Анализ прибыли и рентабельности ЧУ Санаторий-Профилакторий «Леневка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:28, практическая работа

Описание работы

Целью практической работы является анализ прибыли и рентабельности ЧУ Санаторий-Профилакторий «Леневка» (пищеблок) и выявление путей повышения данных показателей в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
провести анализ прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»;
разработать направления повышения прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Прибыль производственного предприятия:
1.1 Понятие, значение, виды и функции прибыли………………………5
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли……....11 1.3 Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……………………………………………………………………...14
1.4 Анализ распределения и использования чистой прибыли………....18
2. Рентабельность производственного предприятия:
2.1 Понятие рентабельности и его сущность…………………………....27
2.2 Показатели рентабельности…………………………………………..31
3. Анализ прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка»:
3.1 Характеристика объекта исследования……………………………...37
3.2 Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»………………………………………………………44
3.3 Анализ прибыли предприятия общественного питания……………47
3.4 Анализ рентабельности предприятия………………………………..50
3.5 Анализ рентабельности производства продукции………………….53
Заключение……………………………………………………………………….57
Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

Отчёт по практике Прибыль ее распределение и пути повышения.doc

— 460.00 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Основными функциями  рентабельности являются [43, с.215]:

    • учетная;
    • оценочная;
    • стимулирующая.

Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

1) отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

2) отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл  имеют признаки рентабельности, которые  характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические  интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических  интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала [17, с.52].

2.2 Показатели рентабельности

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования [45, с.333].

К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  • Рентабельность продукции

Рентабельность продукции  можно выразить двумя способами. По первому способу рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется отношением прибыли (П) к себестоимости (С) [32, с.313]:

Рпрод = П / С*100                                                             (1.2.2.1.)

Роль этого показателя состоит в том, что с его  помощью дается оценка затрат предприятия  на единицу выпускаемой продукции, т.е. окупаемость издержек.

Второй способ расчета  показателя уровня рентабельности продукции - это расчет с учетом доходности на вложенный капитал [32, с.314]:

Рв.к. = (ВК*УД в.к.) / (Сед*ОРнат)*100                        (1.2.2.2.)

где: Рв.к. – рентабельность на вложенный капитал;

       ВК  – вложенный в данное производство капитал;

       УД  в.к. – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

        Сед - себестоимость единицы продукции;

        ОРнат - объем реализации в натуральном выражении.

  • Рентабельность продаж

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле [33, с.297]:

ROS = Пп / В*100                                                             (1.2.2.3.)

где: ROS – рентабельность продаж,

        Пп – прибыль от продаж,

        В – выручка от продаж.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Этот показатель может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение себестоимости может означать и падение спроса на нее.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом  чистой прибыли.

  • Рентабельность активов (или доходов от инвестиций) [33, с.610]:

ROА = П / Аср*100                                                           (1.2.2.4.)

где: ROА – рентабельность активов;

       П  – прибыль предприятия;

       Аср  – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может  встречаться под названием ROI - рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по балансовой и чистой прибыли.

Существует взаимосвязь  между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов (Коб.акт) и рентабельностью продаж, которую можно представить в следующем виде [33, с.315]:

ROА = ROS*Коб.акт. = (П/В)*(В  / Аср) = П / Аср        (1.2.2.5.)

Иначе говоря, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и доли чистой прибыли в выручке от объема реализации и средней величины активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйственных связей), так и субъективными (неумелым управлением запасами товарно-материальных ценностей и состоянием расчетов с покупателями, а также отсутствием их надлежащего учета). Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме:

 

Рис. 7. Факторная модель рентабельности активов

Обычно при анализе  рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, так как  их влияние на этот показатель значительно  зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле [33, с.423]:

Ро.а. = ЧП / А*100                                                            (1.2.2.6.)

где: Ро.а. – рентабельность оборотных активов;

       ЧП  – чистая прибыль предприятия;

        А – средняя величина оборотных активов.

Предприятие может аналогичным  образом рассчитывать рентабельность внеоборотных активов.

  • Рентабельность акционерного, или собственного капитала

Данный показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного средств, используемых предприятием, собственных средств [33, с.423]:

ROЕ = ЧП / СКср*100                                                      (1.2.2.7.)

где: ROЕ – рентабельность собственного (акционерного) капитала;

      ЧП – чистая прибыль предприятия;

        СКср – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Особенность этого показателя в том, что он:

  • показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль;
  • степень риска предприятия, отражающую рост ROЕ.

На основе ROЕ предприятие  может прогнозировать темпы роста  своей прибыли. Прирост прибыли  в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета [32, с.316]:

П = (ROЕ*Кр.п) / 100                                                       (1.2.2.8.)

где: П – прирост прибыли в планируемом году;

       Кр.п  – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли; отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.

Во взаимосвязи с ROЕ  может быть использована знаменитая формула Дюпона [32, с.317]:

ROЕ = (ЧП / В) * (В / Аср) * (Аср / СКср)                      (1.2.2.9.)

Данная формула значительно  расширяет аналитические возможности  предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

  • динамику чистой прибыли в выручке от продаж (рентабельность продаж);
  • эффективность использования активов на основе выручки от продаж и существующие тенденции (оборачиваемость активов);
  • структуру капитала предприятия на основе той доли, которая составляют в активах собственные средства;
  • влияние вышеперечисленных факторов на ROЕ.

Вместе с расчетом ROЕ предприятиям следует рассчитать рентабельность так называемого  перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом [33, с.105]:

Рп.к. = ЧП / ПКср*100                                                      (1.2.2.10.)

где: Рп.к. – рентабельность перманентного капитала;

       ЧП  – чистая прибыль предприятия;

        ПКср – средняя величина собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период.

Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов и способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как  долгосрочных и краткосрочных в  целом, так и отдельно краткосрочных  пассивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка»:

 

                         3.1 Характеристика объекта исследования

 

Санаторий – профилакторий  «Леневка» одно из старейших лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, расположен в самом сердце Среднего Урала, на правом берегу Леневского водохранилища, в 35 километрах от города Нижний Тагил. Санаторий – профилакторий создан с целью обеспечения оздоровления людей, в т.ч. диагностирования, лечения, профилактики заболеваний сердечнососудистой системы, органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Санаторий имеет  право оказывать большой комплекс медицинских услуг, диагностического и лечебного профиля. Кроме того достаточно большое количество бытовых  и прочих услуг, направленных на повышение  комфортности лечения и проживания посетителей санатория. Все виды деятельности санатория пролицензированы и аккредитованы.

В санатории  оказывается более 25 видов медицинской  деятельности и более 15 видов бытовых, развлекательных, спортивных услуг. Медицинская помощь оказывается по следующим направлениям: лазеро- и магнитотерапия (аппарат «Алма»), озонотерапия, аэрофитотерапия, бальнеотерапия (сауны, лечебные ванны и души, подводный душ-массаж), грязелечение, мануальная терапия, психотерапия, кабинет для коррекции позвоночника (аппарат «Девид», подводное вытяжение позвоночника), сухие углекислые ванны. Комплекс оснащен оборудованием от лучших европейских производителей медицинской техники. Новый лечебно-оздоровительный комплекс включает в себя спортивный и тренажерный залы, бани-сауны (русская, алтайская), аквапарк с гидромассажем и детскими аттракционами, солярий, косметический и массажный кабинеты, уютные кафе и фитобар.

Структура управления санатория-профилактория «Леневка» - это совокупность и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев, выполняющих определенные функции. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 8.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности ЧУ Санаторий-Профилакторий «Леневка»