Анализ ликвидности и платежеспособности организации и факторов, воздействующих на их уровень и динамику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Платежеспособность предприятия является внешним проявлением финансового состояния предприятия. Платежеспособность, а также ликвидность предприятия выступают сигнальными показателями, в которых проявляется финансовое состояние предприятия.
Цель дипломной работы выполнение анализа ликвидности и платежеспособности ООО «Автотранс» и факторов, воздействующих на их уровень и динамику.

Файлы: 1 файл

Тема Анализ ликвидности и платежеспособности организации и факторов.docx

— 192.88 Кб (Скачать файл)

Такие пиковые ситуации имеют место в коммерческих организациях, по каким-либо причинам не поддерживающих в достаточном объеме страхового запаса денежных средств на расчетном счете.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные.

В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями от 28.12.2013) неплатежеспособным считается такое предприятие, которое неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа.

Неплатежеспособным может считаться предприятие, где наблюдается постоянное отсутствие денежных средств. В этом случае следует осторожно подходить к оценке неплатежеспособности, она может временной или длительной. Причины такого состояния обычно связаны с недостаточной обеспеченностью финансовыми ресурсами, с невыполнением плана реализации продукции, с нерациональной структурой оборотных средств, с несвоевременным поступлением платежей от контрактов и др.

Важными факторами, определяющими платежеспособность предприятия, являются своевременное осуществление операций, зафиксированных в финансовом плане, пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и увеличения скорости оборота оборотных средств (активов).

Таким образом, предприятие является платежеспособным при условии наличия свободных денежных ресурсов, достаточных для погашения имеющихся обязательств.

Предприятие может быть платежеспособным при отсутствии необходимой суммы свободных денежных средств, если для расчетов с кредиторами оно способно реализовать свои текущие активы.

В процессе анализа платежеспособности в целях финансового планирования на перспективу составляют баланс платежей. В активе этого баланса указывают показатели неплатежей: краткосрочная задолженность по кредитам и расчетным документам поставщиков, недоимки в бюджет и прочие неплатежи (невыплата заработной платы и т.п.).

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. Кроме того, ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу.

 

3. Управление ликвидностью  коммерческой организации: цели  и содержание

 

Одним из важных условий успешного управления финансами предприятий является анализ и диагностика его финансового состояния и финансовой устойчивости. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы укрепления финансового состояния предприятия и его платежеспособности. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

В настоящее время в России проблема оценки финансового состояния предприятия является крайне актуальной, причем как для различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих субъектов, так и для менеджмента самого предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Содержанием анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ представляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия, и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Объектом финансового анализа является бухгалтерская отчетность предприятия. Анализ данных отчетности проводится с целью своевременного выявления и устранения недостатков финансовой деятельности предприятия и нахождения резервов улучшения его финансового состояния.

К основным методам анализа относятся:

  • Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста.
  • Вертикальный (структурный) анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателей (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом).
  • Трендовый (динамический) анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития ситуации. Трендовый анализ может быть построен с помощью методов статистики (скользящее среднее, полином 1-го или 2-го порядка и т.д.) на основе данных как горизонтального, так и вертикального анализа.
  • Расчет финансовых коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. По результатам расчета финансовых коэффициентов производится сравнительный анализ.

 

Таблица 4

Методы анализа финансового состояния предприятия.

Методы анализа

Сущность метода

1

Горизонтальный

 сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции  изменения статей баланса или  их групп и на основании  этого исчислить базисные темпы  роста.

2

Вертикальный

 анализ проводится  в целях определения структуры  итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса  отдельных статей отчетности  в общем итоговом показателей

3

Трендовый

 основан на сравнении  каждой позиции отчетности за  ряд лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование  на этой основе дальнейшего  развития ситуации

4

Расчет финансовых коэффициентов

 расчет соотношений  между отдельными позициями отчета  или позициями разных форм  отчетности




 

 

Управление платежеспособностью проводится как минимум по двум направлениям: повышение платежеспособности и профилактика (снижение) неплатежей. Платежеспособность предприятия можно повысить, если регулярно проводить различные мероприятия, которые устраняют причины и факторы снижения платежеспособности, а также способствующие повышению ликвидности активов. Это рост удельного веса оборотных активов в их составе, повышение доли ликвидности оборотных активов, ускорение оборачиваемости активов.

Немалое значение имеет финансовый имидж предприятия, который позволяет использовать в качестве средства расчетов коммерческие (товарные) векселя. Повышая платежеспособность, предприятие одновременно обеспечивает снижение и профилактику неплатежей. Всегда актуально усиление контроля за платежными потоками.

В этих целях желательно составлять планы поступления и расходования денежных средств, вести платежный календарь.

В свою очередь, платежный календарь представляет собой инструмент, который используется в процессе управления денежными потоками компании. Его ценность как инструмента управления денежными потоками компании заключается в установлении связи между денежными потоками, конкретными моментами или периодами времени и назначением или происхождением денежным сумм.

Основная его задача – синхронизация дат поступлений и выплат денежных средств с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия.

Управление денежными потоками компании создает основу для количественного анализа последствий принятия сложных управленческих решений и формального сравнения различных вариантов решений. Это повышает эффективность как деятельности планово-экономических служб предприятий, так и решений, принимаемых руководством компаний.

Формами предотвращения неплатежей покупателей являются авансовые платежи, предоплата, использование аккредитивов, различных видов поручительства со стороны финансово благонадежных структур (устойчивых банков, крупных страховых, финансовых, инвестиционных компаний, органов власти и др.), а также осуществление сделок с залогом.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных сложных условиях мирового финансового кризиса, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать состояние своего предприятия, состояние потенциальных конкурентов и уметь адаптироваться в условиях быстроизменяющейся внешней среды.

Рассматривая финансовое состояния предприятия, можно обнаружить следующие проблемы:

  • низкая финансовая устойчивость. Грозит проблемами в погашении обязательств в будущем, зависимостью предприятия перед кредиторами, что это означает потерю самостоятельности;
  • низкая платежеспособность. Это означает, что у предприятия в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для того, чтобы своевременно расплатиться по своим обязательствам, с кредиторами, персоналом предприятия. Вовремя произвести оплату налогов и сборов. Проблемы с погашением обязательств означают снижение коэффициента ликвидности. Коэффициент общей ликвидности помогает оценить потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов.
  • недостаточное удовлетворение интересов собственника. Данная проблема связана с «низкой рентабельностью собственного капитала». Это означает, что собственник получает доходы, значительно меньшие вложенных средств. О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал скажет снижение показателей рентабельности.

Управление ликвидностью - это деятельность предприятия, банка по обеспечению такого размещения средств, чтобы в любой момент имелась возможность расплатиться по обязательствам (в короткий период времени превратить активы в денежные средства). Существует ряд методов управления ликвидностью:

1) общий метод распределения  средств, заключающийся в распределении  привлеченных и собственных средств  по каналам размещения из единого  фонда в соответствии с потребностями  и интуицией;

2) метод распределения  активов (конверсии средств), заключающийся  в размещении активов в соответствии  со сроками пассивов (например, срочные  вклады до одного года направляются  на предоставление кредитов до  одного года);

3) метод научного управления, использующий аппарат линейного  программирования для оптимизации  распределения средств.

 

4. Управление дебиторской  и кредиторской задолженностью  организации

 

В процессе своей повседневной хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные виды отношений с юридическими и физическими лицами. Оно заключает и осуществляет сделки, выполняет обязанности, которые предусмотрены действующим законодательством. В результате такой деятельности появляются денежные обязательства, подлежащие исполнению (кредиторская задолженность). И, наоборот, у других лиц возникают долги по отношению к предприятию (дебиторская задолженность).

Дебиторская и кредиторская задолженность –– естественное явление для существующей в России системы расчетов между предприятиями. Вряд ли найдется хоть одна организация, у которой на отчетный период отсутствовала бы та или иная форма задолженности.

Наличие как активных, так и пассивных обязательств у предприятия стало настолько обыденным и очевидным, что зачастую управлению дебиторской и кредиторской задолженностью уделяется недостаточно внимания.

В каждом хозяйственном цикле авансированные денежные средства должны возобновляться, то есть возвращаться предприятию с прибылью. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков - платежей. В то же время кредиторская задолженность как долговое обязательство организации, всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле.

Систему управления дебиторской и кредиторской задолженностью можно разделить на два крупных блока:

1) кредитная политика, позволяющая  максимально эффективно использовать  задолженность как инструмент  увеличения продаж;

2) комплекс мер, направленных  на снижение риска возникновения  просроченной или безнадежной  дебиторской задолженности.

При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, предприятие в первую очередь ориентируется на свою стратегию, т.к. увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск.

Информация о работе Анализ ликвидности и платежеспособности организации и факторов, воздействующих на их уровень и динамику