Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «Могилевхлебпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии. Для реализации данной цели определены следующее задачи:
рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
дать экономическую характеристику предприятия, на материалах которого выполняется курсовая работа;
глубоко изучить методику проведения анализа маркетинговой деятельности предприятия;
провести анализа маркетинговой деятельности предприятия по следующим направлениям:

Содержание работы

Введение 3-4
1Теоретические основы анализа маркетинговой деятельности 5
1.1 Роль и место маркетинга в деятельности предприятия 5-6
1.2 Сущность маркетингового анализа 7
1.3 Сегодняшние проблемы и перспективы маркетинга
на предприятиях в условиях белорусской действительности 8-9
2 Характеристика предприятия, стратегия его развития 10-13
3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 14
3.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, анализ рынков сбыта продукции 14-22
3.2 Анализ ценовой политики предприятия 23-25
3.3 Анализ конкурентоспособности продукции 26-30
3.4 Анализ стратегии маркетинга 31-40
4 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 41
4.1 Основные направления маркетинговой политики в 2011 году 41-43
4.2 Разработка новой стратегии маркетинга 44-46
Заключение 47-48
Список литературы 49
Приложение А – Паспорт предприятия

Файлы: 1 файл

1.doc

— 5.20 Мб (Скачать файл)

Рентабельность  реализованной продукции в 2009г. составила 5,8% при 4,91% в 2008г, что существенно отразилось на прибыли от реализации продукции, темп роста которой в 2009г. составил 141,8%.

В условиях острой конкурентной борьбы за своего покупателя предприятие уделяет большое внимание расширению и обновлению выпускаемого ассортимента, который в 2009г. насчитывал более 300 наименований хлебобулочных и более 300 кондитерских изделий, из которых новые виды составили по хлебобулочным изделиям 160 наименований, по кондитерским – 215 наименований. Разработано новых видов 59 наименований кондитерских и 60 наименования хлебобулочных изделий. Освоено 19 наименований новых видов безалкогольных напитков, 4 наименования соков, 2 наименования муки экструзионной. Всего выпущено нового ассортимента на сумму 41,2 млн.рублей или 45,8% от всего выпуска товарной продукции, что на 15,3% больше, чем в предшествующем году.

Доля сертифицированной  продукции в 2009 году возросла на 2,8% и составила 13,4 % в объеме всего  производства продукции.

Большое внимание уделяется выпуску и разработке хлебобулочных изделий, предназначенных  для профилактического и лечебного питания. Таких видов вырабатывается до 90 наименований, в т.ч. 30 наименований диабетических изделий. Более 27% выпущенных хлебобулочных изделий или 14,1 тыс.тн в 2009г. являются диетическими. Выпуск диабетических изделий составил 1,3  тыс.тн или 2,5 % от общего выпуска хлебобулочных изделий.

Заслуженным вниманием  не только в нашем регионе, но и  в других областях республики пользуются кондитерские изделия на основе вафельного полуфабриката. Их ассортимент насчитывает 12 видов вафель и 10 наименований тортов,  5 видов штучных вафельных изделий, упакованных в «жемчужную» пленку, освоен выпуск вафельных тортов развесом 0,55 кг и наборы пирожных развесом 0,3 и 0,55.

 

 

 3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия

 

 

3.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, анализ рынков сбыта продукции

 

 

Основная цель маркетингового анализа - изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.

Степень чувствительности спроса к изменению цены измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ер):

 

  Процентное изменение количества спроса i-го товара

Ер   = ------------------------------------------------------------------------            (1)

Процентное изменение цен на товар

 

Коэффициент эластичности спроса по доходу (Ed) характеризует степень чувствительности спроса на товар при изменении дохода потребителей:

 

               Процентное изменение количества спроса i-го товара

Ed =----------------------------------------------------  (2)

                         Процентное изменение доходов покупателей

 

Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный - если меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю, спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на продукцию. Если коэффициент эластичности равен единице (единичная эластичность), то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в условиях инфляции. /8/

 

Спрос на продукцию, независимо от того, каким он является, не существует вне рынка. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д.

Анализировать рынок сбыта нашего предприятия начнем с детальной характеристики рынка производства хлебобулочных и кондитерских изделий Могилевской области за последние 3—5 лет.

Численность населения  Могилевской области на 1 октября 2009 года составила 1121,1 тысяч человек, с 1995 года она уменьшилась на 9,1%, и на 0,92% меньше чем в прошлом году, из них городское население - 74,5%. В состав области входят 21 район, 15 городов,  9 поселков городского типа. Крупнейшие города – Могилев, Бобруйск, Осиповичи, Кричев. В 9 районах области размещены филиалы РУПП «Могилевхлебпром» (Могилев, Бобруйск, Быхов, Горки, Кричев, Мстиславль, Климовичи, Костюковичи, Осипововичи).

По данным Могилевского областного управления статистики емкость рынка хлебобулочных изделий за 2009г. составляет 63 303 тысяч тонн, что на 1,4 процента меньше прошлогодней и на 18 процентов меньше емкости 2007 года. То есть происходит сжатие рынка,  частично это объясняется уменьшением численности населения области, а также особо следует отметить сокращение потребления хлеба семьями, в связи с изменением рациона питания, желанием потребителей покупать «полезные, здоровые продукты», увлечением разнообразными низкоуглеводными диетами. Сходная ситуация наблюдается и в целом по республике. Однако, темпы падения производства и потребления хлеба значительно замедлились и рыночная ситуация продовольственного рынка относительно стабилизировалась, рынок стал более «цивилизованным», а товары разнообразными. К примеру, отвечая потребительским ожиданиям, увеличился выпуск заварных сортов хлеба, улучшенных сортов хлеба, в рецептуру которого входят натуральные  компоненты, придающие ему специфический аромат и вкус. Кроме того, солод, картофельная крупка, патока, тмин предотвращают черствение хлеба. Значительно возросло качество хлеба за счет его пищевой и биологической ценности, снижения количества сахара, жира, изменения формы и размера. Так, реализация диетических сортов хлеба производства РУПП «Могилевхлебпром» увеличилась на 46% по сравнению с прошлогодней, а диабетических на 10 %

Емкость рынка  производства кондитерских изделий за 2009г. составляет 3167 тонн, что отражает рост на протяжении 4 последних лет по Могилевской области, доля рынка РУПП «Могилевхлебпром» также имеет положительную тенденцию. В 2009 году доля производства кондитерских изделий предприятиями Могилевской области составила 85,6%, то есть выше емкости 2008 года на 2,3%.

Рассмотрим  приведенные в таблице 2 данные производства отдельных видов продуктов питания по городам областного подчинения и районами Могилевской области.

 

Таблица 2 - Производство отдельных видов продуктов питания по городам областного подчинения и районам Могилевской области (тонн)

Могилевская область

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

х/бул. издел.

стр-ра %

кондит.издел

х/бул. издел.

стр-ра %

кондит.издел

стр-ра %

стр-ра %

х/бул. издел.

стр-ра %

кондит.издел

стр-ра %

х/бул. издел.

стр-ра %

кондит.издел

стр-ра %

Всего

84121

100

2383

75318

100

2815

100

100

70035

100

2840

100

63303

100

3167

100

в том числе:

                               

Могилев

31207

37,1

1394

26025

34,6

1663

59,1

59,1

21450

30,6

1694

59,8

19980

31,6

1928

60,9

г.Бобруйск

17290

20,6

341

14917

19,8

341

12,1

12,1

14657

20,9

349

12,3

12817

20,2

350

11,1

Белыничский

1783

2,1

83

1883

2,5

69

2,5

2,5

1910

2,7

71

2,5

1645

2,6

67

2,1

Быховский

2523

3,0

22

2349

3,1

24

0,9

0,9

2209

3,2

27

1,0

1882

3

24

0,8

Глусский

1343

1,6

28

1157

1,5

40

1,4

1,4

1121

1,6

42

1,5

1048

1,7

25

0,8

Горецкий

4284

5,1

30

4072

5,4

31

1,1

1,1

3741

5,3

31

1,1

3258

5,1

2,7

0,9

Дрибинский

541

0,6

 

599

0,8

     

599

0,9

 

0,0

549

0,9

   

Кировский

1775

2,1

69

1898

2,5

79

2,8

2,8

1923

2,7

64

2,3

1823

2,9

53

1,7

Климовичи

2379

2,8

31

2277

3,0

34

1,2

1,2

2220

3,2

34

1,2

1946

3,1

31

1

Кличевский

1052

1,3

30

1256

1,7

39

1,4

1,4

1206

1,7

47

1,7

1040

1,6

48

1,5

Костюковичи

1795

2,1

12

1704

2,3

17

0,6

0,6

1645

2,3

17

0,6

1447

2,3

19

0,6

Краснополье

554

0,7

35

539

0,7

     

540

0,8

 

0,0

495

0,8

   

Кричевский

2861

3,4

27

2447

3,2

34

1,2

1,2

2402

3,4

41

1,4

2208

3,5

45

1,4

Круглянский

1116

1,3

60

960

1,3

1

0,0

0,0

960

1,4

 

0,0

880

1,4

   

Мстиславский

2274

2,7

29

2239

3,0

42

1,5

1,5

2204

3,1

44

1,6

1980

3,1

24

0,8

Осиповичский

4524

5,4

47

3876

5,1

284

10,1

10,1

3825

5,5

209

7,4

3271

5,2

357

11,3

Славгород

983

1,2

 

848

1,1

     

848

1,2

 

0,0

777

1,2

   

Хотимский

1044

1,2

30

938

1,2

5

0,2

0,2

938

1,3

5

0,2

860

1,4

   

Чаусский

1664

2,0

52

1788

2,4

52

1,8

1,8

2226

3,2

47

1,7

2360

3,7

50

1,6

Чериковский

968

1,2

 

989

1,3

     

1039

1,5

 

0,0

965

1,5

1

 

Шкловский

2161

2,6

63

2557

3,4

60

2,1

2,1

2372

3,4

118

4,2

2072

3,3

118

3,7


 

Анализируя данные производства отдельных видов продуктов питания по городам областного подчинения и районами Могилевской области, следует отметить, что доля рынка производства хлебобулочных и кондитерских изделий РУПП «Могилевхлебпром» составляет 73,4% по хлебобулочным изделиям и 85,6% по кондитерским изделиям, что по хлебу практически остается на том же уровне последние 2 года.

Данные показатели свидетельствуют о достаточно прочном  положении РУПП «Могилевхлебпром»  на рынке производителей Могилевской  области. Однако ситуация осложняется  следующими факторами:

  • в феврале 2008 года была открыта новая пекарня в гипермаркете «Гиппо» с объемом производства 1 тонна в сутки;
  • в крупных универсамах открываются цеха по выпечке кондитерских изделий и мелкоштучных булочных изделий, кроме того, по кондитерской группе имеет место ввоз продукции в широком ассортименте из-за пределов РБ;
  • в Могилевской области активно открываются предприятия негосударственной формы собственности по выпуску хлебобулочных и кондитерских изделий без согласования с Минсельхозпродом, цены у которых ниже, чем у хлебозаводов из-за небольших условно-постоянных расходов;
  • районные органы власти, поддерживая местных производителей хлебобулочных изделий, не дают согласие на торговлю в своих регионах нашей продукцией.

Для выявления  причин отрицательной динамики проведем детальный анализ рынка сбыта, в первую очередь изучив динамику и структуру исследуемого рынка.

 

Таблица 3 - Структура реализации х/б и кондитерской продукции    

 

Области РБ

хлебобулочные изделия

кондитерские изделия

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

отклон. От 2005г. (%)

отклон. От 2006г (%)

отклон. От 2007г (%)

отклон. От 2008г (%)

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

отклон. От 2005г. (%)

отклон. От 2006г (%)

отклон. От 2007г (%)

отклон. От 2008г (%)

Могилевская область

61643

57130

53759

51453

50234

93

94

96

98

1326

1279

1426

1798

2255

96

111

126

125

в. т.ч. г.Могилев

20015

19660

19267

18295

18413

98

98

95

101

524

585

564

688

815

112

96

122

119

Минская область

 

74

42

51

81

 

57

122

158

97

129

144

91

74

133

112

63

82

в т.ч. г.Минск

 

70

42

49

49

 

60

117

100

53

37

50

25

20

70

135

50

80

Витебская область

157

138

91

44

95

58

66

49

214

51

57

39

45

44

112

68

115

98

Гомельская область

 

29

 

12

         

5

17

34

28

20

340

200

82

71

Брестская область

   

42

           

328

337

336

375

521

103

100

112

139

Гродненская область

                 

39

72

25

25

35

185

35

100

140

Экспортные поставки

   

167

428

155

   

256

36

     

5

2

     

38

Итого

61800

57371

54101

51988

50565

88

94

96

97

1845

1891

2004

2366

2951

102

106

118

125


 

Анализ структуры  и динамики реализации х/б изделий за последние 5 лет показал, что с 2005 года объем продаж по объединению упал на 11 235 тонн (или 18%). Учитывая, что основным рынком сбыта х/б продукции является рынок Могилевской области (99,3% всего сбыта), подробнее проанализируем ситуацию.   

Подобная отрицательная тенденция характерна не только в Могилевской области и республике в целом, но и в государствах Балтии, Украины, России. Это вполне закономерно, потому что такого потребления хлеба, как в бывшем Советском Союзе, нет ни в одной европейской стране. Так если раньше каждый человек употреблял до 800 гр. В сутки, то теперь – не больше 200 гр. Сейчас продукция идет по прямому назначению, она не скармливается на корм скоту, как это было раньше, поэтому само по себе снижение объемов производства и реализации не стоит воспринимать как негативный факт. Хлеб не тот продукт, который должен лежать на складе, он тем и дорог, что будет всегда свежим и в меру. Главное, чтобы население было обеспечено продукцией в полном объеме, заявки торговых организаций выполнялись в полной мере и своевременно.

Для определения  основных тенденций изменения рынка  в будущем и изучения динамики развития рынка сбыта проанализируем соотношение объемов реализации хлебобулочной продукции по группам потребителей за  2006, 2007,  2008 и 2009 году на примере Могилевских производств №2, №3, №4 РУПП «Могилевхлебпром», что позволит выявить резервы на 2010 год.


Анализ структуры  реализации х/б изделий за последние 5 лет позволяет сделать вывод о продолжающемся свертывании реализации продукции в секторе рынка государственных торговых предприятий, так за 2006-2009 год произошло сокращение данного сектора на 10%, причем сектор розничной торговли частной формы собственности увеличился на 10%. Т.о., частная торговля является самым крупным рыночным сектором сбыта хлебобулочной продукции РУПП «Могилевхлебпром».  Следует обратить внимание, что в динамике за 5 последних лет абсолютный объем хлебобулочной продукции, реализуемый через государственную торговлю сократился на 18%, в то время как, объем продаж через частную торговлю обеспечил «перекачивание» утраченных объемов лишь на 10%.  Данная ситуация сложилась в результате сложности контроля за деятельностью предприятий с негосударственной формой собственности, имеющих возможность реализовывать через свою торговую сеть продукцию предприятий-конкурентов предлагающих более дешевую продукцию, но уступающую по качеству продукции РУПП «Могилевхлебпром». Кроме того, конкуренты привлекают к сотрудничеству торговую сеть негосударственной формы собственности условиями оплаты, возврата по черствости и удобными графиками доставки. Немаловажным фактором является цена.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «Могилевхлебпром»