Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия 1.1. Значение финансового анализа в современных условиях 5
1.2. Классификация методов и приёмов анализа 6
1.3. Формирование финансовых результатов предприятия. Прибыль и
ее характеристика 8
1.4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние
предприятия. 11
1.5 Сущность и понятие рентабельности 13
2. Анализ прибыли и рентабельности в ООО «Р-Лайт»
2.1.Анализ формирования и распределения прибыли 16
2.2. Анализ рентабельности 25
3. Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли 33
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение 1. Отчет о прибылях и убытках
Приложение 2. Бухгалтерский баланс

Файлы: 1 файл

КЭА.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

Формирование  крупных финансовых резервов, обеспечивающих  устойчивую  работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной коньюктуры.

      Главной   задачей    финансовой    стратегии    является    достижение

самоокупаемости предприятия.

      Самоокупаемость - это способность  предприятия покрывать  свои  расходы (затраты) результатами производства,  обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах.

      В процессе  достижения  самоокупаемости   решаются  две  важнейшие   для предприятия   проблемы:

а)    борьба    с    убыточностью;

б) повышение  прибыльности.

      Предприятие не только должно  покрывать свои  расходы  доходами,  но  и быть рентабельным, т. е. получать прибыль.

      Самоокупаемость   -   это   неотъемлемый   момент   самофинансирования

предприятия.

    Самофинансирование - способность предприятия из  заработанных  средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать  расширение производства, решение социальных задач. Самофинансирование осуществляется за счет  прибыли  и  амортизации.  В процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов  и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остается  не рераспределенная

прибыль. Из не распределенной прибыли и амортизации  формируется  финансовый фонд или источники самофинансирования предприятия.

      Финансирование может осуществляться  и путем привлечения средств   рынка ссудных капиталов, к которым относятся: кредит банка,  выпуск  ценных  бумаг (акций и облигаций).  Однако  остановимся более подробно  на  собственных источниках финансирования предприятия (собственном капитале).

      Собственный капитал - капитал,  безусловным и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия.

      К собственному капиталу следует  отнести  уставной  фонд (акционерный

капитал), т. е. первоначальные и последующие  вложения  собственных  средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.

      Прибыль   представляет    собой    конечный    финансовый    результат

хозяйствования  предприятия  и  слагается  из  финансового   результата   от

реализации продукции (работ, услуг),  основных  средств  и  иного  имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,  уменьшенных  на  сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято  называть валовой прибылью.

      Прибыль (убыток) от реализации  продукции (работ,  услуг)  определяется

как разница  между  выручкой  от  реализации  продукции  (работ,  услуг)  без

налога на добавленную  стоимость и акцизами и  затратами  на  производство  и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

      Определение прибыли связано с получением валового  дохода  предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг)  по  ценам,  складывающимся  на основе спроса и предложения. В  этом  случае  валовой  доход  предприятия  - выручка от реализации  продукции  (работ,  услуг)  за  вычетом  материальных затрат и представляет собой денежную  форму  чистой  продукции  предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.

      Масса  прибыли  и  валового  дохода  характеризует   размер   эффекта,

получаемого   в   результате  производственно-хозяйственной    деятельности

предприятия.

      В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться  если не  к получению максимальной прибыли, то по крайней мере, такому  объёму  прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно  удерживать  свои  позиции на рынке сбыта  своих  товаров  и  услуг,  но  и  обеспечивать  динамическое развитие его производства  в  условиях  конкуренции.  Для  этого  необходимо знание  источников  формирования   прибыли   и   методов   по   лучшему   их использования.

      В условиях рыночных отношений,  как свидетельствует  мировая   практика, имеется три основных источника получения прибыли :

1. первый - получение  прибыли за счет монопольного  положения предприятия  по  выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;

2.   второй   источник   связан   непосредственно   с   производственной   и

   предпринимательской  деятельностью;

3. третий источник  связан с инновационной деятельностью  предприятия.

      Величина средств для финансирования расширения производства зависят отряда факторов:

1) налогообложения;

2) величины  амортизационных  отчислений;

 3)  поведение предприятия на  рынке   банковских   ссуд;

4)   поведение предприятия на рынке ценных бумаг.

      Остановимся подробнее на влиянии первого фактора,  т.  е.  на  системе

налогообложения, поскольку размер налога непосредственным образом влияет  на размер нераспределенной прибыли (за рубежом  её  называют  чистой  прибылью), которая поступает в распоряжение предприятия.

      Налоги  -  это  обязательные  платежи  физических  лиц  (населения)  и

юридических лиц (предприятий, организаций), взимаемых государством.

       Важнейшим прямым налогом, взимаемым  с юридических лиц, является  налог на прибыль предприятий. Плательщиком данного налога являются  предприятия  и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, а  также иностранные  компании,  занимающиеся  предпринимательской  деятельностью   в России.   Объектом   обложения   является   валовая   прибыль   предприятия.

       

      1.4. Система показателей, характеризующих  финансовое состояние предприятия 

      Финансовая деятельность - это   рабочий  язык  бизнеса,  и   практически

невозможно анализировать  операции или результаты работы  предприятия  иначе, чем через финансовые показатели.

      Стремясь решить конкретные вопросы  и получить квалифицированную  оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают  прибегать к помощи  финансового  анализа,  значение  отвлеченных  данных  баланса  или отчета о финансовых результатах весьма невелико,  если  их  рассматривать  в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки  финансового  положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных  факторов

- финансовым  показателям или коэффициентам.

      Финансовые  коэффициенты  характеризуют   пропорции  между   различными статьями  отчетности. 

      Считается, что если уровень  фактических финансовых коэффициентов   хуже базы  сравнения,  то  это  указывает  на  наиболее   болезненные   места   в деятельности предприятия,  нуждающиеся  в  дополнительном  анализе.  Правда, дополнительный  анализ  может  не  подтвердить  негативную  оценку  в   силу специфичности   конкретных   условий   и   особенностей   деловой   политики предприятия.  Финансовые  коэффициенты  не  улавливают  различий  в  методах бухгалтерского  учёта,  не  отражают  качества   составляющих   компонентов. Наконец, они имеют  статичный  характер.  Необходимо  понимать  ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним  как  к  инструменту анализа.

      Так, для финансового менеджера  финансовые  коэффициенты  имеют   особое значение, поскольку являются основой для оценки  его  деятельности  внешними пользователями отчётности,  акционерами  и  кредиторами.  Целевые  ориентиры проводимого  финансового  анализа  зависят  от  того,  кто   его   проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы ( акционеры ) предприятия  или  его кредиторы.

      Налоговому органу важен ответ  на  вопрос  способно  ли  предприятие  к

уплате  налогов.  Поэтому  с  точки  зрения  налоговых  органов   финансовое

положение характеризируется следующими показателями:

      – балансовая прибыль;

      – рентабельность активов = балансовая  прибыль в % к стоимости активов

      – рентабельность реализации = балансовая  прибыль  в  %  к  выручке   от

реализации;

      – балансовая прибыль на 1 рубль  средство на оплату труда.

      Исходя из  этих  показателей,  налоговые  органы  могут   определить  и

поступление платежей в бюджет на перспективу.

      Банки  должны  получить   ответ   на   вопрос   о   платёжеспособности

предприятия, т. е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.

      Управляющие предприятием главным образом интересуются

эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия. 

1.5 Сущность и  понятие рентабельности

         

     Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности  производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов . Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

     Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к  сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

     Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли  к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции .

     Каждое  предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную  деятельность на принципах самоокупаемости  и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

     Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении  эффективности производства или  торговли. Сумма прибыли может  увеличиваться, а эффективность  производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

  • отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
  • отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

     Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

     Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев  для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

     Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней  нормы прибыли, а устанавливается  государством в плановом порядке  с учетом уровня цен и себестоимости  продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия