отразит величину процентов (или копеек в одном рубле) прибыли после налогообложения, содержащуюся в выручке от продаж.

Если же предприятие имеет достаточно развитую операционную и внереализационную деятельность, то чистая прибыль является результатом не только выручки от продаж, но и доходов от операционной и внереализационной деятельности. Следовательно, соотнесение чистой прибыли только с величиной выручки от продаж приводит к завышению истинного значения рентабельности, которую правильнее называть уже рентабельностью обычной деятельности. Рентабельность обычной деятельности можно определить по следующей формуле:

Информация о работе Анализ рентабельности продаж и производства