Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «Могилевхлебпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии. Для реализации данной цели определены следующее задачи:
рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
дать экономическую характеристику предприятия, на материалах которого выполняется курсовая работа;
глубоко изучить методику проведения анализа маркетинговой деятельности предприятия;
провести анализа маркетинговой деятельности предприятия по следующим направлениям:

Содержание работы

Введение 3-4
1Теоретические основы анализа маркетинговой деятельности 5
1.1 Роль и место маркетинга в деятельности предприятия 5-6
1.2 Сущность маркетингового анализа 7
1.3 Сегодняшние проблемы и перспективы маркетинга
на предприятиях в условиях белорусской действительности 8-9
2 Характеристика предприятия, стратегия его развития 10-13
3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 14
3.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, анализ рынков сбыта продукции 14-22
3.2 Анализ ценовой политики предприятия 23-25
3.3 Анализ конкурентоспособности продукции 26-30
3.4 Анализ стратегии маркетинга 31-40
4 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 41
4.1 Основные направления маркетинговой политики в 2011 году 41-43
4.2 Разработка новой стратегии маркетинга 44-46
Заключение 47-48
Список литературы 49
Приложение А – Паспорт предприятия

Файлы: 1 файл

1.doc

— 5.20 Мб (Скачать файл)

Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим показателям. /1/

Так как оценку необходимо производить по конкретному образцу, а ассортиментный ряд предприятия довольно широкий, то не предоставляется возможности в данной работе провести анализ каждой ассортиментной позиции. Так, проведем общий анализ конкурентоспособности продукции по показателям качества продукции, так как его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

 

В процессе анализа  качества продукции решаются следующие  задачи:

- оценивается  технический уровень продукции;

- выявляются  отклонения этого уровня в  разрезе отдельных изделий по  сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- анализируется  структура выпуска продукции  по параметрам, характеризующим  качество ее изготовления и  поставки;

- выявляются  факторы, сдерживающие рост технического  уровня продукции;

- обосновываются  возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Показатели  качества продукции анализируются  путем сравнения фактических  данных с предыдущими отчетными  периодами, планом, аналогичными данными  других родственных предприятий. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Одна из главных задач анализа - изучить динамику нижеперечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции. Итак:

А) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

Б) удельный вес сертифицированной продукции;

В) удельный вес продукции высшей категории качества;

Г) средневзвешенный балл продукции;

Д) удельный вес забракованной продукции;

Е) удельный вес экспортируемой продукции.

Проведем анализ по двум первым показателям, которые  характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

А) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске:

В Приложении В представлены новые виды продукции в общем объеме произведенной продукции. При этом удельный вес новой продукции составил 45,8% в 2009г. и прогнозируется 46,8% в 2010г., для чего запланирована работа по освоению новых видов упаковки, по совершенствованию упаковочных материалов для хлебобулочных и кондитерских изделий. Кроме того, предприятием будет увеличен объем выпуска товаров в мелкой расфасовке (вафли). На 2010г. на предприятии разработаны мероприятия по повышению качества, освоению новых видов изделий и импортозамещающей продукции, что позволит выпустить новых видов изделий на сумму 48,7 млрд.руб., что составит не менее 46% общего выпуска продукции.

В планируемом  году на приобретенной автоматической отсадочной итальянской машине MIMAC будет освоен выпуск отсадного печенья, в том числе глазированного и декорированного в красочной упаковке.

Будет налажен  также выпуск новых видов изделий  – пончиков, берлинеров на закупленных  новых линиях по выпуску этих изделий.

Впервые предприятие  приступит к производству тарталеток и вафельных стаканчиков.

Освоение этих изделий даст дополнительно товарной продукции на сумму 150 млн.рублей.

Для удовлетворения спроса отдельных групп населения  на продукцию профилактического  назначения на предприятие вырабатывается до 90 наименований диетических хлебобулочных изделий, в том числе 30 наименований диабетических изделий. Особое внимание к группе диетических, в том числе диабетических изделий, вызвано ростом заболеваний среди населения и их профилактикой. Планируется выпускать широкий ассортимент новых диетических и диабетических изделий, выводящих радионуклиды из организма, а также предназначенных для людей, страдающими нарушением обмена веществ, кишечно-желудочными заболеваниями. Так, рост диетических изделий составит 227 тн или 1,6% к уровню прошлого года.

В 2010 году предприятие должно быть ориентировано на увеличение выпуска продукции профилактического назначения с использованием картофельной клетчатки «Potex», яблочной клетчатки «Витацель AF-400», премиксов витаминно-минеральных, фитокомпозиций, концентрата лактулозы, цельного зерна пшеницы, пшеничных отрубей, зародышевых хлопьев пшеницы, йодказеина, морской капусты и т.д.

Также на 2010г. необходимо разработать мероприятия по техперевооружению, развитию и модернизации мощностей, являются одним из главных факторов повышения качества продукции, снижения затрат, повышения конкурентоспособности, выпуска новых видов изделий.

В общем положительная динамика удельного веса новой продукции также должна отразиться на ценовой политике предприятия, т.к. широта и глубина ассортимента говорят о производственном потенциале предприятия, с одной стороны, и о возможном коммерческом успехе на рынке — с другой.

Б) удельный вес  сертифицированной продукции:

В настоящее  время на предприятиях выпускается  сертифицированная продукция:

-пряничные изделия;

- печенье овсяное;

- вафли весовые;

- безалкогольные  напитки;

- плодово-ягодные  вина;

- макаронные  изделия;

-повидло; 

-мармелад;

-заменитель  цельного молока (ЗЦМ);

- соки фруктовые.

Объем сертифицированной  продукции в соответствии с доведенным Заданием департамента должен достигнуть 14% в 2010г. при 13,4% в 2009г. (Приложение Е).

На предприятиях РУПП « Могилевхлебпром», согласно Положения о производственных лабораториях предприятий хлебопекарной промышленности, осуществляется входной контроль основного и дополнительного сырья, внутренний и внешний контроль качества выпускаемой продукции, технологического процесса.

Постоянный  и правильно организованный контроль производства дает возможность следить за качеством полуфабрикатов, не допуская отклонений от физико-химических показателей, позволяет обеспечить выпуск готовой продукции, отвечающей требованиям ТНПА. Контроль за качеством выпускаемой продукции осуществляют работники производственных лабораторий на основании действующих ТНПА, схем контроля и соответствующих инструкций.

С 2008 года на всех предприятиях РУПП «Могилевхлебпром»  внедрена и сертифицирована система  менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001. В 2010 году планируется расширение действия сертификатов и подготовка производств к внедрению и сертификации систем управления безопасностью пищевых продуктов HACCP.

Так, основными  планируемыми мероприятиями по повышению  качества и освоению импортозамещающей продукции на 2010г. я бы назвала следующие:

- освоение новых технологий (4,5,6 стадий) производства заварных сортов хлеба с добавлением квасов хлебопекарных, сухофруктов, фитокомпозиций – для расширения ассортимента, увеличения сроков хранения;

- производство  вафельных изделий с новыми  развесами в новой упаковке с красочной художественной отделкой, с использованием новых видов сырья – для расширения ассортимента импортозамещающей продукции, более полного удовлетворения спроса покупателей;

- производство  полуфабрикатов кондитерских выпеченных  – для увеличения объемов реализации кондитерских изделий;

- производство  тортов, пирожных, изделий мучных  кондитерских диетических и обогащенных  – для расширения ассортимента  изделий профилактического назначения;

- освоение хлебобулочных  и кондитерских изделий повышенной  пищевой и биологической ценности – для расширения ассортимента изделий, обогащенных премиксами витаминно-минеральными, фитокомпозициями;

- проведение  работ по увеличению сроков  годности кондитерских изделий.

Анализ последних 4 показателей представлен в таблице 6.

 

 

 

 

 

Таблица 6 - Анализ показателей качества продукции

 

Показатель

Предшествующий 

год

Текущий год

план

факт

Средневзвешенный  балл качества продукции

0,70

0,75

0,74

Удельный вес, %:

     

- продукции  высшей категории качества

75,0

76,0

78,0

- экспортируемой  продукции

0,76

0,20

0,23

- забракованной  продукции

0,55

0,40

0,50


 

Как видно из таблицы за отчетный год на предприятии  проделана определенная работа по улучшению  качества продукции и повышению  ее конкурентоспособности, о чем  свидетельствует увеличение удельного  веса продукции высшей категории качества.

По экспортируемой продукции в текущем году, несмотря на то, что план был перевыполнен, в сравнении с прошлым годом этот показатель намного меньше.

Косвенным показателем  качества продукции является брак. Удельный вес забракованной продукции фактически оказался больше на 0,1%, чем запланированный. А выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. Необходимо изучить причины понижения качества и допущенного брака продукции и разработать мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции могут быть, например, плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

Кроме того, важными направлениями повышения конкурентоспособности продукции являются - совершенствование процесса товародвижения, организация торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции. Эти и некоторые другие инструменты стимулирования спроса будут рассмотрены в следующем разделе.

 

 

 

 

 

 

 

3.5 Анализ стратегии  маркетинга

 

 

В данном разделе  проанализируем существующую стратегию  маркетинга по следующим направлениям:

  • коммуникационная политика;
  • товарная политика;
  • политика распределения.

 

  1. Коммуникационная политика:

Каждый человек  является покупателем, приобретая ежедневно  хлеб, молоко, газеты или другие товары. При этом он делает свой выбор среди  имеющихся предложений, по особым, известным  только ему причинам и лишь 10 % покупок совершает необдуманно, спонтанно. Выбирая для покупки тот или иной товар, покупатель, безусловно, отдает предпочтение тому из них, который, на его взгляд, изготовлен лучшей фирмой и поэтому, по его мнению, он несравненно лучше других имеющихся аналогичных товаров. У такого покупателя заранее сложился определённый образ данной фирмы и её товаров, сложилось мнение об их превосходстве над другими аналогичными товарами. Такое мнение покупателя может сложиться стихийно, и тогда, оно, безусловно, не всегда будет благоприятно для фирмы. Фирма поступит более благоразумно, если она сама побеспокоится о своём имидже, создаст мнение о престижности её товаров. Всё это обеспечивается путём разработки правильной реализации политики продвижения товара или коммуникационной политики фирмы. Эта политика реализуется благодаря использованию таких средств коммуникации как: - реклама; - личная продажа; - стимулирование продаж; - пропаганда.

В 2009 году на рекламные цели РУПП «Могилевхлебпром» израсходовано более 80 миллионов рублей, это больше, чем в 2008 году на 60%. Наиболее масштабно осуществлялись следующие рекламные компании:

  1. «Пасхальная рекламная компания» - реклама пасхального ассортимента - в газете «Вестник Могилева», а также посредством демонстрации на баннерных конструкциях в фирменной торговле;
  2. Реклама, приуроченная ко Дню независимости;
  3. «Новогодняя и рождественская рекламная компания».

С начала 2009г. проводились такие  маркетинговые мероприятия как:

  - выход на страницах газеты «Могилевская правда» рекламной статьи «Нескучное чаепитие с продукцией «Могилевхлебпром»;

  - прокат на канале «Могилев-2» сюжета о куличах и кексах в преддверии праздника «Пасхи», упор был сделан на свободное время хозяек и на традиции домашней выпечки; вкладыш в продукцию к празднику Пасхи – продукция выглядела значительно привлекательнее;

  - реклама новинок пирогов на радио с целью обеспечения максимальной аудитории слушателей;    

- прокат на светодиодном экране, расположенном на ул. Первомайской, рекламных поздравительных роликов: новинки пирожных, сухарей, вафельных батончиков (ко Дню независимости); новогодние торты;

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «Могилевхлебпром»